Повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на примере Чувашской Республики
Автор: Головина Анна Германовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 19.08.2014
Статья просмотрена: 642 раза
Библиографическое описание:
Головина, А. Г. Повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на примере Чувашской Республики / А. Г. Головина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6067/ (дата обращения: 19.12.2024).
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Чувашской Республики образовательную деятельность осуществляют 33 профессиональные образовательные организации (государственные — 27, негосударственные — 4, филиалы вузов — 2), в которых обучаются 26612 чел.
Во всех 27 государственных профессиональных образовательных организациях учебный процесс организован на основе федеральных образовательных стандартов. Разработаны основные профессиональные образовательные программы и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Они составлены с учётом требований работодателей. Реализуются в учебном процессе междисциплинарные курсы и профессиональные модули. Созданы фонды оценочных средств. Проблем, связанных с внедрением федеральных образовательных стандартов в учреждениях образования не наблюдалось. В настоящее время идёт процесс корректировки содержания профессиональных модулей по идентичным профессиям и специальностям в целях создания системы единых требований к формируемым профессиональным компетенциям студентов.
В целях методического сопровождения профессиональных образовательных организаций при реализации ст. 15 Федерального закона от 27 ноября 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», были подготовлены методические рекомендации по использованию сетевой формы реализации образовательных программ, которые получили высокую оценку в рабочей группе, сформированной на уровне Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации. Это позволило начать работу в сети в рамках «Профессиональная образовательная организация — профессиональная образовательная организация». В течение первого полугодия 2013–2014 учебный год педагогами ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций разработан 31 сетевой модуль и междисциплинарный курс. В их реализации смогли принять участие около 400 студентов других учреждений образования, что способствует повышению качественного уровня подготовки кадров.
В рамках реализации ФГОС одним из главных приоритетов в развитии профессионального образования в республике становится индивидуализация, которая требует от педагогов освоения новых компетенций и нового технологического инструментария. В целях принятия эффективных управленческих решений в работе с содержанием деятельности педагога, предполагающим тьюторский аспект, организовано обучение 2 групп педагогических работников из 5 профессиональных образовательных организаций, которое прошло на базе Чувашского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация». Первая группа в количестве 21 человека в течение второго полугодия 2013 года повысила свой профессиональный уровень по программе «Индивидуализация образования и развитие тьюторства в условиях государственно — общественного управления» и получила свидетельства Волгоградского института повышения квалификации. В настоящее время обучение проходит 2 группа. Основной задачей этих педагогических работников станет формирование педагогических проб и тьюторских практик, а также разработка индивидуальных программ обучения.
Значительному повышению качества образования способствует внедрение в учебный процесс современных технологий обучения. Среди них широкое распространение находят технология модульного обучения в разных её вариациях, метод проектной деятельности, кейс — технология, метод групповой дискуссии, проблемное обучение, различные интерактивные методы.
По данным образовательных учреждений, в 2013 году более 50 % педагогов активно внедряли в учебный процесс инновационные техники, технологии и методики. 10 % из них представили результаты своей деятельности в различного рода методических статьях, методических разработках, методических рекомендациях и т. п.
Значительно выросло количество педагогических работников, использующих на учебных занятиях информационно — коммуникационные технологии. По сведениям руководителей образовательных организаций, применяют их в своей практической работе более 80 процентов педагогов.
Большую поддержку в педагогическом сообществе стал находить Интернет. Более 90 % преподавателей и мастеров производственного обучения за последние 3 года получили в различных образовательных учреждениях навыки работы в высокоразвитой информационной среде и стали способны решать профессиональные задачи на основе комплекса компонентов, обеспечивающих интеграцию новых технологий в педагогическую систему. Эффективное использование широкого спектра возможностей компьютера в образовательном процессе даёт возможность обеспечивать более качественную подготовку студентов.
