Методическое обеспечение в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики при формировании профессиональных компетенций
Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 1535 раз
Библиографическое описание:
Борисенко, И. Г. Методическое обеспечение в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики при формировании профессиональных компетенций / И. Г. Борисенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/914/ (дата обращения: 17.12.2024).
Рассмотрены вопросы методического обеспечения при организации учебного процесса в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики с учетом формирования профессиональных компетенций по государственным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения.
Ключевые слова: компетентностный подход, высшее профессиональное образование, профессиональные компетенции, методическое обеспечение, начертательная геометрия и инженерная графика.
Концепция модернизации российского образования, продиктованной социально-политическими и экономическими преобразованиями России, определяет компетентностный подход, как одно из важных концептуальных положений разработки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения с учетом предыдущего опыта и рекомендаций Болонской декларации, принятой в 1999 году. В декларации сформулирован ряд целей, достижение которых, по мнению участников Болонского процесса, позволят создать единое взаимосвязанное Европейское пространство высшего образования [3].
Определение понятия «профессиональная компетентность» в системе образования предложенное Ю.Г. Татур: «Компетентность специалиста – это проявление на практике его стремлений и способности (готовности) реализовать свой потенциал знаний, умения, опыт личные качества и др. для успешной творческой (продуктивной ) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результат своей деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [13]. Споры по осмыслению определения понятий «компетенции», «профессиональная компетентность» ведутся до сих пор, что обусловлено, прежде всего, особенностями структуры деятельности специалистов различных профессиональных областей [10]. Однако объединяющей характеристикой данного понятия остается степень сформированности у специалистов единого комплекса знаний, умений и навыков, а также ответственности и ценностного отношения в профессиональной и социальной деятельности [2].
Компетентностный подход является основой разработки профессиональных стандартов нового поколения и требует переориентации всего образовательного процесса «на студентоцентрированный характер» [2].
Основными единицами профессиональных стандартов должны стать ключевые компетенции, формирование которых будет способствовать усилению фундаментальной подготовки бакалавров и специалистов [2].
В процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам, при разработке методического сопровождения используются различные предметно знаковые системы, оказывающие поддержку преподавателю путем создания и реализации соответствующих средств и условий для достижения результата – приобретения компетентностей.
В нынешних условиях методическая деятельность преподавателя направлена на то, чтобы объединить в единый комплекс содержание, методы, формы обучения, основой которого является учебник для повышения эффективности обучения студентов, в первую очередь за счет увеличения интенсивности самостоятельной работы.
Начертательная геометрия и инженерная графика составляет основу инженерного образования, формирующего базовые знания, необходимые для изучения специальных дисциплин.
Для реализации задач, которые ставит современное общество пред высшей школой и учитывая изложенные выше проблемы на кафедре начертательной геометрии (НГЧ) Сибирского федерального университета (СФУ) проводится поиск новых форм обучения. Одним из важнейших средств обучения графическим дисциплинам, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь, издаваемая типографским способом. Тетрадь, содержащая графические условия предлагаемых задач, разработана на основании учебного пособия, в котором подробно объясняется методика решения задач с указанием страниц основных понятий как в рабочей тетради [9], так и в учебном пособии (курс лекций) [8]. Таким образом, студенты имеют возможность по ссылке на страницу в тетради быстро посмотреть и вспомнить те понятия, которые уже встречались ранее. Если возникает необходимость более подробно рассмотреть теоретические вопросы, то могут обратиться к учебнику на ту страницу, ссылка на которую указана в пособии. Студенты учатся пользоваться учебной литературой и приобретают навык необходимости использования литературы, как способа расширения круга знаний.
В настоящее время около 80% поступающих в технические вузы, к сожалению, не изучали в школе черчение, плохо знают геометрию, не обладают пространственным представлением, не умеют организовать самостоятельную работу [1]. Поэтому использование рабочей тетради на практических занятиях приобретает особое значение. Оно способствует синхронному решению максимального количества задач на доске и в тетради, так как полностью исключается неточность копирования студентами исходных данных, а также экономится время студента при самостоятельном решении задач дома.
Наряду с «традиционными» предлагаются задачи, имеющие несколько вариантов решений, что исключает возможность дублирования решений задач, так как одно и то же графическое решение у нескольких студентов становится практически невозможным. Причем, перед студентами ставится задача не только найти, но и выбрать более рациональный путь её решения. Это ведет к развитию индивидуализации и творческого начала у студентов.
В результате повысилась эффективность самостоятельной работы студентов, как при подготовке к практическим занятиям, так и при подготовке к экзаменам, а также их успеваемость, не смотря на слабую первоначальную подготовку.
Как показала практика, применение в процессе обучения рабочей тетради способствует более продуктивному усвоению студентами специальных терминов и понятий, приобретению практических умений и навыков, формированию у обучающихся умений и навыков самоконтроля, развитию пространственного мышления, даёт возможность преподавателю постоянно контролировать процесс обучения и уровень усвоения материала.
Разработка современного методического сопровождения, использование новейших технических, компьютерных и других интерактивных средств в преподавании начертательной геометрии, инженерной графики и других инженерных дисциплин, позволяет внедрять активные методы обучения с целью повышения его эффективности, развития познавательной и творческой деятельности обучающихся, подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности. Все это, в совокупности, способствует развитию компетентности будущего квалифицированного специалиста и бакалавра отвечающего требованиям интенсивно развивающейся экономики и общества в целом.
-
- Литература:
1. Абросимов, С.Н. Дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» за 68 часов. Возможно ли это? БГТУ «Военмех», 2011.
2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов, как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Метод. пособие., М.: 2006, 55 с.
3. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе /под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.
4. Болотина, Г.К. Мониторинг качества обучения, воспитания и развития студентов ;Текст; / Г. К. Болотина. // Методист. – 2006. - № 10. – С. 55 – 56. 5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 «технологические машины и оборудование».
6. Громкова, М.Т. Андрагогика : теория и практика образования взрослых ;Текст; : учеб. пособие для системы доп. проф. образования: учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 495 с.
7. Грачева, С.В., Виткалов, В.Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии // Сб: Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. – Саратов. 2001. – С. 102 – 104.
8. Дергач В.В. Начертательная геометрия: курс лекций / В. В. Дергач, А. К. Толстихин, И. Г. Корнева. – Красноярск, Сибирский федеральный ун-т; Политехнический ин-т, 2007. – 87 с.
9. Дергач В.В. Начертательная геометрия: рабочая тетрадь / сост: В. В. Дергач, И. Г. Борисенко, А. К. Толстихин. – Кр-ск: ИПЦ СФУ, 2009. – 55 с.
10. Звягинцева, Н.Ю. Компетентный подход в обучении будущего педагога // Научный журнал «Синергетика образования», Армавир, 2007 – 2009.
11. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования ;Текст; : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – М.; Воронеж, 2003. – 480 с.
12. Зимняя, И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста ;Текст; / И. А. Зимняя // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – С. 156.
13. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская помощь. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.