Современная методика оценки результатов обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 5125 раз

Библиографическое описание:

Шейхмамбетов С. Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1516-1519. — URL https://moluch.ru/archive/91/19773/ (дата обращения: 16.08.2018).

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательных интересов и творческой активности учащихся.

Ключевые слова: портфолио, педагогическая диагностика, компетенции, катанотесты, кейс-измерители, проекты, контекстные задачи.

 

Абсолютно все классификации методик обучения подразумевают периодическую проверку знаний учащихся, оценивание характера и коррекцию их деятельности. Не секрет, что целью любой проверки и оценки уровня знаний является обеспечение качества знаний, повышение уровня развития обучающихся.

«Современные условия требуют рассматривать систему народного образования как единый комплекс всех его звеньев, обеспечивающих... получение общего и специального образования, профессиональной подготовки, духовного и нравственного становления молодых людей как личностей... Для этого необходимо существенно укрепить образовательную школу, систему высшего и среднего специального образования, обновить учебные программы, обогатить их сокровищами мировой культуры». [1]

Создание условий, которые позволяют решать актуальные задачи в рамках образовательных учреждений, дает возможность формированию самостоятельного человека, который способен жить в современном обществе. Сегодня можно с уверенностью сказать, что полностью выявлен набор компетенций, относящийся к школьному образованию, и идет активное формирование набора компетенций, относящихся к высшему образованию. Результатом проводимых реформ системы образования Республики Узбекистан будет подготовка компетентного выпускника в широком смысле данного понятия: человека знающего, умеющего, социально определенного, самодостаточного и активного.

Компетентность представляет собой выраженную способность применять умения и навыки, готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника образовательного учреждения для выполнения деятельности в определенной области. Компетенция же — это способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Компетенции следует относить к способности, умению, возможностям, навыкам и пониманию. В современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, являются: понятийная, операционная, исследовательская. Что же включается в содержание компетенций? Если говорить кратко — то все, что необходимо для решения конкретной проблемы: знания, умения, интеллектуальные способности, наличие опыта деятельности.

В содержании компетенций следует отнести знаниевую и деятельностную составляющие. Индикаторами сформированности компетенций в этом случае будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация к саморазвитию. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка знаний в современной школе не оставалась неизменной.

Оценка — одно из средств воздействия, которое находится в распоряжении педагога, для стимулирования учеников, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у современных школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, а также разнообразие ее функций, несомненно, требуют поиска таких показателей, которые смогли бы отразить все стороны учебной деятельности школьников и в то же время обеспечивали их выявление. С данной точки зрения современная система оценивания знаний, умений, возможно, требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Отметка (балл) — это результат процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность).

В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна. В соответствии с этими функциями, выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний учащихся. Своеобразным методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе методов контроля.

В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг — это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог — обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг — это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний — экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В современной школе Узбекистана переводные экзамены были введены в 2005 г. методика и система их проведения постоянно менялась. С введением экзаменов заранее готовились специальные вопросники с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой системы оценки как средства развития самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения. Основным условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и вынес методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В Германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу-матрицу. Российский ученый В. П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по двенадцатибалльной системе отметок. Как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом проблем, в том числе организационных и психологических. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля. За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов оценивания знаний, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи. Кейс — это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения). Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть а — нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В — расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их — до 15 знаков — и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос, следующий не открывается. Один из современных методов оценивания знаний — контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся. Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества. Очевидна современная позиция учителя, преподавателя: мы перестаем быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое пытались передать ему. нашей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. — Ташкент: Узбекистан, 1995. -С.39.

2.                  Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. №

3.                  Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно-ориентированный подход в образовании. Казань: изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004.

4.                  Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиППРО, 2005.

5.                  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, умение, оценка знаний, объективный контроль, положительная мотивация, последнее время, специальное образование, теоретический курс, учебный процесс, отработка навыков.


Ключевые слова

компетенции, проекты, портфолио, педагогическая диагностика, катанотесты, кейс-измерители, контекстные задачи.

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

обучающийся, оценка знаний, учебный материал, группа, умение обучающихся, самостоятельная работа, производственная задача, устный опрос, учебная работа, учебный процесс.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

– четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не

Задачи первого уровня: для решения такой задачи требуется один теоретический факт

Акулова, О. А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

обучающийся, оценка знаний, учебный материал, группа, умение обучающихся, самостоятельная работа, производственная задача, устный опрос, учебная работа, учебный процесс.

