«Учителя и учительницы фортепиано! Начинайте не с постановки руки, а с постановки души: как известно, у пианистов она помещается в крохотных кончиках пальцев» [1, с 123].
Натан Перельман
Обучение игре на фортепиано, особенно его начальный этап — является самым трудоёмким и ответственным, как для педагога, так и для начинающего пианиста. Системность — играет огромную роль в развитии пианистического аппарата и физических возможностей. Любая деятельность требует сознательного и направленного труда. Поэтому у учащихся, необходимо последовательно развивать мышление и волю, приучать к преодолению трудностей, вырабатывать стремление самостоятельно справляться со сложными задачами, развивать творческую инициативу и воображение.
Немало важной частью для начинающего пианиста является, правильная посадка за инструментом. Она важна для того, чтобы сформировать основу, или базу правильного положения рук и пальцев будущего музыканта. В противном случае, будет опасность того, что из-за неправильной посадки и постановки рук не будет хорошего фундамента для наработки и освоения быстрой, скоростной игры на инструменте, а также глубокого и сочного звука. Сидеть нужно на достаточном расстоянии от клавиатуры. Слишком близкая к клавиатуре посадка будет стеснять движения рук. Нельзя сидеть слишком далеко от клавиатуры, в этом случае руки будут находиться в вытянутом состоянии, что не даст необходимой свободы движениям рук. Посадка должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом будут слегка отодвинуты от корпуса.
Огромный диапазон возможностей звучания фортепиано, различных технических приёмов, требуют от рук определённой эластичности, обеспечения координации всех частей руки. Движения рук должны быть лишены всякой скованности, свободны от плеча до кончиков пальцев. Перенос руки с клавиши на клавишу на любое расстояние должен быть свободным, осуществляться одним движением, целенаправленно и экономично. В то же время недопустимо расхлябанность и вялость. На клавиатуру нужно ставить всю руку «от корпуса». Кисть пианиста должна иметь округлую, куполообразную форму: все суставы видны, не прогибаются внутрь купола. Наиболее удобным способом организации руки Ф. Шопен считал игру следующей последовательности: e — fis — gis — ais- h (his). В такой позиции 2-й, 3-й, 4-й пальцы обеих рук попадают на черные клавиши, а 1-й и 5-й (в более короткие) на белые [2, с 22].
Первые приёмы игры на фортепиано состоят из наиболее простых и ясных движений. Лучше начинать игру с приёма «non legato», тренируя последовательно каждый из пальцев. При этом нужно добиваться, чтобы ученик не толкал пальцем клавишу, не стучал по ней. Мягко, плотно и глубоко «погружал» палец в клавишу, следя, чтобы кисть выполняла функцию своего рода рессоры (пружины). В работе над приёмом «legato» (не слишком задерживаясь на изучении «nonlegato») необходимо добиваться мягкого, без толчков «переступания» с пальца на палец, связного и певучего звука. Умение уловить затухающий звук — трудная задача, но совершенно необходимая в работе с «legato». Без этого нельзя добиться связной игры. Приём «staccato» следует осваивать по возможности позже: слишком ранняя игра «staccato» вызовет напряжённость и зажатость руки.
Особое внимание в работе с пианистическим аппаратом следует уделить запястью. Оно служит «мостиком» — проводником различных движений и корректирует эти движения. Запястье еще называют «дыхательным аппаратом» руки. Поэтому попытки придать ему только высокое, низкое или среднее положение приводят к зажатости не только запястья, но и других частей руки. Начинающему пианисту необходимо овладеть двумя формами движения запястья: вертикальными и горизонтальными. Это происходит в работе над освоением основных приемов звукоизвлечения: «non leqato», «leqato», «staccato». Особенно важно овладение горизонтальной формой движения запястья, что позволяет пианисту достигать ровности звучания в гаммах, пассажах, коротких арпеджио, а также избежать ненужных акцентов.
С первых шагов, необходимо приучать ребенка к правильному звукоизвлечению. К знакомым функциям рук прибавляется еще одна — руки становятся его голосом, они научаются петь и говорить, выражать звуками то, что ребенок чувствует. И руки — голос могут петь и говорить тихо и громко, ласково и сердито, мягко и резко, распевно и сухо. Вот установка, которая должна быть усвоена, понятна и прочувствована. В работе с учеником педагог в нужных случаях «переливает» из своих рук в руки ученика моторные ощущения, своими руками в буквальном смысле слова формует, «лепит» податливые руки ребенка, призывает к подражанию, прибегает к сопоставлениям, понятным ученику [3, с12].
Часто педагоги начинают обучение пианиста с требования свободы рук, в то время как у учащегося понятие свободы иногда ассоциируется с понятием расслабленности игрового аппарата. Кроме того, частые напоминания о свободе: «опусти плечи», «освободи локоть», «не напрягай кисть» и т. п. — вызывают особое внимание к этим частям аппарата и как результат — их зажатость. Правильнее говорить о целесообразности, организованности действий рук и их частей. Причем сам характер игровых движений должен обеспечивать необходимое состояние каждой из частей руки: упругую и эластичную организованность одной части и расслабленность или пассивность другой. Свобода рук должна быть не самоцелью для ученика, а лишь средством для выполнения тех или иных заданий.
Начальный этап обучения является решающим во всей дальнейшей судьбе музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастет огромное дерево. Очень важно, как и на каком музыкальном материале воспитывается ученик. В процессе урока необходимо создавать эмоциональную, доброжелательную атмосферу, применять как можно больше игровых приёмов. Если ребенок что-нибудь очень любит, он способен проявить чудеса неутомимости и дать такие результаты работы, на которые педагог не смел и надеяться. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля работы, тем больше окажется возможностей для формирования и становления юного музыканта-пианиста.
Литература:
- Т. Б. Юдовина — Гальперина «За роялем без слёз, или Я — детский педагог» / Санкт-Петербург М: 1996. -195с.
- Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 1 /Сост. В. А. Натансон. / — Музыка, М: 1979- 159с.
- А. Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва, / «Советский композитор», 1986 г. — 103с.
- А. Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков. Ленинград, «Музыка»,1985 г.