В представленной статье авторами рассматривается вопрос о критериях разработки авторской рабочей тетради по английскому языку как инструмента развития самостоятельной учебной деятельности учащихся. Исследователями изучены стандарты разработки рабочей тетради для школьников.
Ключевые слова: рабочая тетрадь, английский язык
В настоящее время в практику учебных заведений активно вводятся новые методы обучения. Эти методы способствуют воспитанию интереса учащихся к изучаемым предметам, а так же развитию мотивации к приобретению новых знаний у учащихся. Такому развитию также способствуют современные технические и иные средства обучения.
В наши дни, несомненно, нелегко представить себе преподавателя, применяющего в своей практике только учебник. Для успешного постижения учащимися предмета необходимо использовать самые разнообразные средства обучения, чтобы усилить наглядность и доступность осваиваемого материала [3, с. 218].
В процессе обучения необходимо поддерживать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В этих целях существуют такие средства обучения, которые способствуют активизации самостоятельной работы учащихся. Грамотная организация самостоятельной работы имеет большую важность. Она задействует творческий потенциал учащихся, а так же способствует развитию навыков самообразования [1, с. 83].
Одним из современных дополнительных средств обучения является особый вид учебной литературы — рабочая тетрадь. Мы можем смело утверждать, что в настоящее время рабочая тетрадь по английскому языку стала неотъемлемым инструментом в изучении английского языка. Согласно ГОСТ 7.60–2003, рабочая тетрадь — это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета [2].
Иными словами, рабочая тетрадь как приложение к учебнику — это структурированное и правильно скомпонованное дополнительное пособие по изучению английского языка для учащихся. Обычно рабочая тетрадь представляет собой сборник практических заданий по пройденным в учебнике темам. В рабочей тетради представлены задания, призванные закрепить полученные на уроках навыки, чаще всего грамматические и фонетические, однако нередко встречаются задания на развитие навыков устной и письменной речи.
Тем не менее, следует заметить, что существующие рабочие тетради не всегда соответствуют задаваемым педагогом критериям. Некоторые рабочие тетради подходят только для учеников с определенным уровнем понимания языка. В некоторых рабочих тетрадях распределение материала на отработку не всегда соответствует нуждам преподавателя. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью доработки существующей рабочей тетради или составления авторской рабочей тетради по английскому языку. Авторская рабочая тетрадь полностью соответствует нуждам преподавателя, ведь преподаватель сам компонует материал в соответствии со своими нуждами. Автор может принять во внимание все языковые особенности учащихся и распределить материал в нужном порядке.
В данной статье мы рассматриваем критерии, необходимые для разработки автономной авторской рабочей тетради, то есть рабочей тетради, не привязанной к какому-либо конкретному учебному пособию. Так как в первую очередь рабочая тетрадь предназначена для развития самостоятельной деятельности учащихся, она должна быть направлена на соавторство или сотворчество с учащимся. Чтобы развить у учащихся мотивацию к самостоятельному обучению, необходимо насытить рабочую тетрадь творческими заданиями, направленными на самостоятельное изучение поставленного в задании вопроса, нежели на простое заучивание материала.
Рабочая тетрадь — это такое учебное пособие, при работе с которым учащийся может записывать ответы на задания непосредственно в нем, подчёркивать или вписывать правильный ответ. Таким образом, необходимо озаботиться тем, чтобы работа с пособием была не только полезной и удобной, но и интересной для учащегося. Поэтому необходимо сопровождать задания красочными иллюстрациями [1, с. 84].
Как и любое учебное пособие, рабочая тетрадь должна соответствовать не только пожеланиям преподавателя, но и принятым стандартам образования. Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) к выпускнику пятого класса общеобразовательной средней школы предъявляются определённые требования к полученным результатам. Таким образом, основываясь на ФГОС, изучение предмета «английский язык» направлено на достижение следующих предметных результатов: развитие коммуникативных умений, а так же навыков оперирования языковыми средствами.
К коммуникативным умениям относятся такие умения, как: говорение, аудирование, чтение и письмо. Согласно ФГОС, выпускник пятого класса средней общеобразовательной школы должен уметь:
– Участвовать в простых диалогах;
– Составлять краткое описание объекта, картинки, персонажа по образцу;
– Кратко рассказать о себе, своей семье, друзьях.
– Понимать на слух речь педагога и одноклассников при общении и вербально или невербально реагировать на высказывания;
– Сопоставлять графический образ английского слова с его фонетическим образом;
– Читать вслух небольшой текст, выстроенный на усвоенном языковом материале, придерживаясь правил произношения и соответствующей интонации;
– Читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного на усвоенном языковом материале.
– Списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, элементарные предложения.
К языковым средствам относятся: графика, каллиграфия, орфография, а так же фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи. К концу пятого класса, учащийся должен уметь:
– Употреблять английский алфавит, знать последовательность букв в нем;
– Правильно воспроизводить графически и каллиграфически все буквы английского алфавита;
– Употреблять базовые правила чтения и орфографии;
– Различать на слух и адекватно выговаривать все звуки английского языка;
– Различать коммуникативные типы предложения по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные;
– Правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных свойств.
– Распознавать в письменном и устном тексте усвоенные лексические единицы;
– Различать и применять в речи следующие грамматические явления: существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем; модальные глаголы; личные, притяжательные и указательные местоимения; количественные (до 100) и порядковые (до 20) числительные; наиболее распространенные предлоги для выражения временных и пространственных отношений между объектами.
Рабочая тетрадь — это способ освободить педагога от механической работы и организовать его деятельность. Так как рабочая тетрадь может применяться на любом этапе занятия, преподаватель может сам выбрать время для того, чтобы отойти от механической работы по заучиванию данного материала и перейти к творческой работе с учащимися. Рабочая тетрадь позволяет преподавателю проверить эффективность самостоятельной работы учащихся. Для учащегося же рабочая тетрадь — это инструмент по развитию навыков самостоятельной работы. Выполняя задания, приведенные в рабочей тетради, учащийся имеет возможность продемонстрировать приложенные для их выполнения способности.
Таким образом, как мы видим, рабочая тетрадь — поистине незаменимый инструмент в работе преподавателя. Среди преимуществ рабочей тетради перед традиционными учебными пособиями можно выделить: отсутствие необходимости тратить время на запись домашних и классных заданий, возможность провести подготовку учащихся к заданиям на занятии, а так же наличие большого количества иллюстраций, что способствует лучшему усвоению материала, а так же развитию мотивации к самостоятельному обучению.
Литература:
- Малышев Б. В. Воронцов А. А. Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения. — Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3–1. С. 83–84.
- ГОСТ 7.60–2003, Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды Термины и определения [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135715/ (дата обращения: 24.11.2016).
- Ханипова Е. Х. Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения. — Общество, наука и инновации. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. (стр. 218–220)