Библиографическое описание:

Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [27, с. 11].

Переход на массовое профильное обучение рассматривается как осуществление радикальной дифференциации образования, включающее:

с психолого-педагогических позиций – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;

с социальных позиций – наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;

с методических позиций – построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся [15, с. 26].

Профильное обучение преследует следующие цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [27, с. 11].

Задачи системы профильного образования:

  • достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;

  • формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;

  • умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования;

  • развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;

  • усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой [37, с. 49].

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей:

  1. естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология);

  2. социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);

  3. гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство);

  4. технологический (специализации – информационные технологии, агротехника, индустриальные технологии, технологии сферы обслуживания, медицина, педагогика и т.п.);

  5. универсальный / общеобразовательный (для непрофильных классов и школ) [9, с. 104].

Базисным учебным планом рекомендуется проводить профильное обучение по следующим десяти профилям: физико-математическому, естественнонаучному, социально-экономическому, гуманитарному, филологическому, информационно-технологическому, агро-технологическому, индустриально-технологическому, художественно-эстетическому, оборонно-спортивному [24, с. 50].

Тот или иной профиль складывается из курсов трёх типов:

● базовые общеобразовательные предметы,

● профильные общеобразовательные предметы,

● элективные (курсы по выбору).

Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Знания, умения и навыки учащихся определяются содержанием учебников (программ), рекомендованных МО РФ для общеобразовательных школ.

Профильные общеобразовательные предметы - это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены государственным стандартом.

Элективные курсы – курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. №14-51-277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов» [27, с. 75].

Таким образом, при введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем – набор элективных курсов, предложенных школой.

Прилагательное «элективный» (electus) в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. 3 2783) дано следующее определение: «Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы»[27, с. 16]. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций [37, с. 49].

В отличие от факультативов и кружков курсы обязательны для посещения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором. «Элективные курсы принципиально отличаются от давно существующих у нас факультативов. Факультативный курс – это не обязательный, а только возможный для изучения <…> Идеология «изучаю – не изучаю» не предполагает, что выбор становится обязательным элементом общего образования. А введение элективных курсов направлено на решение именно этой задачи» [18, с. 9].

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, характеризуются минимальной численностью учебной группы (1-15 человек). Каждый учащийся в течение двух лет должен выбрать и изучить 5-6 элективов, при этом количество предлагаемых курсов должно быть значительно выше.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50: 30: 20.

Элективные курсы выполняют следующие функции:

● изучение ключевых проблем современности;

● ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»;

●ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

●дополнение и углубление базового предметного образования;

●компенсация недостатков обучения по профильным предметам [10, с. 38].

Цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач:

  1. расширить знания по изучаемым предметам;

  2. обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков;

  3. способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному;

  4. формировать и развивать познавательный интерес к предметам.

Исходя из этого, тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:

● иметь социальную и личностную значимость, актуальность, как с точки зрения подготовки профессиональных кадров, так и личностного развития учащихся;

● способствовать социализации и адаптации, представлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;

● поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной социализации обучения;

●обладать значительным развивающим потенциалом;

●вносить вклад в формирование целостной картины мира;

●способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков, ключевых компетенций [10, с. 38-39].

Методы и формы обучения определяются уровнем развития и саморазвития учащихся, уровнем их индивидуальных способностей и требованиями профилизации обучения. Ведущие методы – проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную активность учащихся.

Виды элективных курсов определяются и задачами ступени школы, и видом учебного заведения, и местными условиями, и возможностями класса, группы, учителя, и так далее. Обсуждая вопрос о месте элективных курсов в старшей профильной школе, Каспржак А.Г. (2004) выделяет их виды, содержание и способы работы, образовательные задачи, решаемые курсами по выбору [17, с. 16-21].

Образовательные задачи

Вид элективного курса

Содержание и способы работы

1

Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определённым видом профессиональной деятельности

«пробный»

Знакомство с видами деятельности, характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области

2

Помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, с ней связанных

«ориентационный»

Коллективное выполнение проекта, которое интегрирует, во-первых, несколько видов деятельности, а во-вторых – содержание нескольких наук

3

Удовлетворение естественного любопытства молодого человека к какой-то области знаний, которая отсутствует в традиционном учебном плане

«общекультурные»

Восполнение «общекультурного вакуума»

4

Углубление, расширение знания учебного предмета

«углубляющий»

Прохождение дополнительных разделов учебного предмета


По назначению выделены несколько типов элективных курсов:

