Библиографическое описание:

Анищенко А. М., Диденко С. Ю., Черкасов В. А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 82-83.



Большое место в жизни каждого человека занимает школа. Именно на школу ложиться сложный труд — подготовить ребенка к самостоятельной деятельности в изменяющемся обществе. Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является активизация познавательной деятельности на уроках, как основная форма обучения и воспитания учащихся. Познавательная деятельность является составляющей всех видов человеческой деятельности.

Активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, использование новых нестандартных форм, приемов работы и технологии.

Младший школьный возраст — это очень важный период в формировании личности ребенка, развитии его мыслительных процессов и становлении познавательной активности, умении учиться. Именно поэтому. Современный учитель, в современной школе должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к изучению предмета, их потребности узнать что-то новое.

В. А. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

Основные характеристики интереса, по мнению Сухомлинского:

‒ положительная эмоция по отношению к деятельности;

‒ наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

‒ наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов [5, с. 33].

В педагогической практике действует уже более 50 видов новых технологий. Уроки с использованием таких технологий увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку.

Проблемой активизации познавательной деятельности в различных аспектах рассматривались педагогами и психологами: Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина, Е. В. Шамарина и др.

Каковы же условия организации учебного процесса, способствующие активизации познавательной деятельности младших школьников?

Программный материал по русскому языку в начальных классах позволяет проводить очень много уроков с использованием нестандартных форм, приемов и технологий.

Перечислить все многообразие форм и приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся, наверное, невозможно, так как творчески работающий учитель каждый раз открывает для себя и своих учеников все новые и новые конструкции. Мы выделили наиболее часто встречающиеся в начальной школе на уроках русского языка: игровые технологии, творческие задания, логические задачи, речевые разминки, создание проблемных ситуации.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

В процессе обучения младших школьников постоянно используются уроки в игровой форме. Игра составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации. Игра оказывает благоприятное влияние на формирование ребенка, развитие умственных способностей. В ней растущий человек познает жизнь. В последние годы появляются новые игровые технологии: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», и др.), игры-задачи («Угадай, какая буква пропущена»), игры-соревнования (конкурс сказок, «Собери текст», «Дочитай слово», «Собери слова»), игры-предположения («Недостающее слово», «Угадай»), игровые ситуации.

Задача игр заключается и в том, что дети самостоятельно учатся, активно помогая друг другу. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом, создает условия равенства в речевом партнерстве, устраняет барьер между учителем и учеником.

Младшие школьники с большим удовольствием выполняют творческие задания. Этот вид деятельности позволяет ребенку воображать, сочинять, изменять, преобразовывать образы и явления окружающего мира.

Можно использовать творческие задания с речевым творчеством (рассказ-этюд, рассказ — сочинение, рассказ-диалог, сочинение стихов, потешек, загадок и др., с постановкой сценок из произведений детской художественной литературы, прослушивание музыкальных произведении, с продуктивной деятельностью (конструирование, моделирование и рисование).

Отличительной особенностью творческих задании — передача собственного мнения обучающегося, так как содержание выходит за рамки изученного, а тема рассказа требует размышления.

Использование на уроках логических задач, которые ставят ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, анализировать, делать умозаключения. Задачи на логику могут быть самыми разнообразными: загадки; чтение логического рассказа — загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса.

Ценность логических задач состоит в том, что при их решении активизируется познавательная, мыслительная деятельность, так как часто задачу нельзя решить «с ходу», тем самым заставляет ребенка размышлять, думать, предполагать.

С целью совершенствования произносительных навыков, подготовке к творческой деятельности на уроках русского языка можно использовать речевые разминки (игры на звукоподражание, скороговорки, фонетические зарядки).

Используя различные формы и приемы в процессе обучения, педагогу следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету, степень трудности вопросов и заданий. Учителю должен тщательно подходить к отбору материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие — обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.

Активизировать познавательную деятельность и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе урока, мастерски используя различные методы и приемы работ. Это и дифференцированный подход в обучении, и самостоятельная работа на уроке, проблемные вопросы, игровые ситуации, эмоциональное воздействие, поощрения. Содержание и формы работы педагога должны создавать условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности.

При их использовании значительно повышается познавательный интерес младших школьников к русскому языку; урок становиться более насыщенным, ярким, необычным, эмоциональным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников.

Формы и приемы работы на уроках русского языка возможны самые разнообразные. Все зависит от творчества и профессионализма учителя. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.

Таким образом, предложенные нами формы и приемы работы способствуют заинтересованности детей, пробуждают их интерес к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в игровой форме, более прочно усваивается детьми, позволяет учиться языку с большим удовольствием, не утомляясь от обилия задании и информации. Тем самым являются эффективным средством активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Литература:

  1. Александрович, Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку / Н. Ф. Александрович. — Минск.: Народная АСВЕТА, 2003. — 116 с.
  2. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе / Ф. Н. Блехер. — М.: Эксмо,- 2008.-184 с.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  4. Ушаков, Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах / Н. Н. Ушаков.- М. — Аст, 2006. — 83 с.
  5. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1971. — 32–38 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уроках русского языка, младших школьников, познавательной деятельности, познавательной деятельности младших, активизации познавательной деятельности, деятельности младших школьников, деятельность младших школьников, творческие задания, познавательную деятельность, русскому языку, процессе обучения, Активизация познавательной деятельности, активизация познавательной деятельности, речевые разминки, становлении познавательной активности, обучения младших школьников, средством активизации познавательной, познавательную деятельность младших, русского языка возможны, интерес младших школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос