Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Диденко С. Ю., Загоруйко Т. В., Лактионова Е. Е., Лебедева В. В. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 614-615. — URL https://moluch.ru/archive/148/41544/ (дата обращения: 26.05.2018).



Оценивая младших школьников, следует помнить и учитывать возрастные психологические особенности детей: неумение объективно оценивать своей деятельности, слабый уровень самоконтроля, неадекватность принятие оценки учителя и т. п. Поэтому любая проверка знаний в начальной школе должна определяться характером и объемом ранее изученного в курсе русского языка материала, а также уровнем общего развития учащихся.

Объективность оценки — одно из важнейших требований при работе с учащимися начальных классов. Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не взирая на личные отношения. Особую важность данному требованию придает то, что часто учитель делит детей на «группы», в зависимости от успеваемости (отличники, хорошисты, троечники), и, не смотря на конкретный результат работы, ставит отметки в соответствии с принадлежностью к «группе» (отличнику может завысить, троечнику — занизить).

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки. Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников на уроках русского языка.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки.

Предварительный контроль обычно проводится учителем в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. При этом учитель имеет возможность узнать уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.

Основное назначение текущего контроля для учителя — непрерывно отслеживать полученную информацию о качестве отдельных этапов учебного процесса; для ученика — является стимулом, побуждающим его к систематическим занятиям.

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, раздела. Главной функцией выступает систематизация и обобщение материала по определенному тематическому материалу путем повторения и проверки знаний.

Итоговый контроль планируется в конце учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени, охватывающий основной учебный материал.

Методы контроля — это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса.

Исходя из способа взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся разделяют на следующие:

1) устные;

2) письменные;

3) графические;

4) практические работы;

5) программированные;

6) тесты.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, дополняя друг друга. Каждый метод представляется совокупностью приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

Рассмотрим наиболее распространенные в начальной школе виды контроля.

Устные методы контроля знаний одни из основных в начальной школы и проводятся как опрос учащихся. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведет собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы.

Письменные методы проверки знаний и умений также широко используются в школе на разных стадиях учебного процесса. Это и диктанты, контрольные сочинения, контрольные письменные работы.

С принятием ФГОС второго поколения и приходом государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена популярным методом контроля становится тестирование, к которому дети приобщаются еще в начальной школе. ЕГЭ является одним из основных механизмов функционирования общероссийской системы оценки качества образования, оказывая существенное влияние на систему образования, выполняя роль связующего и регулирующего звена между общеобразовательными учреждениями и профессиональными учебными заведениями, обеспечивая единство требований к качеству подготовки выпускников системы общего образования. ЕГЭ стоит рассматривать как современную форму оценки учебных достижений, основанную на использовании инновационных измерителей — КИМ (контрольно-измерительные материалы). Основное отличие КИМ от традиционных средств контроля и оценки учебных достижений в том, что они разрабатываются по специальной технологии, опирающейся на теорию педагогических измерений, обеспечивающих высокую объективность и обоснованность результатов выпускников.

Таким образом, в практике работы начальной школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений как устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных и практических работ, программированный, стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль с использованием программных средств, тестовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

Литература:

  1. Богданов Г. А. Опрос на уроках русского языка/Г. А. Богданов — М.: Просвещение — 1989. — 144с.
  2. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся/А. Б. Воронцов // Начальная школа -1999.- № 7 — С.
  3. Загвязинский В. И. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд. /В. И. Загвязинский М.: Академия, 2005. — 352 с.
  4. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г. К. Селевко // Школьные технологии — 1996. — № 6. — С. 3–43.
Основные термины (генерируются автоматически): контроля знаний, уроках русского, методы контроля знаний, уроках русского языка, учебного процесса, начальной школе, Методы контроля, оценки учебных достижений, проверки знаний, оценочной деятельности, развития учащихся, младших школьников, нового материала, учебно-познавательной деятельности, методы проверки, Устные методы контроля, русского языка материала, школе виды контроля, совокупностью приемов контроля, назначение текущего контроля.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос