В данной статье рассмотрены возможности использования рабочей тетради при изучении общепрофессиональных дисциплин как наиболее эффективного инструмента обучения. Показано, что рабочая тетрадь позволяет организовать самостоятельную работу, способствует формированию комплекса практических навыков, знаний и умений.
Ключевые слова: компетентностный подход, образование, рабочая тетрадь.
Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. Отличие компетентностного подхода от традиционного (некомпетентностного) — это изменения в системе оценивания результатов освоение основной профессиональной образовательной программы. При переходе на компетентностно-ориентированные рабочие программы дисциплин изменяется функция оценивания: от оценивания для контроля переходят к оцениванию для определения направления улучшения образовательного процесса.
Эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих выпускников образовательных учреждений является применение рабочих тетрадей, способствующих организации повторения, закрепления, обобщения и систематизации знаний студентов, формирования у них специальных умений по дисциплине. Рабочая тетрадь — это пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности студентов.
Актуальность использования рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля знаний и умений студентов применять знания при решении учебных задач.
Таким образом, дидактический комплекс «Рабочая тетрадь» по дисциплине должна стать основой фонда оценочных средств по общепрофессиональным дисциплинам.
Рабочая тетрадь разрабатывается в полном соответствии с рабочими программами. Ее структура и содержание определяются спецификой дисциплины или междисциплинарного курса.
Рассматриваемая модель рабочей тетради включает в себя 4 блока: основной, контрольный, вспомогательный и справочный.
Основной блоксодержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания изученного материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.
Контрольный блокпредусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку обучающихся, требует умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
Вспомогательный блок содержит материал для выполнения заданий основного блока.
Справочный блок содержит перечень рекомендуемой литературы по изучаемой дисциплине. Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Рабочая тетрадь состоит из разделов и снабжена электронным приложением. Разделы следуют логике расположения учебного материала в основном учебнике с учетом требований ФГОС и содержат несколько учебных тем. Каждая тема включает задания следующих видов: вопросы, основные задания, задания на проверку знаний, задания творческого характера и тематику сообщений.
Вопросы направлены на активизацию опорных знаний по теме.
Основные задания носят различный характер: тренировочные упражнения, практические работы. Тренировочные упражнения выполняются в тетради, в специально отведенных блоках.Практические задания необходимо представлять на проверку в печатном виде на листах формата А4.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами: Изобразите, Сделайте, Обозначьте, Выделите.
Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех обучающихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается.Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах.
Задания на проверку знаний образуют блок «Проверь себя», входящий в каждую их тем. Он представлен в форме теста с однозначным или многозначным выбором ответов и предназначен для проверки знаний по рассматриваемой теме. Бланк ответов предложен в конце теста. Для оперативности проверки знаний все тесты представлены в электронном варианте и входят в состав электронного приложения.
Проверка знаний обучающихся позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях обучающихся.
В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.
Задания творческого характера разделены на два блока: творческий и индивидуальный. Выполнение творческих заданий (решение кроссворда, сирворда, расшифровка ребуса и т. д.) осуществляется непосредственно на уроке в тетради, индивидуальные — на страницах для записей (в конце раздела) или на отдельных листах формата А4. Они выступают в роли заданий для домашней работы. Цель применения кроссворда — создание элемента состязательности (кто быстрее), формирование интереса к изучаемому материалу.
Тематика сообщений по теме содержится в блоке «Темы докладов».
Для формирования творческого мышления важно ознакомить обучаемых с основными методами научного познания хотя бы в минимальном объёме: в рабочей тетради имеется ряд заданий на сравнение, выделение существенных признаков, систематизацию, формирование определений и понятий.
Электронное приложение позволяет оптимизировать времени использования рабочей тетради на уроке посредствам технических средств обучения
Особенностью рабочей тетради является то, что в ней не содержатся ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.
Тетрадь предполагает самостоятельную параллельную работу студентов с содержанием учебника. Задания в рабочей тетради представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, классификацию и обобщение различных фактов, решение расчетных задач различных типов. Задания обеспечивают усвоение знаний, как на репродуктивном уровне, так и на творческом. Предполагается формирование не только предметных, но и надпредметных знаний и умений: умения логически мыслить, рассуждать, систематизировать и классифицировать факты, обобщать, делать выводы. В процессе выполнения заданий осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется мировоззрение, навыки делового бесконфликтного общения.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет расширить кругозор студентов и каждому раскрыть свои индивидуальные способности
Преподаватель должен сформировать и развить умения студентов самостоятельно и творчески подходить к выполнению работы, и находить оптимальный путь при решении задач, работать с документацией и правильно её оформлять.
Для проверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала используются контрольные работы. Каждая контрольная работа представлена в 5 вариантах, состоящих из трех частей сформированных по типам заданий: задания с выборочным ответом, задания с кратким ответом и практические задания
К каждой контрольной работе дан комментарий по структуре и оценке результатов.
Таблица 1
Критерии оценок
Количество баллов | ||||
Оценка |
Всего |
Задание с выбором ответом |
Задания с кратким ответом |
Задание с развернутым ответом |
«5» отлично |
18–20 |
8–10 |
7–9 |
выполнено |
«4» хорошо |
15–17 |
6–10 |
5–9 |
выполнено или выполнено не полностью |
«3» удовлетворительно |
10–14 |
3–10 |
0–9 |
выполнено или выполнено не полностью |
«2» не удовлетворительно |
менее 10 |
0–9 |
0–9 |
не выполнил практическое задание |
На каждого обучающегося оформляется бланк «Результатов выполнения работ».
Таблица 2
Результаты выполнения контрольных работ
Номер КР |
Вариант |
Задание с выборочным ответом |
Задание с кратким ответом |
Задание с развернутым ответом |
Общий балл |
Оценка | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2 |
3 | |||||
КР № 1 | |||||||||||||||||
КР № 2 | |||||||||||||||||
КР № 3 | |||||||||||||||||
КР (итоговая) |
Успешное выполнение всех контрольных заданий может служить основанием для положительной аттестации по дисциплине без проведения контрольного мероприятия (дифференцированного зачёта).
Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне.
Применение дидактического комплекса в обучении
- улучшает качество образования,
- повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации,
- появляется возможность реализации перспективных методов обучения,
- обеспечивает проверку уровня усвоения содержания каждой темы предмета.
В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, достигается в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет
Применение студентами рабочей тетради улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, предоставляет возможность реализации перспективных методов обучения.