Использование рабочей тетради в обучении изобразительной деятельности в начальном классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 16.02.2018

Статья просмотрена: 1482 раза

Библиографическое описание:

Халилов, Р. Ш. Использование рабочей тетради в обучении изобразительной деятельности в начальном классе / Р. Ш. Халилов, Р. Р. Атажанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48351/ (дата обращения: 16.12.2024).



Основными задачами профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня, компетентного, ответственного, конкурентно способного на современном рынке труда, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту.

Для этой цели необходимо так организовать учебный процесс, чтобы самостоятельная работа учащихся была организованна таким образом, чтобы обеспечивалась обратная связь педагога и обучаемого. Обеспечить успешное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств контроля за течением этих процессов.

Рабочая тетрадь является таким средством, которое может обеспечить формирование мыслительных процессов, будет способствовать повышению эффективности обучения учащихся и уровня их творческого развития. Использование рабочих тетрадей имеет широкое распространение в современном образовании, т. к. играют особую роль в решении проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.

Применение рабочих тетрадей способствуют формированию и развитию у школьников учебной деятельности, интеллектуальных умений; обеспечивают самостоятельное усвоение и применение знаний по конкретной учебной дисциплине.

Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.

Рабочая тетрадь — пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется преимущественно на первоначальных этапах изучения темы с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности учащихся [3].

Использование рабочей тетради способствуют решению следующих образовательные задачи:

– усвоение технических понятий и знаний;

– приобретение практических умений и навыков;

– формирование специальных умений и навыков;

– развитие самоконтроля;

– развитие элементов мышления;

– контроль хода обучения.

Разработка листов рабочей тетради призвано обеспечивать формирование мыслительной деятельности. После объяснения нового материала, идет закрепление нового материала — работа с рабочей тетрадью, где учащиеся поэтапно воспроизводят изложенный материал, то есть преподаватель управляет течением и формированием мыслительной деятельности учащихся, и имеет полученный результат.

Созданием тетрадей на печатной основе занимались многие авторы, в том числе А. Н. Мансуров, С. А. Чандаева, А. А. Шаповалов, группы авторов Московского государственного педагогического института и Благовещенского государственного педагогического института, И. Н. Верещагина и В. И. Сиротин и др.

Анализ методической литературы и исследовательских работ вышеперечисленных авторов позволил выделить определенные требования к данному виду учебных изданий.

Рабочая тетрадь должна отвечать следующим требованиям:

– отражать темы курса (раздела) учебной дисциплины.

– быть доступной и интересной по содержанию каждому учащемуся, содержать дифференцированные задания;

– сочетать в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений.

В рабочей тетради могут предлагаться специально разработанные типы заданий-упражнений. Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена; при этом она исправляется в том месте, где была совершена.

Выделяют три вида рабочей тетради:

  1. Информационная рабочая тетрадь содержит в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация задает студентам ориентацию в содержании рассматриваемой темы.
  2. Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы занятия. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может определить, на каком этапе обучения обучаемый допускает ошибку и в процессе занятий устранить ее.
  3. Смешанная рабочая тетрадь включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

Смешанный вид рабочей тетради — наиболее предпочтителен, так как включает в себя и информационный, и тренировочный, и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал; в тренировочный — задания для самостоятельной работы; в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений.

В результате анализа специальной литературы можно выделить следующие дидактические функции рабочих тетрадей:

компенсаторная — облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья педагога и учащихся;

информативная — передача учащимся необходимой для обучения информации;

интегративная — рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

познавательная — развитие познавательного интереса, умения наблюдать, мыслить, развивать эстетический вкус;

формирующая — формирование видов познавательной деятельности, приемов познания и способов усвоения.

Выделяют следующие критерии использования рабочих тетрадей на лекциях:

– рабочие тетради облегчают педагогу планирование учебного занятия;

– позволяют сочетать на занятии устную и письменную работу;

– избавляют учащихся от большого объема механической работы;

– помогают учащимся выделять в тексте наиболее важную и существенную информацию;

– способствуют привлечению всей группы учащихся к активной познавательной деятельности.

