Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся
Автор: Короткова Мария Андреевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2024)
Дата публикации: 30.06.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Короткова, М. А. Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся / М. А. Короткова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/519/18613/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье автор исследует эффективность метода проектов в организации внеклассной деятельности по иностранному языку с целью раскрытия личностного потенциала учащихся.
Ключевые слова: метод проектов, внеклассная деятельность, иностранные языки, личностный потенциал учащихся.
Современное образование нацелено на всестороннее развитие личности учащегося, формирование у него не только академических знаний, но и навыков, необходимых для успешной социализации и профессиональной успешности в будущем. В контексте преподавания иностранных языков внеклассная деятельность становится значимым инструментом для раскрытия личностного потенциала учащихся.
Личностный потенциал ребенка имеет множество аспектов, которые определяют его успешность в различных сферах деятельности. Интеллектуальный, коммуникативный, творческий, эмоционально-волевой и мотивационно-ценностный потенциалы формируют сложную систему свойств личности, которая определяет ее способности и возможности в учебной и общественной жизни [1, с. 115].
Интеллектуальный потенциал ребенка является основой для усвоения знаний о внешнем мире, от которого зависит качество и объем информации, которой он располагает. Этот компонент тесно связан с познавательной деятельностью и способностью ребенка к анализу и обработке информации.
Коммуникативный потенциал ребенка определяет его успешность в общении, понимании и взаимодействии с другими людьми, который включает развитие умений и способностей, необходимых для эффективного общения и установления контактов с окружающими.
Творческий компонент личностного потенциала позволяет ребенку проявить свои индивидуальные способности к созидательной и оригинальной деятельности. Развитие этого компонента способствует формированию творческого мышления, способности к новаторству и креативности.
Эмоционально-волевой потенциал ребенка включает в себя систему эмоций, чувств и волевых качеств, определяющих его способность к саморегуляции и принятию решений. Развитие эмоциональной сферы помогает формированию мотивации и убеждений, необходимых для достижения поставленных целей.
Мотивационно-ценностный потенциал выражает стремление ребенка к самовыражению и творческому проявлению. Он нацелен на создание ценностных установок, мотивации к активной жизненной позиции, а также принятию и осознанию своего творчества и творчества других.
Все вышеописанные компоненты взаимосвязаны и влияют на общее развитие личности ребенка, формируя его уникальный личностный потенциал, который определяет его способности и возможности в достижении успеха в учебе и жизни.
Метод проектов, в свою очередь, представляет собой эффективную методику организации деятельности, активизирующую различные аспекты личностного потенциала ребенка. По данным исследования, проведённого Джоном Дьюи в начале XX века, ученики, участвующие в проектной деятельности, демонстрируют более высокий уровень вовлеченности и мотивации [2, с. 372]. Современные исследования подтверждают эти выводы. Работа 2021 года Д. Г. Вахбе, Э. А. Наджар, А. Ф. Сартави, М. Абузант и В. Дахер показывает, что учащиеся, активно участвующие в проектах, развивают более глубокое понимание изучаемого языкового материала и приобретают важные социальные навыки [3], поскольку главной целью метода проекта является создание условий, раскрывающих личностный потенциал учащихся при изучении иностранного языка.
К его задачам можно отнести:
— развитие у учащихся навыков критического мышления и самостоятельности;
— повышение мотивации к изучению иностранного языка через участие в реальных и значимых проектах;
— создание ситуации успеха для каждого учащегося через индивидуальный подход и групповую работу;
— развитие коммуникативных способностей, необходимых для эффективного взаимодействия в многоязычном и мультикультурном обществе.
Метод реализуется в три этапа:
Подготовительный этап: определение темы проекта с учётом интересов и потребностей учащихся; формирование проектных групп, распределение ролей и обязанностей; обсуждение ожидаемых результатов и критериев оценки.
Основной этап: активная работа над проектами, включающая исследование, сбор информации, разработку планов и стратегий; регулярные встречи и обсуждения в проектных группах, обмен идеями и совместное решение проблем; контроль и корректировка хода выполнения проекта преподавателем.
Заключительный этап: презентация проектов, защита результатов перед классом или широкой аудиторией; оценка проектов по ранее установленным критериям, рефлексия учащихся о проделанной работе и полученных знаниях; обсуждение трудностей и достижений, выделение лучших проектов для дальнейшего развития.
Рассмотрим примеры двух возможных проектов для организации внеклассной деятельности по иностранному языку:
Культурный обмен: цель проекта заключается в изучении культуры и традиций страны изучаемого иностранного языка через подготовку тематической презентации или выставки. Для достижения этой цели используются методы исследования, интервью с носителями языка и создание мультимедийных материалов. Результатом проекта может стать выставка с последующими интерактивными экскурсиями, на которых учащиеся смогут поделиться полученными знаниями и впечатлениями.
Путеводитель по городу: цель этого проекта — разработка путеводителя по родному городу на изучаемом языке. Для ее достижения учащиеся проводят исследование достопримечательностей, интервью с жителями, фотосъемку и разработку дизайна. Результатом работы становится интерактивный онлайн-путеводитель с картами, фотографиями и описаниями, который поможет не только школьникам, но и другим людям узнать больше о своем городе.
Таким образом, метод проектов способствует развитию различных аспектов личностного потенциала ребенка, позволяя ему применить свои знания и навыки на практике, расширить кругозор, развить творческое мышление и коммуникативные способности.
Для оценки эффективности использования метода проектов необходимо регулярно проводить мониторинг и анализ успешности учащихся не только по академическим показателям, но и по степени развития их личностных качеств. Используемые инструменты могут включать анкеты, тесты, педагогические наблюдения, самооценку учащихся.
Применение метода проектов во внеклассной деятельности позволяет учащимся развивать важные профессиональные и социальные навыки, необходимые в современном обществе. Важно продолжать исследовать и адаптировать этот метод под специфические условия каждого образовательного учреждения, чтобы достигать максимальной эффективности и удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Литература:
1. Сорокоумова, Г. В. Изучение личностного потенциала педагогов: учебное пособие по курсу «Психология личности» / Г. В. Сорокоумова. — Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. — 280 c. — Текст: непосредственный.
2. Dewey Democracy and Education / Dewey, J.. — New York: The Macmillan Company, 1916. — 457 c. — Текст: непосредственный.
3. The Role of Project-Based Language Learning in Developing Students’ Life Skills. — Текст: электронный // Researchgate: [сайт]. — URL: (дата обращения: 28.06.2024).