  • первый тип – это своеобразное дополнение базовых профильных курсов, обеспечивающее повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;

  • второй тип – это курсы, направленные на интеграцию учебных предметов, они обеспечивают межпредметные связи;

  • третий тип – курсы, направленные на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ или на подготовку к сдаче вступительного экзамена в вуз по данному предмету, т.е. имеет «репетиторскую» направленность;

  • четвертый тип – курсы, ориентированные на приобретение узкоспециализированных навыков, необходимых для определенной профессии или для успешной адаптации на рынке труда;

  • пятый тип – курсы, носящие внепредметный характер, которые направлены на удовлетворение тех интересов учащихся, которые не связаны с рамками школьной программы, предназначены для расширения кругозора старшеклассника[27].

Основные приоритеты методики изучения элективных курсов:

● междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

● обучение через опыт и сотрудничество;

● интерактивность;

● учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

● личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход.

Особенности оценочной системы. По элективным курсам государственный экзамен не проводится, в этой связи требуется поиск иных подходов к оценке достижений учащихся в процессе освоения этих курсов (например, накопительная система оценки, портфолио). Оценка может выставляться как в форме «зачтено / не зачтено», так и по бальной шкале. При этом необходимо помнить, что курс выбран учеником инициативно; успешное его освоение может помочь ученику ощутить себя успешным. «Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал, может дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно-ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом» [17, с. 8].

Каспржак А.Г. отмечает, что включение в Базисный учебный план элективных курсов позволит:

  • политикам и управленцам – стимулировать продуктивный диалог между школой и семьей о том, что, зачем и на каком уровне надо учить современному школьнику;

  • учёным – наработать материал, на основании которого будет продолжена разработка образовательного стандарта, отвечающего запросам современного общества;

  • учителям – начать преподавать нетрадиционно, искать и пробовать новое, не боясь быть битым методистом или администратором;

  • ученикам – поучиться не для аттестата [18, с. 9].

Для Российской школы понятие «элективные курсы» достаточно новое. В связи с этим возникает ряд проблем, связанных с их разработкой и внедрением. Идея элективных курсов в системе профильного обучения нашла отражение в работах Э.Н. Абдуллаева [1], А.В. Баранникова [2], А.Г. Каспржака[17;18;19], Н.А. Гужавиной [3], Н.В. Добрецовой [5], Д.С. Ермакова [8; 9; 10; 11; 12], Д.А. Ершова [13], А.А.Зубрилина [16], Г.Д. Петровой [11], Н. Савицкой [29], Г. Сафонова [30], М.С. Цветковой [34], Т.В. Черниковой [35], Г.Г. Штомпель [36] и др. Авторы рассматривают содержание организационно-методических основ разработки авторских элективных курсов, раскрывают содержательные и технологические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективов.

В диссертационных исследованиях рассмотрены вопросы назначения и дидактических особенностей элективных курсов, педагогического проектирования программ (И.А. Муртазин [23], А.С. Рванова [28], М.А. Столба [32;33] и др.), разработке системы элективных курсов по отдельным предметам (М.Г. Победоносцева [25; 26] и др.), комплексы средств обучения (Н.С. Кудинова [21; 22] ), методические условия изучения курса (И.Н. Елисеева [6; 7] ).

Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов содержат алгоритм написания пояснительной записки, примеры составления тематического плана курса, указания на содержание занятий, критерии оценки деятельности учащихся. Гужавиной Н.А. [3] дается положение программ элективных курсов. В нем рассматриваются: общие положения, цели программы, структура программы, порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по быбору, учебно-тематический план образовательной программы, содержание изучаемого курса, информационное обеспечение образовательной программы.

Составляя свою программу элективного курса, советуем опираться на рекомендации А.Г. Каспржака [17; 18; 19], Т.В. Черниковой [35], Д. Ермакова [8; 9; 10; 11; 12], Г. Петровой [8], Н.А. Гужавиной [3], Д.А. Ершова [13], Н.В. Добрецовой [5], И.А.Зайцевой [14], Л.И. Гультяевой [4], Т.П. Синько [31].

По мнению А.Г. Каспржака, содержание программ курсов должно соблюдать следующие условия:

  • курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы;

  • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

  • отбирая содержание, учитель должен постараться сам себе ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?»;

  • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;

  • в связи с этим возможна ситуация, когда не весь объём содержания элективного курса является строго обязательным. Программа может быть построена так, что какой-то её объём минимально необходим, а все остальное - «по потребностям». Это следует из того, что доминанта умений и позитивного опыта может быть обеспечена на любом завершенном содержательном модуле или блоке;

  • курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими;

  • курсы должны опираться на какое-либо пособие;

  • содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения;

  • программа курса должна состоять из ряда законченных модулей;

  • если автор относит свой курс к ориентационным, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности.

