Основная цель повышения профессионально-педагогической подготовки состоит из связи образования и производства, а также организуя учебные классы в производственных организациях и привлекая специалистов области в учебный процесс производственному обучению и профессиональной подготовки студентов обучающихся в системе образования. Минимальные требования к содержанию образования по значению придаваемому системой национального государственного образования в нашей республике основывается на трёх основных единицах: знания, умения, навыки. С точки зрения требований, предъявляемых к степени профессиональной подготовки выпускников, компетентность означает способность обучающихся применению соответственно цели знаний навыков и методов деятельности в определённых ситуациях [1–4].
Компетентность — это приобретения обучающимся знаний, умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности имеющей и личное и общественное значение.
На данном месте значение понятия компетентности вполне раскрывается и проявляется в нижеследующих двух видах: компетентность множества личных качеств обучающихся и опорных требований профессиональной области.
Так как учебных блоки содержания образования сгруппированы в учебном плане в виде (для всех предметов), межпредметные (для множества предметов) и предметные (для одного определенного предмета), то компетентность признана в нижеследующих трёх показательных степенях
– опорная компетентность (по гуманитарному, общественно экономическому смыслу образования)
– межпредметная компетентность (по соотношению к учебным предметам общепрофессиональной подготовки и образовательным блокам)
– компетентность по одному предмету (по владению конкретными и определенными возможностями в окрестности специального учебного предмета).
Таким образом, опорная компетентность определяется степенью образовательных блоков и учебных предметов высшего педагогического образования.
При определении степени опорной компетентности основное значение приобретают основные типы, дающие возможность овладения жизненными умениями в процессе организации профессиональной деятельности в обществе в соответствии с основными целями профессионально- педагогического образования, значению общественного и личного опыта.
С этой точки зрения они делятся на ниже типы компетентности:
- Целостно — смысловая компетентность — это компетентность, связанная с значимыми направлениями обучаемого, его чувствительность и способность понимания общественной деятельности, умения находить себя в самостоятельной жизни, осознание своей роли и места в обществе, при организации движения способность обозначения определённой цели и принятия решений мировоззрениям обеспечивают учащегося механизмом определения себя в учёбе и других ситуациях. Индивидуальное направление образования общая программа его жизнедеятельность связана с этой компетентностью.
- Общественно-культурная компетентность. Это являясь кругом необходимых глубоко осваиваемых знаний и творческого опыта имеет в виду свойства национальной и общечеловеческой культуры, духовно-моральные основы жизни человека и человеческой культуры, культурные основы семейных и общественных традиций, роль науки и религии в жизни человека их влияние на материальную действительность, знания о жизни и отдыхе, например имеется в виду методы полезной организации досуга в свободное время.
- Учебно-познавательная компетентность — это множество компетентностей самостоятельного мышления учащегося состоящего из логического, методологического и общественного творчества связанного с изучаемым учащимся определённым объектом, в него входят видение цели, планирование деятельности, анализ его смысла, рефлексия, знание и умение оценивание личного творчества. Креативные навыки учащихся по отношению к изучаемым объектам т. е. усвоения знаний непосредственно из действительности, овладевает динамическими и эвристическими методами решения в нестандартных ситуациях.
- Способность получения информации- оно формирует способность самостоятельность поиска, анализа и выбора необходимой информации, их анализа, изменения, сохранения и посылки с помощью аудио- видео средств и информационных технологий. Эта компетентность обеспечивает усвоение учащимся основ предметов на основе важной информации.
- Коммуникативная компетентность — в это входит взаимоотношения учащихся, их методы, усвоение преимущественного в процессе общения, навыки работы в группах, умение организовать и проводить различные мероприятия в обществе.
- Общественно –деятельная компетентность — это гражданственность (гражданин, наблюдатель, избиратель, исполняющий обязанности представителя), общественно — трудовая область (потребитель, покупатель, клиент, права производителя), семейные отношения и обязанности, экономические и правовые задачи, профессиональные, а также овладение знанием и опытом определяющим личную значимость (анализ ситуаций в рынке труда, способность действовать следуя личные и общественные интересы, знание этики труда и гражданских отношений).
- Компетентность самосовершенствования личности — это саморазвитие с точки зрения духовности, мотивации, интеллектуальности и практики направленное на свободное, волевое и чувственное самоуправление. Учащийся овладевает творческими методами по своим личным интересам и возможностям, это помогает ему развивать творческое мышление, культуру и поведение, соответствующее личным и профессиональным качествам современного специалиста. Понятие «информационные технологии» отражает в себе нижеприведенный смысл информационные технологии — это обучающие знаниями человека, развивающие его возможность управления техническими и общественными процессами, создающие, собирающие, посылающие, сохраняющие и предлагающие методы и технические средства. Средства информационных технологий означают множество программно-аппаратных средств и устройств, работающих на основе микропроцессорной техники, современные средства и системы телекоммуникации, аудио — видеотехника, обеспечивающие продуктивное протекание целенаправленного процесса сбора информации накопления, отбора, сохранения, разработки и посылки.
Таким образом, необходимо совершенствование навыков использования информационных технологий при формировании профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов.
Литература:
- Х. Ф. Рашидов. Особенности развития среднего специального, профессионального образования в Узбекистане. — Т. Фан, 2004.
- У.Нишоналиев. Формирование личности учителя трудового обучения: проблемы и перспективы. — Т.: Фан, 1990.
- И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. Системный подход в современный науке. — М.: Мысль. 1970.
- Т. А. Ильина. Структурно-системный к организации обучения. — М.: Знание, 1972