Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Веденеева, С. А. Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина, Г. З. Халимова, М. Б. Елистратова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5618/ (дата обращения: 20.04.2024).

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. В начале своей работы я отметила, что у многих детей отсутствует познавательный интерес на уроках. Именно поэтому мы выбрали для себя тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы на основе личностно-ориентированного подхода в обучении».

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно эти цели — воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно — мы считаем наиболее важными для себя. Для достижения этой цели мы в своей деятельности использую следующие педагогические технологии:

-          проблемное обучение позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка;

-          технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

-          развитие исследовательских навыков позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде рефератов, докладов и т. д.;

-          игровые технологии;

-          технология “ Дебаты” развивает навыки публичного выступления;

-          обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей;

-          использование проектной технологии повысит и углубит интерес детей;

-          информационно-коммуникационных технологий. ИКТ повышают мотивацию учащихся, позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности. Систематическое использование ПК и интерактивной доски на уроке приводит к целому ряду положительных моментов:

-          повышение уровня использования наглядности на уроке;

-          повышение производительности урока;

-          происходит актуализация познавательных интересов учащихся.

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. К наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Такая подача учебного материала сокращает время обучения, позволяет повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: воспроизвести записи авторского исполнения и исполнение произведений мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты. Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде буклета, информационного листка и т. д. На уроках пользуюсь электронными учебными пособиями — мультимедийный курс “ Готовимся к ЕГЭ”, “ Уроки Кирилла и Мефодия”, ”Русский язык”, «География», «ОБЖ», «Татарский язык и литература»и др. В поиске эффективных методов и приемов обучения мы пришла к выводу, что уроки должны быть подчинены принципу научности, индивидуальности, преемственности, иметь высокую плотность содержания, способствовать активизации деятельности учащихся, развивать коммуникативные умения и навыки, логику мышления. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Их монологическая речь чередуется с разными видами практической работы: выборочные диктанты, комментированное письмо, работа с текстом, все виды грамматического разбора, сопоставительный анализ языковых явлений, работа с обобщающими таблицами, самостоятельная работа с разными видами проверки, выразительное чтение стихотворений, аналитическая беседа, — всё это позволяет сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения, учитывая особенности детей. В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится к самореализации. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, справочники, словари разного типа, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, иллюстрации картин художников, опорные схемы-таблицы и др.) К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар, творческие мастерские, уроки-путешествия, уроки-игры, интегрированные уроки. При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную, самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой, тестирование. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на самостоятельное добывание знаний. Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности пятиклассников, провожу психологическое тестирование. На основе результатов формирую группы внутри класса. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. Наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и теоретических задач. Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, вовлекаю детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, олимпиады, игры. Обращаю внимание на практическую направленность уроков русского языка и литературы. Систематически провожу совместную работу с районной библиотекой по подготовке внеклассных мероприятий, организую экскурсии по литературным местам, в музеи г. Мичуринска и других регионов. Постоянно самосовершенствуясь, я стараюсь быть в курсе нового, позитивного в образовании, с удовольствием изучаю опыт других учителей, использую понравившиеся материалы в своей работе, пополняю свои знания чтением новой методической литературы, пользуюсь интернет-ресурсами. Делимся своим опытом с коллегами на ММО и ШМО учителей русского языка и литературы. Познавательный интерес к учебному предмету способствует повышению активности учащихся не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Мы и наши ученики — активные участники и победители различных конкурсов. Наши ученики становятся призерами и победителями муниципального этапа всероссийской олимпиады. Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. Учение с увлечением — это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес — наша задача.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, познавательный интерес, работа, русский язык, форма работы, литература, повышение активности учащихся, учебный предмет.

Похожие статьи

Приемы развития познавательной и творческой деятельности...

Организация работы с текстом на уроках русского языка... русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический проект, теоретический материал, дидактический материал, действие. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики.

Влияние творческих заданий на формирование познавательного...

русский язык, задание, учащийся, познавательный интерес учащихся, предмет, познавательный интерес, развитие речи, использование средств языка, творческая работа, развитие.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Новизна состоит в разработке системы работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, формированию творческой активности на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение...

Формирование познавательного интереса у обучающихся на...

обучающийся, критическое мышление, предмет, интерес, формирование интереса, учебный материал, русский язык, познавательная деятельность, знание, учитель.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке наглядности. Проектная деятельность как средство развития у старших... Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Формирование познавательного интереса у младших...

– М., 2004. внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие... Самостоятельная форма работы как способ активизации...

Активизация познавательной деятельности младших...

Активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, использование новых нестандартных форм, приемов работы и технологии.

Учение с увлечением. Чем можно удивить обучающихся...

русский язык, класс, литература, учебная мотивация, урок, репродуктивный метод, познавательная активность учащихся, метод организации, критическое мышление, интегрированный урок.

Похожие статьи

Приемы развития познавательной и творческой деятельности...

Организация работы с текстом на уроках русского языка... русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический проект, теоретический материал, дидактический материал, действие. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики.

Влияние творческих заданий на формирование познавательного...

русский язык, задание, учащийся, познавательный интерес учащихся, предмет, познавательный интерес, развитие речи, использование средств языка, творческая работа, развитие.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Новизна состоит в разработке системы работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, формированию творческой активности на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение...

Формирование познавательного интереса у обучающихся на...

обучающийся, критическое мышление, предмет, интерес, формирование интереса, учебный материал, русский язык, познавательная деятельность, знание, учитель.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке наглядности. Проектная деятельность как средство развития у старших... Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Формирование познавательного интереса у младших...

– М., 2004. внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие... Самостоятельная форма работы как способ активизации...

Активизация познавательной деятельности младших...

Активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, использование новых нестандартных форм, приемов работы и технологии.

Учение с увлечением. Чем можно удивить обучающихся...

русский язык, класс, литература, учебная мотивация, урок, репродуктивный метод, познавательная активность учащихся, метод организации, критическое мышление, интегрированный урок.