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

‒ итоговый контроль по теории (контроль знаний); ‒ рубежный контроль по материализованной деятельности (контроль умений)

Основные термины (генерируются автоматически): учебный цикл, время, теоретический материал, цикл, метод проектов...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

– четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не

Задачи первого уровня: для решения такой задачи требуется один теоретический факт

Акулова, О. А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся...

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях...

До последнего времени в учебных заведениях страны для оценивания качества знаний использовалась

Такая шкала оценивания находила употребление не только во время сессии, но и в текущем контроле уровня знаний.

- объективная оценка знаний каждого учащегося

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

‒ итоговый контроль по теории (контроль знаний); ‒ рубежный контроль по материализованной деятельности (контроль умений)

Основные термины (генерируются автоматически): учебный цикл, время, теоретический материал, цикл, метод проектов...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях...

До последнего времени в учебных заведениях страны для оценивания качества знаний использовалась

Такая шкала оценивания находила употребление не только во время сессии, но и в текущем контроле уровня знаний.

- объективная оценка знаний каждого учащегося

Повышение эффективности обучения посредством мотивации

Вступая в процесс обучения, он преследует определенные индивидуальные цели: получение знаний, умений, отработку навыков

формирование чувства ответственности за процесс обучения. 4. Увязывать теоретические знания с производственной деятельностью слушателей.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков

Образовательные задачи. Вид элективного курса. Содержание и способы работы.

элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации

Повышение эффективности обучения посредством мотивации

Вступая в процесс обучения, он преследует определенные индивидуальные цели: получение знаний, умений, отработку навыков

формирование чувства ответственности за процесс обучения. 4. Увязывать теоретические знания с производственной деятельностью слушателей.

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Убеждение в мотиве, то есть его реальное подкрепление и закрепление, в основном происходит в процессе обучения — уяснения и отработки знаний и умений.

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков

Образовательные задачи. Вид элективного курса. Содержание и способы работы.

элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Убеждение в мотиве, то есть его реальное подкрепление и закрепление, в основном происходит в процессе обучения — уяснения и отработки знаний и умений.

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

обучающийся, оценка знаний, учебный материал, группа, умение обучающихся, самостоятельная работа, производственная задача, устный опрос, учебная работа, учебный процесс.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

– четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не

Задачи первого уровня: для решения такой задачи требуется один теоретический факт

Акулова, О. А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

обучающийся, оценка знаний, учебный материал, группа, умение обучающихся, самостоятельная работа, производственная задача, устный опрос, учебная работа, учебный процесс.

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

‒ итоговый контроль по теории (контроль знаний); ‒ рубежный контроль по материализованной деятельности (контроль умений)

Основные термины (генерируются автоматически): учебный цикл, время, теоретический материал, цикл, метод проектов...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

– четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не

Задачи первого уровня: для решения такой задачи требуется один теоретический факт

Акулова, О. А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся...

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях...

До последнего времени в учебных заведениях страны для оценивания качества знаний использовалась

Такая шкала оценивания находила употребление не только во время сессии, но и в текущем контроле уровня знаний.

- объективная оценка знаний каждого учащегося

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

‒ итоговый контроль по теории (контроль знаний); ‒ рубежный контроль по материализованной деятельности (контроль умений)

Основные термины (генерируются автоматически): учебный цикл, время, теоретический материал, цикл, метод проектов...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях...

До последнего времени в учебных заведениях страны для оценивания качества знаний использовалась

Такая шкала оценивания находила употребление не только во время сессии, но и в текущем контроле уровня знаний.

- объективная оценка знаний каждого учащегося

Повышение эффективности обучения посредством мотивации

Вступая в процесс обучения, он преследует определенные индивидуальные цели: получение знаний, умений, отработку навыков

формирование чувства ответственности за процесс обучения. 4. Увязывать теоретические знания с производственной деятельностью слушателей.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков

Образовательные задачи. Вид элективного курса. Содержание и способы работы.

элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации

Повышение эффективности обучения посредством мотивации

Вступая в процесс обучения, он преследует определенные индивидуальные цели: получение знаний, умений, отработку навыков

формирование чувства ответственности за процесс обучения. 4. Увязывать теоретические знания с производственной деятельностью слушателей.

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Убеждение в мотиве, то есть его реальное подкрепление и закрепление, в основном происходит в процессе обучения — уяснения и отработки знаний и умений.

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков

Образовательные задачи. Вид элективного курса. Содержание и способы работы.

элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Убеждение в мотиве, то есть его реальное подкрепление и закрепление, в основном происходит в процессе обучения — уяснения и отработки знаний и умений.

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования.

Задать вопрос