Опытно-экспериментальная работа по формированию графических умений у младших школьников с ЗПР на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 23.06.2017

Статья просмотрена: 593 раза

Библиографическое описание:

Федина, Д. И. Опытно-экспериментальная работа по формированию графических умений у младших школьников с ЗПР на уроках русского языка / Д. И. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 261-266. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44829/ (дата обращения: 05.10.2024).



Организация опытно-экспериментальной работы по формированию графических умений у младших школьников с ЗПР посредством использования специальных заданий и упражнений на уроках русского языка.

В основу коррекционно-развивающей программы по формированию графических умений у младших школьников были положены рекомендации и разработки А. Н. Корнева, способствующие устранению нарушения почерка и каллиграфии, кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк, упражнения по совершенствованию каллиграфии и устранению оптического смещения букв по Л. Я. Желтовской, Е. Н. Соколовой.

Для решения проблемы формирования графических умений у младших школьников с ЗПР были отобраны коррекционно-педагогические принципы:

Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании. Учитывалось, что каждый ребенок по-своему уникален, неповторим и самоценен. В ходе занятий опора делалась не только на сильные стороны каждого ребенка, на его природные склонности, способности и дарования, но и учитывались его индивидуальные особенности. Например, при выполнении штриховки учитывалось развитие пишущей руки. Учащимся с наиболее развитой моторикой руки давались индивидуальные, более сложные задания.

Принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому). Этот принцип учитывался при подготовке к каждому занятию. Все задания подбирались с опорой на зону ближайшего развития школьников, то есть такого уровня, чтобы их выполнение было возможно с незначительной помощью учителя. Например, при повторении на минутке чистописания буквы Щщ, дети сначала вспоминали, на какую букву она похожа, сравнивали с другими буквами. Затем учащимся предлагалось самостоятельно прописать буквы Щщ до конца строки.

Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей диктует необходимость индивидуализации и дифференциации педагогических методов и приемов исходя из индивидуального темпа, характера усвоения учебного материала, уверенности в своих силах, с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, и гармонизации развития. На минутках чистописания после выполнения задания учащимся предлагалось провести самоанализ: выбрать самую красивую букву у себя в тетради.

Принцип педагогического оптимизма. Принцип учитывал необходимость высокого уровня ожидания по отношению к каждому ребенку, вера в его силы и возможности. Для создания на уроках доброжелательной атмосферы использовались различные методы поощрения. Младшим школьникам раздавались разноцветные фишки за правильные ответы на уроке. Кто больше всех собирал фишек, получал высокую оценку.

Принцип интегративного характера образовательного процесса для детей группы риска. В процессе обучения сочетались учебные, воспитательные задачи с диагностическими, коррекционно-развивающими и социальными. Работа была направлена на коррекцию письменной связной речи, движений руки, формирование каллиграфического письма.

Принцип доступности. Вся работа по формированию графических умений строилась от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. При изложении материала учитывалась возможность детей, их интересы, жизненный опыт, особенности развития. Для доступности излагаемого материала использовались аналогия, сравнение, сопоставление, противопоставление. На минутках чистописания сначала брались буквы наиболее легкие по графическому начертанию (Аа, Ии). Затем к более сложным (Жж, Ээ). Штриховка, применяемая на уроках математики, начиналась с заданных простых горизонтальных и вертикальных линий, заканчивалась наклонными, без заданного образца.

Принцип наглядности. Осуществлялась опора на чувственное познание школьников, на их представления о написании графических элементов. На занятиях использовался наглядный материал, что повышало осознанность знаний, интерес к обучению, облегчало мыслительную деятельность и процесс запоминания материала. На чистописании использовались схемы, таблицы написания букв, таблица алфавита, дидактический материал по чистописанию, образец учителя на доске и в тетради.

Принцип сознательности и активности обучения. Для того чтобы этот принцип действовал на практике, необходимо было доводить до сознания детей понимание целей и задач предстоящего урока, а также его важность и значимость. Осознанное понимание учебного материала осуществлялось с помощью поставленных проблемных ситуаций. Во время занятий создавалась положительная и благоприятная атмосфера, приводя в активное состояние познавательную деятельность для того, чтобы дети лучше усвоили и поняли учебный материал. Перед выполнением каждого задания перед младшими школьниками ставилась цель: «Будем учиться писать, чтобы стать грамотными» или «Будем совершенствовать свои каллиграфические навыки».

Принцип прочности обучения. Чтобы дети прочно усваивали материал, делалась опора на психологические особенности памяти младших школьников. Предлагаемый учебный материал излагался доступно с целью его прочного усвоения. Каждый урок начинался с повторения пройденного материала, на минутках чистописания закреплялись графические умения. Материал излагался логически связанно.

Перед изучением нового материала формировался интерес и положительное отношение к нему. На уроках использовались сюрпризные, игровые моменты, соревнования, нестандартные формы уроков.

Для осуществления формирующего эксперимента был составлен перспективный план формирования графических умений у младших школьников.

Таблица 1

Перспективный план формирования графических умений умладших школьников

Подготовительный этап

Основной этап

Цель: подготовить руку детей к формированию графических умений

Цель: апробировать специальные упражнения и задания, направленные на устранение графических ошибок

Проведение комбинированных уроков, содержащих определенную направленность

Сроки проведения: 2недели

I четверть

8 недель

II и III четверти

Мероприятия:

  1. «Заштрихуй фрукты»
  2. «Пропиши группы букв»
  3. «Напиши и расскажи, как пишешь группы букв»
  4. «Графический диктант»
  5. «Обведи по точкам»
  6. «Спиши предложения»

Мероприятия:

Развивающие кинезиологические упражнения

Цель: способствовать улучшению и облегчению процесса письма, повышению мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, улучшению запоминания, повышению устойчивости внимания.

  1. «Колечко»
  2. «Кулак-ребро-ладонь»
  3. «Лезгинка»
  4. «Зеркальное рисование»
  5. «Взгляд влево вверх»
  6. «Зеркальная восьмерка»
  7. «Глаз-путешественник»
  8. «Ухо-нос»
  9. «Змейка»
  10. «Паровозик»
  11. «Мельница»
  12. «Лягушка»
  13. «Замок»
  14. «Симметричные рисунки»
  15. «Медвежьи покачивания»
  16. «Поза скручивания»

Упражнения для работы над высотой, формой букв, наклон при письме, совершенствование каллиграфии

Цель: совершенствовать каллиграфически и графически правильное письмо.

  1. «Упражнения для работы над высотой букв»
  2. «Упражнения для работы над формой букв, наклоном при письме»
  3. «Обводка заготовленного рукописного текста через прозрачную кальку»

Цель: закрепление зрительного и двигательного образа буквы и соединения; совершенствование графических умений.

  1. «Работа с трафаретами»

Задания и упражнения для преодоления оптического смешения букв

Цель: преодолеть возможное оптическое смешение букв и совершенствовать орфографически и каллиграфически правильное письмо.

  1. «Работа с элементами букв сходными в написании; нахождение отличий»
  2. «Шифровка и расшифровка записанных букв, слогов, слов с пропусками букв»
  3. «Списывание текста с рукописного текста»
  4. «Списывание текста с печатного текста»

Формы работы:

  1. Коллективные:

– учебные занятия (уроки русского языка, изобразительной деятельности, математики)

2. Индивидуальные:

– работа у доски;

– внеурочное время (через выполнение игровых заданий).

Формы работы:

  1. Коллективные:

– учебные занятия (выполнение заданий на уроках русского языка, математики).

2. Индивидуальные:

– консультирование ребенка по выполнению предложенных заданий и упражнений.

В ходе формирующего эксперимента использовались разные формы работы с учащимися:

  1. Групповая (фронтальная);
  2. Индивидуальная;
  3. Подгрупповая.

Подготовительный этап перспективного плана предусматривает цель: подготовить детей к формированию графических умений, создать благоприятную атмосферу, для этого были проведены задания и упражнения: «Заштрихуй фрукты», «Графический диктант» (на уроке математики), «Обведи по точкам». Такие задания были направлены на совершенствование графических умений, например, в задании «Заштрихуй фрукты» отчетливо видно, как линии штриховки у детей стали ровнее.

Задания и упражнения предлагались школьникам во время уроков, в основном они выполнялись на уроке русского языка, например, задание «Пропиши группы букв». Детям была дана инструкция: по заданному образцу прописать группы букв.

Младшим школьникам было интересно выполнять данное задание, они стремились к тому, чтобы их написание совпадало с образцом. Дополнительно было предложено похожее задание: «Спиши предложения».

На доске заранее были написаны три предложения. Младшие школьники списывали их. Результаты были положительные. Учащиеся почти безошибочно выполнили работу.

Задание «Пропиши и расскажи о группах букв» выполнялось индивидуально с каждым учащимся у доски. Было предложено написать группы букв и назвать их элементы, строки. Дети немного нервничали при его выполнении. Не все смогли справиться с этим заданием.

Особый интерес у младших школьников вызвало задание «Обведи по точкам». Учащиеся с удовольствие выполняли его, старательно, не спеша.

Основной этап перспективного плана предусматривает цель: апробировать специальные упражнения и задания, направленные на устранение графических ошибок.

Проводились комбинированные уроки русского языка, на которых были использованы различные задания и упражнения.

Вся разработанная коррекционно-развивающая программа проходила в три этапа. Сначала младшим школьникам предлагались развивающие кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, различные отделы коры больших полушарий, что повышает развитию способностей человека, улучшает у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Перед началом работы происходило ознакомление с планом работы по преодолению нарушений письменной речи.

Цель работы — дать каждому ребенку установку на развитие тех или иных качеств, необходимых для преодоления дисграфии; познакомить детей с правилами применения развивающих кинезиологических упражнений.

Дети знакомятся с правилом: точное выполнение движений и приемов.

Кинезиологические упражнения не только способствуют улучшению и облегчению процесса письма, но и улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, улучшают запоминание, повышают устойчивое внимание.

Занятия проводились в доброжелательной обстановке, дети были эмоционально приветливы и отзывчивы, деятельность являлась для каждого ребенка приятной и вызывала заинтересованность.

Продолжительность занятий составляла 2–5 минут. Количество выполняемых упражнений наращивалось через каждое занятие.

Дети выполняли задания по инструкции, на более поздних этапах работы дети, которые достигли максимальных результатов, могли самостоятельно руководить процессом выполнения упражнений.

Использовались упражнения:

«Колечко» — упражнение по принципу перебора пальцев; способствует повышению уровня работоспособности.

«Кулак-ребро-ладонь» — упражнение, где происходит тройная смена положений рук.

При выполнении этих упражнений дети сначала наблюдали за показом данных упражнений, затем работали по инструкции, помогали сами себе (произносили команды).

«Зеркальное рисование» — упражнение помогает расслаблению глаз и руки; способствует снижению ошибок письма;

«Ухо-нос» — упражнение на координацию движений и синхронность их выполнения;

«Змейка» — упражнение на развитие и совершенствование движений кистей и пальцев рук.

Использовался разработанный комплекс упражнений, способствующий улучшению мыслительной деятельности, синхронизации работ полушарий раковин: «Симметричные рисунки», «Медвежьи покачивания», «Поза скручивания».

Упражнения «Паровозик», «Мельница», «Перекресток», «Взгляд влево верх» имеют туже целевую установку и направленность, но могут использоваться, как самостоятельные задания на физкультурных минутках.

В результате было замечено значительное улучшение и более совершенное моторное развитие кистей и пальцев рук, что позволило облегчить и улучшить процесс письма.

Затем использовались упражнения для работы над высотой, формой букв, наклоном при письме, совершенствование каллиграфии.

Цель данных упражнений: совершенствовать каллиграфически и графически правильное письмо.

Упражнения для работы над высотой, формой букв, наклоном использовались в начале занятия, как основная часть минутки чистописания.

На доске был выполнен образец и даны словесные инструкции. Ребенок каждый самостоятельно выполнял задание и завершал работу, сравнивая ее с образцом. Задание проводилось в форме соревнования.

На первых занятиях, где были даны упражнения для работы над высотой букв, младшие школьники испытывали трудность в точном написании графических элементов (рука напряжена, однако, скоординированная работа в системе глаз-рука и эффективность используемых кинезиологических упражнений позволили ученикам уже через несколько занятий легко справляться с заданиями).

Упражнения для работы над формой букв, наклоном при письме проводились по той же схеме.

Цель: следить за правильностью движения руки, следить за соблюдением формы, высоты буквы, наклоном.

На первых этапах работы дети выполняли образцы написания элементов букв; прописывали серию упражнений безотрывного письма при правильном сохранении наклона и соблюдением высоты (буквы в несколько строек, сравнение и чередование в написании); письмо отдельных букв, которые имеют различные элементы письма, схожие элементы, оптически разные, написание слогов в слиянии, в соединении различные видов; письмо слов, сочетаний слов и предложений с соблюдением всех правил графики, каллиграфии и орфографии.

Работа с текстом, стихотворными отрывками проводилась параллельно с работой по списыванию. Все использованные упражнения вызвали живой интерес у детей и проходили в доброжелательной и гармоничной атмосфере.

Совершенствование графических умений и каллиграфически правильного письма проводилось параллельно с вышеуказанными заданиями, но имело место и в основной части урока.

Младшим школьникам предлагались различные задания:

– многократная обводка заготовленных образцов рукописного текста через прозрачную кальку.

Цель: закрепление зрительного и двигательного образа буквы и соединения; совершенствование каллиграфии.

Детям была дана установка: внимательно следить за движением руки, выполнять плавные, медленные движения, четко работать по намеченным линиям. Работа заинтересовала ребят, вызвала живой интерес и активность в выполнении задания. Каждый старательно работал по указанному плану. Данный вид работы явился для всех детей и способствовал развитию положительных качеств письменной речи. Младшие школьники с нетерпением ждали следующего урока и следующего нового текста.

Сначала эта работа проводилась медленно, на следующих уроках темп обводки постепенно ускорялся. Работы учеников были аккуратны.

Работа с трафаретами. Цель: развитие мелкой моторики и правильных, синхронных движений, закрепление графического образа буквы и ее состава.

Вначале применялись сюжетные трафареты для отработки и совершенствования мелких движений кистей и пальцев рук. Дети обводили фигурки и производили дальнейшую штриховку в различных направлениях.

Давалась первоначальная последовательная инструкции по выполнению данного задания: прикладываем к листу бумаги и придерживаем свободной рукой трафарет, а рабочей выполняем движения в направлении слева направо: штрихуем по указанному стрелкой направлению и не выходим за границы рисунка.

Далее использовались трафареты и шаблоны букв, слогов. Дети работали по той же инструкции, но еще могли самостоятельно составлять букву из элементов, видя и анализируя состав, параллельно работая над каждым элементом в тетрадях — письмо для совершенствования формы, размера, наклона букв.

Данный вид работы заинтересовал детей, и если на обычных уроках они проявляли невнимательность, то при использовании данного вида работы каждый старался быть лучшим.

Задания и упражнения для преодоления оптического смешения букв. Цель: преодоление возможного оптического смешения букв и совершенствование орфографически и каллиграфически правильного письма.

Проводилась вспомогательная и совместная работа по установлению и сравнению букв, элементов.

– работа с элементами букв сходными в написании; нахождение отличий;

– письмо и закрепление с использованием дополнительной символики, помогающей установить правильность написания и не допускать смешения;

– шифровка и расшифровка записанных букв, слогов, слов с пропуском букв.

Задания проходили в тесной связи с другими видами работ (списывание, обводка). Данный вид заданий способствовал закреплению образа и составных элементов букв в сознании детей.

На первых занятиях младшие школьники, испытывающие трудности в написании оптически схожих букв были менее активны, боялись допустить ошибку, иногда сбивались и путались в написании отдельных элементов.

Ребятам предлагалось зашифровать некоторые буквы специальными символами (стрелочками). Дети расшифровали буквы, слова с пропущенными буквами или же самостоятельно зашифровывали слова, предложения, тексты.

Задания вызывали живой интерес у всего класса. Учащиеся пытались самостоятельно справиться с предложенными заданиями. Проведенная работа достигла своих целей и результатов.

Упражнения в списывании текстов пронизывали все виды деятельности. Было предложено списывание:

– с рукописного текста;

– с печатного текста.

Для младших школьников были изготовлены памятки, помогающие во время работы. Сначала мною были разобраны все необходимые пункты и требования к данному виду работы:

  1. Прежде чем начать списывать, читаю целиком все, что нужно списывать.
  2. Каждое слово поделю на слоги и диктую себе по слогам.
  3. Сравниваю свою запись с тем, с чего списывал.

Каждый ученик ознакомился с планом и структурой работы.

Во время списывания дети шепотом диктовали себе записываемое слово.

Учащиеся внимательно следили за выполнением работы, некоторые отвлекались и смотрели, сравнивая работы своих товарищей, но при этом справлялись с заданием самостоятельно, без помощи.

Важным моментом в работе было формирование у младших школьников положительной, мотивационной настройки на сам процесс преодоления трудностей и формирование в сознании детей представления необходимости проводимой работы и эффективности ее выполнения.

Работа проведена полноценно, сбалансировано, систематично, с соблюдением всех необходимых рекомендаций.

Учащиеся остались заинтересованы. Это оказало значительное влияние на развивающую сторону заданий и упражнений, усилило их эффективность и оказало положительное влияние на развитие необходимых функций в процессе письма.

