Автор делает вывод, что успешность обучения младших школьников в классе фортепиано может быть реально достигнута, но лишь при условии, что в педагогической работе используется продуманная система методов формирования мотивации учебной деятельности.
Ключевые слова: музыка, мотивация, фортепиано, школа искусств.
The author concludes that the success of teaching younger students in the piano class can be really achieved, but only on the condition that in the pedagogical work a well-thought-out system of methods of formation of motivation of educational activity is used.
Key words: music, motivation, piano, art school.
Музыкальные пристрастия детей, в своем большинстве, находятся в зависимости от массовой культуры. Родители же заинтересованы дать детям общеэстетическое развитие, не рассматривая возможность последующей его профессионализации [3, с. 18]. Отдавая ребенка в музыкальную школу, многие не задумываются, что предлагаемый детям репертуар, как непосредственное содержание музыкального образования, может не только способствовать повышению интереса к обучению, но и негативно сказываться на желании детей продолжать обучение.
Действующие в настоящее время программы обучения музыке лишь в малой степени учитывают потребности детей, в целом, и изменившуюся объективную ситуацию в музыкальном образовании в начальном его звене, в частности. Педагогический персонал не может не учитывать данный факт и должен восприниматься как средство, которое способствует поднятию интереса к своей специальности.
Именно мотивационная сторона обучения младших школьников в классе фортепиано, является наименее управляемой. Мотивация формируется стихийно. Иными словами — это тот результат, который смогли достичь преподаватели, нежели предмет специальной, целенаправленной, систематической работы. Многие исследователи придерживаются мнения, что проблематика мотивации является одной из центральных в науках о человеке. Человек может осознать свои мотивы не автоматически, а в результате особой активности.
Зачастую педагоги музыкальных школ строят свою работу принимая во внимание только внешнюю, формальную характеристику поведения ученика, не пытаясь вникнуть в его внутреннее содержание. Если педагог смог добиться от ученика формы поведения, которое отвечает моральным нормам, еще нельзя говорить, что педагог смог понять мотивы обучения. Как результат — отсутствие понимания личностных мотивов деятельности ученика, не позволяет рассчитывать педагогу на то, чтобы верно определить его поведение в музыкальном обучении в классе фортепиано.
Традиционная школа не привыкла мотивировать, она привыкла только требовать от ученика [4, с. 1–5]. В контексте сказанного вполне справедливо утверждение, что «не понимая мотивации младшего школьника, педагог работает «вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни результаты его собственного воздействия» [2, с. 5].
Учителя детских музыкальных школ должны не только научить детей владеть инструментом, но и заинтересовать их в обучении, сделать это необходимой потребностью. Если ребенок только переступил порог музыкальной школы добиться этого сложнее, дети ещё не могут видеть конкретный результат своей работы. Не следует забывать, что желание сделать музыку своей профессией может обнаруживаться далеко не впервые годы обучения. Именно мотивацию нужно рассматривать как одну из важных задач музыкально-образовательного процесса. В тоже время, в практической деятельности, относительно формирования мотивации, имеют место значительные противоречия. Как известно, не многие ученики, закончив музыкальную школу, становятся профессиональными музыкантами. Но иных преимуществ музыкального образования родители, которые определяют своих чад в класс фортепиано, не знают. Следовательно, вопрос — зачем ребенку тратить много времени, сил и средств на обучение, не имея желания в последующем реализовать себя как профессионал?
Сегодня, в условиях реформы системы общего и профессионального образования, как никогда важно не только способствовать созданию условий, которые бы способствовали гармоничному развитию личности, но и обеспечить педагогов музыкальных школ педагогическими средствами, способными формировать у младших школьников мотивацию к обучению музыке, в том числе в классе фортепиано.
Мотивацию к занятиям музыкой следует считать основным фактором успешного развития учеников на всех этапах обучения.
Из теории психологии известно, что мотивы к обучению бывают внешние и внутренние. Одним из сильнейших является мотив познавать новое (познавательный). Таким образом, работая с младшими школьниками нужно развивать внутреннюю мотивацию, опираться на важные импульсы — тяга познавать новое, повышенная восприимчивость [1, с. 301].
Ряд причин нежелания детей обучаться игре на фортепиано это следствие того, что и в начале музыкального пути, и на всём его протяжении взрослые не уделяли должного внимания ребенку. И речь идет не только о педагогах, но и родителях. Совместные занятия родителей и детей в игре на фортепиано имеют ориентирующее значение, поскольку, во-первых, это положительный пример и помощь, а дети учатся на примерах и рассчитывают на помощь, а во-вторых — это возможность проводить занятия в виде игр, а дети любят играть с родителями.
Не стоит надеяться, что у младших школьников мотивы возникнут сами по себе. Отношение ученика к учебной деятельности определяется, прежде всего, преподавателем: как последний организует данную деятельность.
Работая в детской школе искусств № 2 города Волгограда, я стараюсь формировать мотивацию к обучению, как только ученики впервые переступают порог школы и только благодаря этому, уже к 3-ему, 4-ому классу мотивация становиться устойчивой. Успешному формированию мотивации способствует четкое следование трем педагогическим принципам, которым безукоризненно следую:
- Активирую учебно-познавательную деятельность школьников, учу детей получать радость от самого процесса изучения произведения (процессуальная мотивация). Данный принцип очень важен. Порой столько сил уходит на совершенствование, а результатом ученик не всегда бывает доволен. Вот почему так важно сделать акцент на умении получать радость от того, что делаешь, от самого процесса.
- Активирую диалогическую направленность во взаимоотношениях «Учитель-ученик». Сложно поспорить с тем, что диалогическое общение между учителем и учеником способствует наиболее успешному овладению изучаемого материала.
- Безотметочно оцениванию. В своем большинстве учеников разделяют на хорошистов и отличников, что не может не приводить к тому, что интерес школьников к обучению снижается. Такая система делает затруднительным индивидуализацию обучения, является мало информативной и имеет травмирующий характер, так как является не только системой вознаграждения, но и системой наказания.
Безотметочное обучение — поиск нового подхода к оцениванию. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно оказывать влияние на отношение к предмету.
Итак, успешность обучения младших школьников в классе фортепиано может быть реально достигнута, но лишь при условии, что в педагогической работе используется продуманная система методов формирования мотивации учебной деятельности.
Литература:
- Ачилова, Э. М. Формирование мотивации к занятиям музыкой у подростков в процессе освоения джазовой импровизации на фортепиано // Молодой ученый. — 2017. — № 9. — С. 301–304.
- Волювач, Екатерина Викторовна. Формирование мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано: дис.... кандидата педагогических наук /Е. В. Волювач. — Краснодар, 2005. — 174 с.
- Козырева, Е. В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на фортепиано: из опыта дифференцированного подхода /Е. В. Козырева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2008. — № 6. — С.18.
- Максимова, Л. А.. Формирование учебной мотивации у младших школьников /Л. А. Максимова, М. И. Андросова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 1–5.