Реализация системного пролонгированного процесса повышения квалификации педагогических работников за счёт внедрения в учебный процесс современных технологий свидетельствует о позитивной динамике в развитии их педагогического творчества. В 2013 году 50 педагогов профессиональных образовательных организаций стали победителями всероссийских олимпиад и конкурсов, 18 — межрегиональных, 67 — республиканских. По числу победителей превалируют Канашский педагогический колледж, Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий, Чебоксарский электромеханический колледж.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике» предусмотрено создание в течение 2013–2016 годов семи многофункциональных центров прикладных квалификаций (далее — центр) на базе государственных профессиональных образовательных организаций. Центры будут созданы как элементы инфраструктуры системы профессионального образования республики по отраслям: «Строительство», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Машиностроение», «Электротехника», «Транспорт», «Сельское хозяйство», «Сфера обслуживания».
В основу формирования центров положен ряд принципов:
- концентрация дефицитных высокостоимостных ресурсов от различных собственников, которые служат источником конкурентоспособности личности, профессиональной образовательной организации, экономики республики;
- сетевая организация обучения — для расширения доступа к ресурсам, продиктованного выбором образовательной программы, видом профессиональной деятельности, способом обучения и для реализации механизма частно-государственного софинансирования модулей образовательной программы. В этих целях разработаны методические рекомендации по созданию модели реализации сетевых образовательных программ на базе ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций;
- корпоратизация управления — для перехода от директивных к договорным отношениям со всеми субъектами, которые обеспечивают качество прикладных квалификаций (работодатель, обучающийся, профессиональная образовательная организация, министерство). Это потребовало, чтобы руководители владели методами бизнес-менеджмента. На 1 января текущего года 85,7 % руководителей и 80,2 % заместителей директоров государственных профессиональных образовательных организаций прошли переподготовку по направлению «Менеджмент»;
- непрерывность профессионального обучения — для того чтобы индивиды имели возможность постоянно адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, удовлетворять свои образовательные потребности, в том числе связанные с достижением определенного социального статуса.
Первый такой центр в Чувашской Республике начал свою работу в 2013 году как структурное подразделение автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Важным при этом является участие работодателей в создании данного центра. В соответствии с договорами о сотрудничестве в 2013 году открытое акционерное общество «Дорисс» дооснастил учебный полигон производства дорожно-строительных работ краном башенным КБ-308, общество с ограниченной ответственностью «Техинагро» — железобетонными конструкциями и сыпучими материалами.
В 2014 году в соответствии с приказом Минобразования Чувашии от 25 февраля 2014 г. № 271 дополнительно созданы три центра по отраслям:
- «Электротехника» на базе бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский электромеханический колледж», которое является межрегиональным ресурсным центром данного направления;
- «Машиностроение» на базе автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский машиностроительный техникум», которое является ресурсным центром данного направления, созданного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» на базе бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства». Основным звеном центра стал учебно-производственный полигон «Умный дом» техникума. Строительство полигона начато в 2012 году и на эти цели израсходовано 30,0 млн. рублей, в том числе бюджетные средства — 6,5 млн. рублей и внебюджетные средства учебного заведения — 23,5 млн. рублей.
Непрерывность профессионального образования, как один из принципов формирования центров, непосредственно связана с выполнением абзаца четвертого подпункта «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
В данном случае Центры окажут непосредственное содействие в качественном решении задачи по увеличению доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную подготовку, до 37 процентов в общей численности занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет.
Литература:
1. Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011–2015 годы и на период до 2020 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=901195;
2. «Дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=1650165;
3. Головина, А. Г. Пути решения проблемы создания и развития конкурентоспособной и социально-ориентированной системы непрерывного профессионального образования Чувашской Республики / А. Г. Головина // Подготовка профессиональных кадров: мониторинг качества и управление образовательным процессом. Коллективная монография / Научн. ред. О. В. Кириллова. — Чебоксары: изд-во ЧГУ, 2014. — С. 3–27;
4. Головина А. Г. Мобильная многоуровневая подготовка профессиональных кадров, востребованных экономикой Чувашской Республики // В мире научных открытий. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014 № 3.1(51) (Социально-гуманитарные науки). — С. 541–554.