Критерии разработки авторской рабочей тетради по английскому языку для учащихся 5 класса средней школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 10.02.2017

Статья просмотрена: 1085 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Л. О. Критерии разработки авторской рабочей тетради по английскому языку для учащихся 5 класса средней школы / Л. О. Чернова, К. С. Цеунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39405/ (дата обращения: 16.12.2024).



В представленной статье авторами рассматривается вопрос о критериях разработки авторской рабочей тетради по английскому языку как инструмента развития самостоятельной учебной деятельности учащихся. Исследователями изучены стандарты разработки рабочей тетради для школьников.

Ключевые слова: рабочая тетрадь, английский язык

В настоящее время в практику учебных заведений активно вводятся новые методы обучения. Эти методы способствуют воспитанию интереса учащихся к изучаемым предметам, а так же развитию мотивации к приобретению новых знаний у учащихся. Такому развитию также способствуют современные технические и иные средства обучения.

В наши дни, несомненно, нелегко представить себе преподавателя, применяющего в своей практике только учебник. Для успешного постижения учащимися предмета необходимо использовать самые разнообразные средства обучения, чтобы усилить наглядность и доступность осваиваемого материала [3, с. 218].

В процессе обучения необходимо поддерживать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В этих целях существуют такие средства обучения, которые способствуют активизации самостоятельной работы учащихся. Грамотная организация самостоятельной работы имеет большую важность. Она задействует творческий потенциал учащихся, а так же способствует развитию навыков самообразования [1, с. 83].

Одним из современных дополнительных средств обучения является особый вид учебной литературы — рабочая тетрадь. Мы можем смело утверждать, что в настоящее время рабочая тетрадь по английскому языку стала неотъемлемым инструментом в изучении английского языка. Согласно ГОСТ 7.60–2003, рабочая тетрадь — это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета [2].

Иными словами, рабочая тетрадь как приложение к учебнику — это структурированное и правильно скомпонованное дополнительное пособие по изучению английского языка для учащихся. Обычно рабочая тетрадь представляет собой сборник практических заданий по пройденным в учебнике темам. В рабочей тетради представлены задания, призванные закрепить полученные на уроках навыки, чаще всего грамматические и фонетические, однако нередко встречаются задания на развитие навыков устной и письменной речи.

Тем не менее, следует заметить, что существующие рабочие тетради не всегда соответствуют задаваемым педагогом критериям. Некоторые рабочие тетради подходят только для учеников с определенным уровнем понимания языка. В некоторых рабочих тетрадях распределение материала на отработку не всегда соответствует нуждам преподавателя. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью доработки существующей рабочей тетради или составления авторской рабочей тетради по английскому языку. Авторская рабочая тетрадь полностью соответствует нуждам преподавателя, ведь преподаватель сам компонует материал в соответствии со своими нуждами. Автор может принять во внимание все языковые особенности учащихся и распределить материал в нужном порядке.

В данной статье мы рассматриваем критерии, необходимые для разработки автономной авторской рабочей тетради, то есть рабочей тетради, не привязанной к какому-либо конкретному учебному пособию. Так как в первую очередь рабочая тетрадь предназначена для развития самостоятельной деятельности учащихся, она должна быть направлена на соавторство или сотворчество с учащимся. Чтобы развить у учащихся мотивацию к самостоятельному обучению, необходимо насытить рабочую тетрадь творческими заданиями, направленными на самостоятельное изучение поставленного в задании вопроса, нежели на простое заучивание материала.

Рабочая тетрадь — это такое учебное пособие, при работе с которым учащийся может записывать ответы на задания непосредственно в нем, подчёркивать или вписывать правильный ответ. Таким образом, необходимо озаботиться тем, чтобы работа с пособием была не только полезной и удобной, но и интересной для учащегося. Поэтому необходимо сопровождать задания красочными иллюстрациями [1, с. 84].

Как и любое учебное пособие, рабочая тетрадь должна соответствовать не только пожеланиям преподавателя, но и принятым стандартам образования. Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) к выпускнику пятого класса общеобразовательной средней школы предъявляются определённые требования к полученным результатам. Таким образом, основываясь на ФГОС, изучение предмета «английский язык» направлено на достижение следующих предметных результатов: развитие коммуникативных умений, а так же навыков оперирования языковыми средствами.

К коммуникативным умениям относятся такие умения, как: говорение, аудирование, чтение и письмо. Согласно ФГОС, выпускник пятого класса средней общеобразовательной школы должен уметь:

– Участвовать в простых диалогах;

– Составлять краткое описание объекта, картинки, персонажа по образцу;

– Кратко рассказать о себе, своей семье, друзьях.

– Понимать на слух речь педагога и одноклассников при общении и вербально или невербально реагировать на высказывания;

– Сопоставлять графический образ английского слова с его фонетическим образом;

– Читать вслух небольшой текст, выстроенный на усвоенном языковом материале, придерживаясь правил произношения и соответствующей интонации;

– Читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного на усвоенном языковом материале.

– Списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, элементарные предложения.

К языковым средствам относятся: графика, каллиграфия, орфография, а так же фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи. К концу пятого класса, учащийся должен уметь:

– Употреблять английский алфавит, знать последовательность букв в нем;

– Правильно воспроизводить графически и каллиграфически все буквы английского алфавита;

– Употреблять базовые правила чтения и орфографии;

– Различать на слух и адекватно выговаривать все звуки английского языка;

– Различать коммуникативные типы предложения по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные;

– Правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных свойств.

– Распознавать в письменном и устном тексте усвоенные лексические единицы;

– Различать и применять в речи следующие грамматические явления: существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем; модальные глаголы; личные, притяжательные и указательные местоимения; количественные (до 100) и порядковые (до 20) числительные; наиболее распространенные предлоги для выражения временных и пространственных отношений между объектами.

Рабочая тетрадь — это способ освободить педагога от механической работы и организовать его деятельность. Так как рабочая тетрадь может применяться на любом этапе занятия, преподаватель может сам выбрать время для того, чтобы отойти от механической работы по заучиванию данного материала и перейти к творческой работе с учащимися. Рабочая тетрадь позволяет преподавателю проверить эффективность самостоятельной работы учащихся. Для учащегося же рабочая тетрадь — это инструмент по развитию навыков самостоятельной работы. Выполняя задания, приведенные в рабочей тетради, учащийся имеет возможность продемонстрировать приложенные для их выполнения способности.

Таким образом, как мы видим, рабочая тетрадь — поистине незаменимый инструмент в работе преподавателя. Среди преимуществ рабочей тетради перед традиционными учебными пособиями можно выделить: отсутствие необходимости тратить время на запись домашних и классных заданий, возможность провести подготовку учащихся к заданиям на занятии, а так же наличие большого количества иллюстраций, что способствует лучшему усвоению материала, а так же развитию мотивации к самостоятельному обучению.

Литература:

  1. Малышев Б. В. Воронцов А. А. Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения. — Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3–1. С. 83–84.
  2. ГОСТ 7.60–2003, Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды Термины и определения [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135715/ (дата обращения: 24.11.2016).
  3. Ханипова Е. Х. Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения. — Общество, наука и инновации. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. (стр. 218–220)
Основные термины (генерируются автоматически): рабочая тетрадь, английский язык, учащийся, учебное пособие, авторская рабочая тетрадь, задание, английский алфавит, механическая работа, небольшой текст, самостоятельная работа.


Похожие статьи

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Обучение профессионально-ориентированному чтению на русском языке студентов национальных групп

Данная статья посвящена исследованию процесса обучения профессионально-ориентированному чтению студентов национальных групп. Раскрыта сущность профессионально-ориентированного чтения. Рассмотрены различные аспекты преподавания данного вида чтения для...

Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся

В статье автор исследует эффективность метода проектов в организации внеклассной деятельности по иностранному языку с целью раскрытия личностного потенциала учащихся.

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлена методическая разработка урока на основе короткометражного фильма. Она содержит пошаговые инструкции для преподавателя, а также раздаточный материал для студентов с вопросами для дискуссии. Данный урок рассчитан на иностранных уч...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как один из методов изучения и сохранения родного языка в современной школе

В статье даны методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы по русскому языку.

Похожие статьи

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Обучение профессионально-ориентированному чтению на русском языке студентов национальных групп

Данная статья посвящена исследованию процесса обучения профессионально-ориентированному чтению студентов национальных групп. Раскрыта сущность профессионально-ориентированного чтения. Рассмотрены различные аспекты преподавания данного вида чтения для...

Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся

В статье автор исследует эффективность метода проектов в организации внеклассной деятельности по иностранному языку с целью раскрытия личностного потенциала учащихся.

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлена методическая разработка урока на основе короткометражного фильма. Она содержит пошаговые инструкции для преподавателя, а также раздаточный материал для студентов с вопросами для дискуссии. Данный урок рассчитан на иностранных уч...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как один из методов изучения и сохранения родного языка в современной школе

В статье даны методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы по русскому языку.

Задать вопрос