Содержание курса может представлять собой:

  • расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса;

  • введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук, профессий;

  • совокупность отдельных фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения или освоение определённого вида деятельности [17].

Д.А. Ершов [13] предлагает делить процесс разработки элективных курсов на три последовательных этапа: 1)анализ социального заказа и формулирование замысла, 2)составление предварительного проекта программы, 3)окончательное оформление рукописи в соответствии с требованием ГОСТа, обсуждение и рецензирование программы.

Вопрос контроля и оценки результативности обучения решается автором через систему рейтинговой оценки учебных достижений. Данная система подразумевает последовательное прохождение ряда этапов:

  • определение перечня оцениваемых видов учебной деятельности;

  • разработка системы оценок;

  • разработка системы «штрафных очков» за невыполнение учебных заданий.

С рейтинговой системой контроля хорошо сочетаются следующие способы контроля уровня достижений учащихся:

  • наблюдение активности на занятии;

  • беседа с учащимися, родителями;

  • экспертные оценки педагогов по другим предметам;

  • анализ творческих исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий;

  • анкетирование и тестирование;

  • метод портфолио – совокупность самостоятельно выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).

Т.В. Черникова утверждает, что элективные курсы профильного обучения будут привлекательными для старшеклассников в том случае, если:

  • фактический материал будет узнаваемым и связанным с реальностью;

  • полученные знания будут носить прагматическую направленность, их можно будет применить в повседневной жизни;

  • проблемный материал, выбранный для изучения, будет иметь неоднозначную трактовку среди ученых и носить характер научной интриги; ранее недоступный для изучения материал станет открытым для обсуждения;

  • образовательная ориентация на вузовское обучение будет просматриваться не только в сложности материала, но и формах работы (семинар, коллоквиум, реферат, зачет, проект);

  • предметом изучения на занятиях станет собственная жизнь учащихся, ее будущие перспективы и варианты осуществления образовательной, профессиональной, гражданской деятельности;

  • повышение общей культуры и навыков делового общения органично войдет в содержание курсов;

  • конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет представлена в вариативных по уровню сложности заданиях;

  • освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже, вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию, но и в ходе специальных курсов по психологии и профессиональной ориентации;

  • методика личностного саморазвития, способы усиления внешней привлекательности и приемы благоустройства жилища и быта станут содержанием проектных заданий;

  • автор-составитель элективного курса будет иметь репутацию интересного человека [35].

Д.Ермаков и Г. Петрова выдвигают основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

  • подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного «академизма»;

  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

  • любопытство;

  • поддержка изучения базовых курсов;

  • профессиональная ориентация;

  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира [8, с. 116].

Цветкова М.С. [34] предлагает активно включать в обучение ИКТ-ресурсов (информационно-коммуникационные технологии), расширенных межпредметными практикумами, комплексными долгосрочными проектами школьников. ИКТ-ресурсы: аудиовизуальные (радио, кино, телевидение), компьютерные, мультимедиа (проектор, интерактивная доска), сетевые (локальная сеть, Интернет), дополнительные цифровые ресурсы (фото и др.).

Литература:
  1. Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература. – [Электронный ресурс]-URL: http://pish.ru/articles/articles2009/201/

  2. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании //Первое сентября, 2004. - №2. – с.1-2.

  3. Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов //Управление современной школой. Завуч, 2008. - №3. – с.53-56.

  4. Гультяева Л.И. Разработка и проведение элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения //Информатика,2007. - №3.

  5. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования:Учебно-методическое пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. –СПб.: КАРО, 2005. – 160 с.

  6. Елисеева И.Н. Элективный курс «уровневая организация живой природы» как средство повышения эффективности обучения биологии в профильной школе: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Елисеева Ирина Николаевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. – Астрахань, 2010. – 24 с.

  7. Елисеева И.Н. Элективный курс «уровневая организация живой природы» как средство повышения эффективности обучения биологии в профильной школе: диссертация …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Елисеева Ирина Николаевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. – Астрахань, 2010. – 196 с.

  8. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения //Народное образование, 2004. - №2. – с.114-119.

  9. Ермаков Д.С. Профильное обучение: проблемы и перспективы//Народное образование, 2004. - №7. С.101-107.

  10. Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения //Педагогика, 2005. - №2. – с.36-41.

