Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов
Автор: Белоруссова Екатерина Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 05.06.2014
Статья просмотрена: 4356 раз
Библиографическое описание:
Белоруссова, Е. В. Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов / Е. В. Белоруссова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5794/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассмотрены возможности использования рабочей тетради при изучении общепрофессиональных дисциплин как наиболее эффективного инструмента обучения. Показано, что рабочая тетрадь позволяет организовать самостоятельную работу, способствует формированию комплекса практических навыков, знаний и умений.
Ключевые слова: компетентностный подход, образование, рабочая тетрадь.
Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. Отличие компетентностного подхода от традиционного (некомпетентностного) — это изменения в системе оценивания результатов освоение основной профессиональной образовательной программы. При переходе на компетентностно-ориентированные рабочие программы дисциплин изменяется функция оценивания: от оценивания для контроля переходят к оцениванию для определения направления улучшения образовательного процесса.
Эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих выпускников образовательных учреждений является применение рабочих тетрадей, способствующих организации повторения, закрепления, обобщения и систематизации знаний студентов, формирования у них специальных умений по дисциплине. Рабочая тетрадь — это пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности студентов.
Актуальность использования рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля знаний и умений студентов применять знания при решении учебных задач.
Таким образом, дидактический комплекс «Рабочая тетрадь» по дисциплине должна стать основой фонда оценочных средств по общепрофессиональным дисциплинам.
Рабочая тетрадь разрабатывается в полном соответствии с рабочими программами. Ее структура и содержание определяются спецификой дисциплины или междисциплинарного курса.
Рассматриваемая модель рабочей тетради включает в себя 4 блока: основной, контрольный, вспомогательный и справочный.
Основной блоксодержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания изученного материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.
Контрольный блокпредусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку обучающихся, требует умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
Вспомогательный блок содержит материал для выполнения заданий основного блока.
Справочный блок содержит перечень рекомендуемой литературы по изучаемой дисциплине. Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Рабочая тетрадь состоит из разделов и снабжена электронным приложением. Разделы следуют логике расположения учебного материала в основном учебнике с учетом требований ФГОС и содержат несколько учебных тем. Каждая тема включает задания следующих видов: вопросы, основные задания, задания на проверку знаний, задания творческого характера и тематику сообщений.
Вопросы направлены на активизацию опорных знаний по теме.
Основные задания носят различный характер: тренировочные упражнения, практические работы. Тренировочные упражнения выполняются в тетради, в специально отведенных блоках.Практические задания необходимо представлять на проверку в печатном виде на листах формата А4.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами: Изобразите, Сделайте, Обозначьте, Выделите.
Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех обучающихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается.Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах.
Задания на проверку знаний образуют блок «Проверь себя», входящий в каждую их тем. Он представлен в форме теста с однозначным или многозначным выбором ответов и предназначен для проверки знаний по рассматриваемой теме. Бланк ответов предложен в конце теста. Для оперативности проверки знаний все тесты представлены в электронном варианте и входят в состав электронного приложения.
Проверка знаний обучающихся позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях обучающихся.
В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.
Задания творческого характера разделены на два блока: творческий и индивидуальный. Выполнение творческих заданий (решение кроссворда, сирворда, расшифровка ребуса и т. д.) осуществляется непосредственно на уроке в тетради, индивидуальные — на страницах для записей (в конце раздела) или на отдельных листах формата А4. Они выступают в роли заданий для домашней работы. Цель применения кроссворда — создание элемента состязательности (кто быстрее), формирование интереса к изучаемому материалу.
Тематика сообщений по теме содержится в блоке «Темы докладов».
Для формирования творческого мышления важно ознакомить обучаемых с основными методами научного познания хотя бы в минимальном объёме: в рабочей тетради имеется ряд заданий на сравнение, выделение существенных признаков, систематизацию, формирование определений и понятий.
Электронное приложение позволяет оптимизировать времени использования рабочей тетради на уроке посредствам технических средств обучения
Особенностью рабочей тетради является то, что в ней не содержатся ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.
Тетрадь предполагает самостоятельную параллельную работу студентов с содержанием учебника. Задания в рабочей тетради представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, классификацию и обобщение различных фактов, решение расчетных задач различных типов. Задания обеспечивают усвоение знаний, как на репродуктивном уровне, так и на творческом. Предполагается формирование не только предметных, но и надпредметных знаний и умений: умения логически мыслить, рассуждать, систематизировать и классифицировать факты, обобщать, делать выводы. В процессе выполнения заданий осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется мировоззрение, навыки делового бесконфликтного общения.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет расширить кругозор студентов и каждому раскрыть свои индивидуальные способности
Преподаватель должен сформировать и развить умения студентов самостоятельно и творчески подходить к выполнению работы, и находить оптимальный путь при решении задач, работать с документацией и правильно её оформлять.
Для проверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала используются контрольные работы. Каждая контрольная работа представлена в 5 вариантах, состоящих из трех частей сформированных по типам заданий: задания с выборочным ответом, задания с кратким ответом и практические задания
К каждой контрольной работе дан комментарий по структуре и оценке результатов.
Таблица 1
Критерии оценок
Количество баллов |
||||
Оценка |
Всего |
Задание с выбором ответом |
Задания с кратким ответом |
Задание с развернутым ответом |
«5» отлично |
18–20 |
8–10 |
7–9 |
выполнено |
«4» хорошо |
15–17 |
6–10 |
5–9 |
выполнено или выполнено не полностью |
«3» удовлетворительно |
10–14 |
3–10 |
0–9 |
выполнено или выполнено не полностью |
«2» не удовлетворительно |
менее 10 |
0–9 |
0–9 |
не выполнил практическое задание |
На каждого обучающегося оформляется бланк «Результатов выполнения работ».
Таблица 2
Результаты выполнения контрольных работ
Номер КР |
Вариант |
Задание с выборочным ответом |
Задание с кратким ответом |
Задание с развернутым ответом |
Общий балл |
Оценка |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2 |
3 |
|||||
КР № 1 |
|||||||||||||||||
КР № 2 |
|||||||||||||||||
КР № 3 |
|||||||||||||||||
КР (итоговая) |
Успешное выполнение всех контрольных заданий может служить основанием для положительной аттестации по дисциплине без проведения контрольного мероприятия (дифференцированного зачёта).
Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне.
Применение дидактического комплекса в обучении
- улучшает качество образования,
- повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации,
- появляется возможность реализации перспективных методов обучения,
- обеспечивает проверку уровня усвоения содержания каждой темы предмета.
В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, достигается в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет
Применение студентами рабочей тетради улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, предоставляет возможность реализации перспективных методов обучения.
Похожие статьи
Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования
В данной статье рассматривается организация уроков по общепрофессиональным дисциплинам в форме деловой игры как эффективного инструмента в формировании общих компетенций.
Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности
В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...
Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО
Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...
Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся
В статье описано значение использования документов на уроках истории. Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, фор...
Организация самостоятельной работы студентов техникума с использованием тьюторских технологий
Повышение роли самостоятельной работы студентов, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, мотивации к профессиональному росту и развитию студентов, воспитанию их творческой активности, инициативы, самостояте...
Рабочая тетрадь по «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ» для специальностей технического профиля
В статье рассмотрены возможности использования рабочих тетрадей в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения организации самостоятельной работы с информацией, что является необходимой современной компетенци...
Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении технических дисциплин
Данная статья посвящена особенностям применения видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся при изучении технических дисциплин.
Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода
Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...
Похожие статьи
Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования
В данной статье рассматривается организация уроков по общепрофессиональным дисциплинам в форме деловой игры как эффективного инструмента в формировании общих компетенций.
Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности
В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...
Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО
Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...
Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся
В статье описано значение использования документов на уроках истории. Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, фор...
Организация самостоятельной работы студентов техникума с использованием тьюторских технологий
Повышение роли самостоятельной работы студентов, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, мотивации к профессиональному росту и развитию студентов, воспитанию их творческой активности, инициативы, самостояте...
Рабочая тетрадь по «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ» для специальностей технического профиля
В статье рассмотрены возможности использования рабочих тетрадей в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения организации самостоятельной работы с информацией, что является необходимой современной компетенци...
Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении технических дисциплин
Данная статья посвящена особенностям применения видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся при изучении технических дисциплин.
Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода
Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...