Библиографическое описание:

Тоганова Ж. К. Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях профессионального образования // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 4-6.



В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы отмечено: «наша главная задача – формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны» [1].

Путь обновления системы образования в нашей стране обусловлен стремлением внедрить в учебный процесс эффективную систему оценивания, которая гарантирует достижение качественного результата. В учебном процессе особое значение имеет восприятие каждого обучающегося как отдельной личности, побуждение чувства уверенности в себе, повышение интереса к знаниям обучающихся.

В целом под понятием оценивания мы понимаем все виды оценивания, которые реализуются в практическом учебном процессе. К примеру, оценка, описанная учителем, оформленная баллами оценка учителя, самоконтроль собственной работы учащегося, оценивание с помощью самооценивания, т.д. На сегодняшний день основная идея оценивания заключается в сформированном развитии оценивания учеником, т.е. в первый период освоения знаний эффективно использовать оценку учителя, описанную баллами, а затем под руководством учителя добавлять самоконтроль и самооценивание учащихся [2].

Цель обучения – не получение оценок, не сбор баллов. Оценивание – внешняя мотивация, в котором количество баллов основано на «самоконтроле», «самооценивании», из которых красные баллы обозначают похвалу или поощрение, а средства обучения, техника контроля, описание содержания работы являются внутренней мотивацией.

Прежде чем начать обсуждение проблемы оценивания знаний учащихся, считаю правильным кратко остановиться на данном возрастном периоде.

По прибытии в школу ребенок постепенно начинает сознательно чувствовать свое место в мире общественных отношений. Это напрямую связано с осознанием себя в роли субъекта процесса обучения.

При вступлении в новый социальный круг ребенок старается получить для себя особое место, приспосабливается к новой социальной роли, размышляет об установлении связи с себе подобными. Важно отметить следующее: ребенок не только получает роль ученика школы, но и должен придерживаться роли и направления ученика.

Мотив, намерение получения высокой и хорошей оценки занимает главное, важное место среди всех социальных мотивов. Высокие, хорошие оценки обеспечивают определенный статус в классе, гарантируют похвалу родителей, а также достижение хороших отношений с каждым учителем, по мнению многих авторов, это является «важным» на данный возрастной период.

Сформированная временем современная 5-бальная система оценивания основана на повышении уровня знаний учащихся, при этом важны не только знания учащихся, но и компетентность учащегося, развитие его личностных качеств, правильное взаимоотношение с окружающей средой и саморазвитие, повышение самообразования. Множество систем оценивания в мире являются нормативными, то есть оценивание проводится с помощью сравнения с определенной установленной нормой. В нашей стране учащийся, выполнивший одно задание, оценивается на оценку 5. Мы не придаем значения тому, как он выполнил данное задание. В этом и заключается противоречие. А в других странах учащийся, написавший обычный реферат, считается выполнил его с трудом.

В соответствии с этим в мировых странах сформирована критериальная система оценивания.

Критериальная система оценивания относится к нормативной системе оценивания. Критериальная система оценивания широко используется в Международных школах бакалавриатуры. Эта система оценивания направлена на развитие компетентности получающих образование, на формирование личности.

Критериальное оценивание в соответствии с целями и содержанием образования, учебными результатами учащегося, предварительно знакомо всем участникам образовательного процесса, прошло рассмотрение коллектива, с помощью определенных параметров процесс основан на сравнении учебных достижений [3].

Критериальное оценивание на сегодня имеет большое значение в системе образования и соответствует требованиям, целям и задачам современного образования [4].

Главные особенности критериального оценивания:

1) предварительно предложенная шкала оценивания;

2) точность, правдивость;

3) справедливость оценок;

4) возможность самооценивания.

Критериальное оценивание проводится в течение урока. Очень эффективно при оценивании групповых работ, т.к. приводит к результативности работы и с помощью взаимооценивания учащиеся свободно выражают свои суждения и рассматривают мнения друг друга. Как показывает опыт, умение свободно выражать свое мнение, давать собственную оценку работам других учащихся повышает уверенность и самостоятельность.

Оценивание в первую очередь необходимо для выявления качества знаний. Если мы в собственной работе хотим добиться успеха, то с помощью самооценки должны определить положительные стороны своей работы, свои недочеты, оценить свою работу. В связи с этим в стандарте общего образования должен быть предложен вид объективного оценивания знаний учащихся, понятный и для педагога, и для учащегося.

В будущем наши специалисты, получающие профессиональные знания, будут преподавать в тех же школах. Меня волнует вопрос, если в стенах учебного заведения они не будут знакомы с системой оценивания в общеобразовательных школах, то, как они будут оценивать знания учащихся.

В профессиональных образовательных учебных заведениях Казахстана наравне с внедрением профессионального стандарта, нужно внедрить научно основанный критерий оценивания знаний студентов. Другими словами, в системе образования при взаимодействии преподавателя и студента, для объективного оценивания знаний студента нужно организовать подходящее обстоятельство.

Проблема создания методологии контроля и оценивания знаний, определение общих правил на сегодняшний является одной из проблем, о которой ведутся горячие споры среди педагогов. Здесь ожидается следующий результат: в соответствии с требованием современного общества – воспитать высоко социально обеспеченную, культурную, получившую национальное воспитание, умеющую использовать в жизни полученные знания и навыки, всесторонне развитую личность.

До последнего времени в учебных заведениях страны для оценивания качества знаний использовалась система пятибалльной шкалы. Такая шкала оценивания находила употребление не только во время сессии, но и в текущем контроле уровня знаний. Только в Назарбаев Интеллектуальных школах и высших учебных заведениях страны оценивание проводится по определенным критериям. Наши будущие специалисты, закончив учебные заведения и поступив в высшие учебные заведения, говорят о том, что не понимают систему оценивания. Мы в своей практике, изучив технологию критериального оценивания, используем, в соответствии с требованием стандарта, и оцениваем по пятибалльной системе. Пятибалльная система нередко озадачивает учащихся, т.к. неизменно возникают ситуации, когда при выполнении одного задания двумя учениками, один из них получает оценку пять, а другой четыре. Здесь возникает вопрос. Почему? Поэтому во всех учебных заведениях должна быть преемственность, и предложена специальная критериальная система оценивания.

В заключении хотелось бы отметить несколько положительных моментов при оценивании знаний учащихся по определенным критериям (использовании критериальной системы):

- личностное направление учащегося на активную позицию;

- приведение личности до собственной ответственности, главного результата;

- объективная оценка знаний каждого учащегося;

- акцент на познавательных способностях, критическом мышлении, памяти, учебно-познавательных действиях;

-повышение интереса к учебе, устранение негативных понятий об оценивании, повышение активности анализа;

- удовлетворение учащимися системой оценивания.

Критериальное оценивание дает возможность преподавателям улучшить качество учебного процесса, составить критерии для обеспечения качественного результата, получить информацию для анализа и планирования своей работы, учитывая особенности каждого учащегося, получить личную траекторию обучения для учащегося, использовать различные способы и средства оценивания, внедрить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
  2. Инструкция для учителя. Второй (основной) уровень.
  3. Кудайбергенова К. Компетентность – качественный критерий развития личности // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы оценивания качества знаний: методологическая основа и практические результаты», 2008 г.
  4. Михеева В.И. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы. // Педагогика. – 2009. №2.
Основные термины (генерируются автоматически): оценивания знаний, система оценивания, знаний учащихся, оценивания знаний учащихся, Критериальное оценивание, учебных заведениях, оценивания качества знаний, объективного оценивания знаний, Критериальная система оценивания, критериальная система оценивания, образования Республики Казахстан, Проблемы оценивания знаний, развития образования Республики, систему оценивания, критериального оценивания, проблемы оценивания знаний, учебных заведениях страны, оценивания знаний студента, критерий оценивания знаний, знания учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос