Рабочая тетрадь по «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ» для специальностей технического профиля
Авторы: Кожевникова Елена Александровна, Куренкова Вероника Васильевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.
Дата публикации: 13.05.2021
Статья просмотрена: 153 раза
Библиографическое описание:
Кожевникова, Е. А. Рабочая тетрадь по «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ» для специальностей технического профиля / Е. А. Кожевникова, В. В. Куренкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 59-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6373/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье рассмотрены возможности использования рабочих тетрадей в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения организации самостоятельной работы с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также в статье описывается авторская рабочая тетрадь «Инженерная графика» ее возможности в организации в учебного процесса, рассматривается опыт ее применения и полученные результаты.
Ключевые слова: рабочая тетрадь, учебная деятельность, инженерная графика, система среднего профессионального образования.
В настоящее время растет интерес к созданию инновационных образовательных технологий, для успешной реализации которых в учебном процессе необходимо учебно-методическое обеспечение. Поиск путей совершенствования качества подготовки будущих специалистов, заставляет образовательные учреждения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.
Сегодня деятельность педагога по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности обучающихся (опорных сигналов, опорных конспектов, структурно-логических средств, обобщенных алгоритмов решения задач и т. д.).
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов.
Рабочая тетрадь представляет собой средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, так и средством учения (рисунок 1). Она быстрее других откликается на потребности образовательного процесса и одновременно формирует эти потребности. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств, предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.
Рис. 1. Рабочая тетрадь
Рабочую тетрадь можно применять на любом этапе учебного занятия. Она позволяет преподавателю установить «обратную связь» с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, требует от студентов активных мыслительных действий, помогает более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и позволяет развить самостоятельность как профессиональное и личностно-значимое качество.
К преимуществам использования рабочей тетради можно отнести:
исключение необходимости тратить время на запись домашних и классных заданий;
дает возможность провести определенную подготовку студенту на занятии;
позволяет студенту более осознанно, целенаправленно осознать теоретический материал;
может содержать большое количество чертежей, рисунков, что способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний;
способствует более качественному усвоению изучаемого материала, т. к. работая с каждым заданием самостоятельно, у студента появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Инженерная графика» содержит задания для самостоятельной работы обучающихся и тематические разделы: «Геометрическое черчение», «Начертательная геометрия», «Машиностроительное черчение». Рабочая тетрадь также является средством повышения самостоятельности и активности обучающихся. Организация самостоятельной работы с помощью рабочей тетради осуществляется следующим образом: студенты выполняют задания на занятиях, а если пропустил тему по какой-либо причине, то во внеаудиторное время в качестве домашней работы, затем сдают свою работу преподавателю на проверку.
Рабочая тетрадь по предмету способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающих и способствует формированию навыков решения развивающих задач и повышает продуктивность обучения. Работа с подобного рода пособиями повышает активность обучения студентов, помогает им правильно планировать время, позволяют работать в индивидуальном темпе, в удобное время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая студенту усвоить весь необходимый объем знаний, обеспечивая непосредственную обратную связь студентов с преподавателем.
Благодаря рабочим тетрадям преподаватель может какую-то часть работы по контролю, диагностике и исправлению обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных обучающихся провести прямо на занятии.
Так как при пооперационной отработке мыслительных процессов формирование интеллектуальных навыков идет быстрее, легче, с меньшим количеством ошибок, то появляется возможность добиться достаточно хорошего усвоения материала и рациональной умственной работы студентов прямо на занятии.
Экономия времени преподавателей, простота разработки методов наряду с их высокой эффективностью, объективностью, продуманность и четкая инструкция по выполнению работы — таков неполный перечень достоинств рабочих тетрадей как важного современного учебного пособия.
Необходимое ресурсное обеспечение при внедрении рабочей тетради:
- Кадровое: преподаватели инженерной графики, владеющие технологией работы с программами Power Point для консультирования студентов в процессе их деятельности и помощи в сотрудничестве с родителями.
- Техническое: компьютер с установленной программой Power Point с выходом в Internet, мультимедийная доска, электронный почтовый ящик (необходимо для дистанционного обучения); компьютерный класс (желательно) с выходом в Internet для проведения консультаций с обучающимися.
- Программное: любой браузер, кроме Internet Explorer.
Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств, предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.
Таким образом, разработанная рабочая тетрадь «Инженерная графика» определяет содержание, объем и уровень усвоения изучаемой темы, задает требования к уровню практических умений и навыков, а также теоретических знаний студента, включает методические рекомендации и указания по рациональной технологии освоения материала, сопровождается большим количеством чертежей-заготовок для совместного решения задач.
Рабочая тетрадь разработана с целью повышения эффективности обучения. Тетрадь состоит из разделов связанных общей темой. Раздел освещают конкретные вопросы и выстроены таким образом, чтобы в освоении их содержания была логическая связь.
Рабочая тетрадь предназначена для обучающихся технических специальностей, изучающих дисциплину «Инженерная графика» (рисунок 2).
Педагоги могут провести анализ, где студент неверно понял материал, ошибается в построении и исправить допущенные ошибки, чтобы при оформлении графических работ таких неточностей больше не допускать.
Родители легко смогут проконтролировать выполнение практических заданий, заполнение конспекта и выставление оценок.
Рис. 2. Работа на занятиях в рабочих тетрадях
Внедрение рабочей тетради «Инженерная графика» в образовательный процесс учреждения позволит:
педагогическому сообществу: обновлению качества образования с учетом внедрения ФГОС; получить инструмент системно-методического обеспечения процесса сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
образовательному учреждению: создать банк информационных образовательных ресурсов по преподаваемым дисциплинам; повысить информационную открытость ОУ.
Наблюдается положительная динамика достижений обучающихся при применении на занятиях по дисциплине «Инженерная графика» рабочей тетради: качество обучения при применении рабочей тетради выросло по сравнению с прошлым учебным годом.
Возможные сложности при использовании рабочей тетради «Инженерная графика» и пути их преодоления:
часть студенческого коллектива воспринимает работу с рабочей тетрадью как дополнительную нагрузку, поэтому педагогу необходимо искусство убеждения и активное использование тетради «Инженерная графика» в учебном процессе;
недостаточное техническое оснащение кабинета «Инженерная графика», педагогу совместно с руководством необходимо создать соответствующую уровню преподавания материально-технической базы в конкретной образовательной организации.
Перечисленные сложности легко устраняются и не являются препятствием для реализации данного продукта в любом образовательном учреждении.
Литература:
- Митрошин П. А. Методы оценки компетенций студентов в рамках систем дистанционного обучения. // Информатика и образование. — М.: Образование и информатика. — 2012. — № 2. — С. 24–28.
- Актуальные механизмы модернизации среднего профессионального образования: материалы конференции / Тольятти: ГАПОУ ТКСТП, 2019 –том 1. — 575с., том 2. — 326 с.