Литература:

  1. Архипова, Е. В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии./ Е. В. Архипова//Русский язык в школе. — 2003 — № 2.- С. 3–9.
  2. Баранов, М. Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков/ М. Т. Баранов// Русский язык в школе. — 12986 — № 6.- с. 23–26.
  3. Беседы с учителем 2 класс 4-х летней начальной школы / под ред. Л. Е. Журова.- М.: Вентана — Граф, 2002. — 320с.
  4. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М. В. Гамезо, Т. С. Михальчик, В. М. Матюхина и др. — М.: Просвещение, 1984. — 256с.
  5. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. А. В. Петровского.- М.: просвещение, 1973. — 288с.
  6. Вопросы психологии учебной деятельности младшего школьника / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.- М.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1962.- 288с.
  7. Железная, Л. М. Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку /Л. М. Железная// Начальная школа.- 2003.-№ 4.-С43–46.
  8. Желтовская Л. Я., Соколова Е. Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырехлетн. нач. шк./ Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соеолова — М.: Просвещение, 1987. — 225 с.: ил. — (Библиотека учителя начальных классов)
  9. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов / В. Г. Мараллов.-М.: Академия.- 2002. — 250с
  10. Мор Г. Я. формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся// Начальная школа. -1988. -№ 10. — с. 18–21
  11. Мухина,В. С. Возрастная психология/ В. С. Мухина — М.: Просвещение. 1999. — 452с.
  12. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. — М: ТЦ Сфера, 2001. — 48 с.
  13. Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды./ Д. Б. Эльконин — М.: Педагогика, 1989. 560с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, задание, работа, ребенок, школьник, правильное письмо, форма букв, вид работы, мыслительная деятельность, русский язык.


Похожие статьи

Словесные игры на уроках английского языка как способ формирования лексических навыков учащихся 3-го класса

Предметом исследования выступает словесная игра как способ формирования лек-сических навыков у учащихся 3-го класса на уроках английского языка.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками

Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством совместной продуктивной деятельности со взрослыми (на примере изготовления книг своими руками).

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена с помощью различных методов на уроках биологии

Изучение возможности развития дивергентного мышления на уроках биологии проводилось в рамках направления «Исследование в действии» в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар. Показана, положительная динамика развития дивергентного мышления у школ...

Формирование профессионального самоопределения студентов на основе внедрения в учебный процесс оценочных таблиц физического развития школьников

В статье представлены методологические аспекты формирования профессиональных компетенций на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области.

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Технология и методические аспекты создания электронных учебно-методических комплексов

Целью настоящего статью является обмен опытом по созданию электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), предназначенных для самостоятельного изучения учениками дистанционного обучения.

Изготовление анатомических наглядных пособий для обучения детей с нарушениями зрения посредством трехмерного моделирования, аддитивных и лазерных технологий

Проект направлен на разработку технологического процесса изготовление наглядных анатомических пособий для обучения детей с нарушениями зрения посредством трехмерного моделирования, аддитивных и лазерных технологий.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией

Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.

Похожие статьи

Словесные игры на уроках английского языка как способ формирования лексических навыков учащихся 3-го класса

Предметом исследования выступает словесная игра как способ формирования лек-сических навыков у учащихся 3-го класса на уроках английского языка.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками

Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством совместной продуктивной деятельности со взрослыми (на примере изготовления книг своими руками).

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена с помощью различных методов на уроках биологии

Изучение возможности развития дивергентного мышления на уроках биологии проводилось в рамках направления «Исследование в действии» в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар. Показана, положительная динамика развития дивергентного мышления у школ...

Формирование профессионального самоопределения студентов на основе внедрения в учебный процесс оценочных таблиц физического развития школьников

В статье представлены методологические аспекты формирования профессиональных компетенций на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области.

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Технология и методические аспекты создания электронных учебно-методических комплексов

Целью настоящего статью является обмен опытом по созданию электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), предназначенных для самостоятельного изучения учениками дистанционного обучения.

Изготовление анатомических наглядных пособий для обучения детей с нарушениями зрения посредством трехмерного моделирования, аддитивных и лазерных технологий

Проект направлен на разработку технологического процесса изготовление наглядных анатомических пособий для обучения детей с нарушениями зрения посредством трехмерного моделирования, аддитивных и лазерных технологий.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией

Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.

Задать вопрос