В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся при формировании понятий, применяются:

– основные определения;

– построение схем, дополнение определенных элементов;

– заполнение таблиц;

– определение параметров и т. д.

Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки листов рабочей тетради. В определениях основных документов пропущены ключевые слова в виде многоточия (......), т. е. названия изучаемых понятий.

Для вычерчивания схем в листе рабочей тетради задается основа построения, т. е. вычерчены в готовом виде элементы. Учащиеся должны достроить схему и изобразить связь между определенными элементами, так же по определенному алгоритму заполняют «окошечки» в схемах. В готовом виде даются таблицы, где есть необходимость последовательного заполнения, внесение информации поясняющего характера.

В рабочей тетради есть такие задания, где необходимо расставить соответствующие параметры. Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание заданий или проблемные вопросы.

Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, задают ориентировочную основу деятельности, построение схем, определение связей между элементами, формируют исполнительские действия. И, наконец, решение заданий, формулировка выводного знания определяет уровень сформированное знаний и умений учащихся.

Рабочие тетради могут включать вопросы и задания следующих групп:

– на воспроизведение изученного материала;

– для развития мыслительных операций;

– для практического применения полученных теоретических знаний.

Задания в рабочей тетради выполняются в виде рисунков, схем. В тетради должны быть решения задач, выполнения заданий по данной теме из учебника. Для выполнения работ в тетрадях рекомендуется оставить достаточно свободного места.

Структура и содержание рабочей тетради может соответствовать следующим компонентам:

  1. Информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения.
  2. Задачи и упражнения для самостоятельной работы ученика: развивающие и творческие задачи и упражнения.
  3. Обобщение и заключение по каждой теме: контрольные вопросы.

Отдельные занятия могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала с помощью рабочей тетради. Такая работа проводится индивидуально. Тем самым происходит приобщение учеников к самостоятельной, исследовательской работе.

Примеры работы с рабочей тетрадью:

В начале занятия ученики повторяют теоретический материал. На повторение теоретического блока ученикам дается 10 минут. Ученики берут рабочие тетради и открывают на нужной странице.

После того как ответили на вопросы ученики приступают к выполнению практических заданий для того, чтобы преподаватель мог проверить, как усвоен практический материал данной темы. На выполнение практического задания ученикам отводится 20–25 минут.

Все этапы работы учеников оцениваются преподавателем, и в конце занятия он выставляет каждому ученику общую оценку.

Таким образом, можно выделить основные достоинства рабочей тетради:

– системный подбор постепенно усложняющихся заданий;

– экономия времени учеников за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия;

– возможность больше рисовать во время урока розных задач.

Литература:

  1. Аксенова, О. В. Рабочая тетрадь по информатике для первого класса. На правах рукописи.- Барнаул, 1997–1998.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г. И. Щукиной, — М., 1984. — 176 с.
  3. Р.О. Чешков «Создание и использование рабочей тетради»
Основные термины (генерируются автоматически): рабочая тетрадь, задание, учащийся, учебный материал, готовый вид, информационный блок, печатная основа, самостоятельная работа, учебная дисциплина, учебная информация.


Похожие статьи

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование лирического текста в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте

Важность фонетического аспекта при обучении иностранному языку в младшей школе

Использование мультимедийных средств обучения на уроках истории в специальной (коррекционной) школе

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Использование проектного метода в классе специального фортепиано в «Детской школе искусств»

Использование технологии музейной педагогики в школьном обучении химии

Алгоритмический подход в преподавании графических дисциплин в техническом вузе

Использование ИКТ на уроках математики в 1 классе

Похожие статьи

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование лирического текста в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте

Важность фонетического аспекта при обучении иностранному языку в младшей школе

Использование мультимедийных средств обучения на уроках истории в специальной (коррекционной) школе

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Использование проектного метода в классе специального фортепиано в «Детской школе искусств»

Использование технологии музейной педагогики в школьном обучении химии

Алгоритмический подход в преподавании графических дисциплин в техническом вузе

Использование ИКТ на уроках математики в 1 классе

Задать вопрос