  11. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения//Школьные технологии, 2003. - №6. – с.23-29.

  12. Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения //Профильная школа, 2004. - №3. – с.6-11.

  13. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 10 – 11-х классов гуманитарного профиля обучения: учеб.-метод. пособие /Д.А. Ершов; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2007. – 153 с.

  14. Зайцева И.А. Элективные курсы. - [Электронный ресурс] - URL:http://zaitseva-irina.ru/html/fl093455595

  15. Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования //Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. - №5. – с.26-29.

  16. Зубрилин А.А. О некоторых проблемах внедрения элективных курсов. - [Электронный ресурс] - URL:http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195048999&archive=1195938639&start_from=&ucat=&

  17. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.

  18. Каспржак А.Г. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства //Директор школы, 2006. - №1. – с.3-9.

  19. Каспржак А.Г. Элективные курсы: типология и задачи //Директор школы, 2006. - №3. – с.53-57.

  20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования, 2002. - №6. – с.10-42.

  21. Кудинова Н.С. Комплексы средств обучения для элективных курсов в профильном обучении общеобразовательной школы: Биологические специальности: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Кудинова Надежда Сергеевна; [Место защиты: Моск.гос.обл.ун-т]. – Омск, 2005. – 19 с.

  22. Кудинова Н.С. Комплексы средств обучения для элективных курсов в профильном обучении общеобразовательной школы: Биологические специальности: диссертация …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Кудинова Надежда Сергеевна; [Место защиты: Моск.гос.обл.ун-т]. – Омск, 2005. – 227 с.

  23. Муртазин И.А. Проектирование элективных курсов предпрофильной подготовки школьников на основе интеграции информационных и материальных технологий : автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Муртазин Игорь Анатольевич; [Место защиты: Вят.гос.гуманитар. ун-т]. – Киров, 2010. – 22 с.

  24. Немова Н.В. Новый учебный план профильного обучения старшеклассников //Директор школы, 2005. - №1. – с.49-58.

  25. Победоносцева М.Г. Разработка системы элективных курсов по информатике на старшей ступени общеобразовательной школы: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Победоносцева Мария Георгиевна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос.акад образования]. – Москва,2008. – 22 с.

  26. Победоносцева М.Г. Разработка системы элективных курсов по информатике на старшей ступени общеобразовательной школы: диссертация …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Победоносцева Мария Георгиевна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос.акад образования]. – Москва,2008. – 144 с.

  27. Профильное обучение: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

  28. Рванова А.С. Проектирование и реализация целевого и содержательного компонентов элективных курсов для классов математического профиля на основе локальной аксиометизации: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Рванова Алла Сергеевна; [Место защиты: Ом.гос.пед.ун-т]. – Омск, 2006. – 22с.

  29. Савицкая Н. Элективные курсы в профильном обучении //Народное образование, 2004. - №6. – с.275-277.

  30. Сафонов Г. Элективные курсы в профильных классах //Народное образование, 2005. - №6. – с.213-219.

  31. Синько Т.П. Элективные курсы. - [Электронный ресурс] - URL:http://den-za-dnem/page.php?article=34

  32. Столба М.А. Элективный курс «Английский язык и основы экономических знаний» в системе профильного обучения на старшей ступени гимназии: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 Столба Марина Алексеевна; [Место защиты: Моск.гос.ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2009. – 23 с.

  33. Столба М.А. Элективный курс «Английский язык и основы экономических знаний» в системе профильного обучения на старшей ступени гимназии: диссертация …кандидата педагогических наук:13.00.02/ Столба Марина Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2009. – 232 с.

  34. Цветкова М.С. Элективный учебный проект как новая форма профильного обучения школьников //Профильная школа, 2008. - №5. – с.31-37.

  35. Черникова Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов//Профильная школа, 2005. - №5. – с.11-16.

  36. Штомпель Г.Г. Значение и социальная направленность элективных курсов в современной школе //Профильная школа, 2007. - №2. – с.47-51.

  37. Щербо И. Реализация профильного обучения в школе //Директор школы, 2005. - №4. – с.47-56.

Основные термины (генерируются автоматически): элективных курсов, профильного обучения, Элективные курсы, …кандидата педагогических наук, старшей ступени, Каспржак А.Г, содержание элективных курсов, обучения старшеклассников, программ элективных курсов, общего образования, Место защиты, общеобразовательной школы, элективные курсы, Профильное обучение, средств обучения, Ермаков Д.С, старшей ступени общего, курсы должны, Комплексы средств обучения, ступени общего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос