Сущность профильного обучения старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 23.08.2015

Статья просмотрена: 1318 раз

Библиографическое описание:

Попов А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 561-563. — URL https://moluch.ru/archive/97/21721/ (дата обращения: 23.10.2018).

В данной статье раскрывается сущность профильного обучения старшеклассников; определены цели профильной школы; выявлены принципы профильного обучения, способствующие достижению целей профильной школы.

Ключевые слова: профильное обучение, образовательный процесс, принципы профильного обучения.

 

В современных условиях главным результатом школьного образования является готовность выпускников к непрерывному образованию, умению отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, сотрудничать, вести диалог и самостоятельно определяться с выбором профессии.

Профильное обучение старшеклассников способно решить проблему профессионального самоопределения в контексте успешной самореализации личности, расширить возможность обоснованного выбора профильного направления в процессе обучения с учетом индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Широкий комплекс образовательных инноваций, включающий в себя предпрофильную подготовку обучающихся, новую систему оценивания достижений в учебной деятельности, создание ресурсных центров и образовательных сетей на различных уровнях образования в контексте профильного обучения позволит получить теоретические и прикладные знания по выбранному направлению, развить практические навыки и исследовательские умения, осознанно подготовить себя к успешной трудовой деятельности и продолжению образования в среднем или высшем профессиональном учебном заведении.

Профильное обучение, ориентированное на раскрытие способностей каждого обучающегося, рассматривается как вид дифференцированного обучения, позволяющего выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом личностного развития школьника.

В педагогической, психологической и методической литературе уделяется значительное внимание вопросам организации и совершенствования профильного образования обучающихся: рассмотрены методологические аспекты реализации целей и задач профильного обучения (Т. П. Афанасьева, Е. В. Воронина, Ю. И. Дюк, М. В. Романовская и др.); определены основные направления по введению профильного обучения в образовательный процесс школы (Л. К. Артемова, А. И. Влазнер, Н. Ф. Родичев и др.); выявлены различные аспекты методического и дидактического сопровождения процесса профильного образования (Г. Б. Голуб, Д. С. Ермаков, А. И. Кириллова, А. В. Леонтович, Н. И. Шевченко и др.); выделены особенности построения профильного обучения в условиях преемственности школьного, дополнительного и вузовского образования (В. А. Коровин, Т. М. Мищенко, И. Н. Никонов, О. В. Петунин, Я. Ю. Сухова и др.).

Следует отметить, что естественнонаучные дисциплины, в особенности математика, занимают особое место в системе фундаментальной подготовки школьников, поскольку теория и методика преподавания математики предполагает усиление инновационной и технологической части профильного образования (С. А. Гомонов, Г. В. Дорофеев, А. С. Роботова).

Многоаспектный характер рассматриваемой проблемы показал, что в современных условиях требуется значительное обновление профильного образования, в частности, необходим пересмотр содержания профильного обучения старшеклассников.

В Концепции модернизации российского образования говорится о создании «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [1].

Каждый педагог, приступающий к профильному обучению, должен определить его сущность, цели и задачи, изучить нормативно-правовые документы, сопровождающие введение профильного обучения, понять, соответствует ли его уровень профессиональной компетентности тем критериям, которые предъявляются к учителям в современной системе образования.

Главная цель профильной школы состоит в поддержке, развитии человека в человеке, его самореализации, саморазвития, самозащиты, саморегуляции, адаптации, самовоспитания, необходимых для становления личности [2].

Профильное обучение старшеклассников определяется как способ индивидуализации и дифференциации образования за счет изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, который дает возможность учитывать интересы, способности и склонности обучающихся, формировать интерес к продолжению образования и получению определенной профессии. Все участники образовательного процесса (учителя, ученики, родители) в системе профильного обучения получают возможность выстроить свой индивидуальный образовательный план.

Основные цели профильного обучения заключаются в следующем: изучить на углубленном уровне предметы, которые позволят освоить программы высшего профессионального образования; повысить уровень адаптации выпускников к условиям жизни в информационном обществе; обеспечить равную доступность качественного образования для всех слоев общества.

Достижение поставленных целей возможно при наличии особой педагогической системы, построенной на принципах дифференцированности, интегративности и интегрированности, вариативности, индивидуальной направленности, развивающего и деятельностного характера обучения [3].

Под дифференцированностью понимается качество, определяющее степень раздельности образовательной системы. Дифференцированность в процессе обучения подразумевает наличие профилей, соответствующих выбору формы обучения (дневная, заочная, очно-заочная).

Под вариативностью понимается качество образовательной системы, характеризующееся способностью создавать и предоставлять обучающимся различные образовательные программы в соответствии с их потребностями.

Интегративность определяется как качество, определяющее степень взаимозависимости отдельных элементов педагогической системы в процессе достижения общих целей. Например, изучить физику невозможно без использования математического аппарата, поэтому предметы физика и математика целесообразно объединять в один профиль.

Интегрированность определяется как качество, рассматривающее объединенность различных элементов педагогической системы для решения общих целей. Например, интеграция физики, химии, биологии позволяет сформировать естественно-научное мировоззрение у обучающихся.

Под индивидуальной направленностью в процессе обучения следует понимать учет интересов, склонностей, способностей, возможностей и потребностей школьников.

Принцип развивающего, деятельностного характера обучения включает в себя практическую направленность содержания образования и активность методов его усвоения. Данный принцип реализуется через компетентностный подход в образовании, через формирование ключевых компетентностей обучающихся.

Базисный учебный план для старшей ступени общего образования включает в себя универсальное и профильное обучение. Универсальное обучение направлено на освоение общеобразовательного уровня, а профильное — углубленного уровня изучения предметов.

Профильное обучение включает в себя базовые курсы, обязательные для всех учеников, и профильные курсы для каждого профиля.

Базисный учебный план предлагает обучающимся различные профили (например, физико-математический, физико-химический, информационно-технологический).

Для индивидуализации и дифференциации содержания обучения старших школьников вводятся элективные курсы, посещаемые по выбору. Элективные курсы вводятся с целью дополнения содержания профильного курса, развития содержания какого-либо базового курса или углубления содержания выбранного профиля.

Профильное обучение с учетом всех принципов требует для своей реализации новых педагогических технологий, которые должны включать в себя сотрудничество, деятельно-творческий характер педагогического взаимодействия, диалогичность, направленность на индивидуальное развитие ученика, способного выбрать профиль обучения.

Преподавание в профильных классах подразумевает создание предметно-развивающей образовательной среды, раскрытие творческой направленности технологий обучения, поддержку индивидуальности каждого ученика и выбор индивидуальной образовательной траектории.

 

Литература:

 

1.         Алексеева Г. И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучения Северных регионов России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М., 2010. 55 с.

2.         Дубинина А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования [Текст] / А. В. Дубинина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 5–7.

3.         Кисляков А. В., Щербаков А. В. Построение модели воспитания и социализации обучающихся на основе принципа интегративности // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С.26–32.

Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, профильное обучение старшеклассников, процесс обучения, профильная школа, образовательный процесс, образовательная система, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная направленность, высшее профессиональное образование, базисный учебный план.


Ключевые слова

образовательный процесс, профильное обучение, принципы профильного обучения.

Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения

Задачи системы профильного образования: достижение выпускниками школы нового, более

Базисным учебным планом рекомендуется проводить профильное обучение по...

Перспективы развития профильного обучения в школе

В процессе реализации индивидуальной траектории обучения ученики осознают и реализуют собственные цели и задачи [5, c. 23]. Не случайно в содержание образовательного пространства ряд исследователей (А. Зоткин, Н. Муха и др...

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах образовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников.

Сравнительный анализ профильного обучения в школе...

образовательная организация, профильное обучение, стратегическое управление, профессиональное образование, основное общее образование, обучение, профессиональная подготовка, качество образования...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного образования.

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Прошло уже несколько лет с тех пор, как российская образовательная система перешла к активному внедрению и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) практически на всех ступенях образования...

Профессионально-личностное самоопределение...

Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривается профильное обучение старшеклассников, отвечающее интересам нашего общества и учащейся молодежи.

Некоторые итоги эксперимента по внедрению профильного...

Модель внутришкольной организации профильного обучения получила самое большое распространение.

Высокий интерес к гуманитарным профилям проявляют старшеклассники Дальневосточного федерального округа.

Концепция профильного обучения математике

Профильное обучение старшеклассников способно решить проблему профессионального самоопределения в контексте успешной реализации личности с учетом индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения

Задачи системы профильного образования: достижение выпускниками школы нового, более

Базисным учебным планом рекомендуется проводить профильное обучение по...

Перспективы развития профильного обучения в школе

В процессе реализации индивидуальной траектории обучения ученики осознают и реализуют собственные цели и задачи [5, c. 23]. Не случайно в содержание образовательного пространства ряд исследователей (А. Зоткин, Н. Муха и др...

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах образовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников.

Сравнительный анализ профильного обучения в школе...

образовательная организация, профильное обучение, стратегическое управление, профессиональное образование, основное общее образование, обучение, профессиональная подготовка, качество образования...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного образования.

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Прошло уже несколько лет с тех пор, как российская образовательная система перешла к активному внедрению и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) практически на всех ступенях образования...

Профессионально-личностное самоопределение...

Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривается профильное обучение старшеклассников, отвечающее интересам нашего общества и учащейся молодежи.

Некоторые итоги эксперимента по внедрению профильного...

Модель внутришкольной организации профильного обучения получила самое большое распространение.

Высокий интерес к гуманитарным профилям проявляют старшеклассники Дальневосточного федерального округа.

Концепция профильного обучения математике

Профильное обучение старшеклассников способно решить проблему профессионального самоопределения в контексте успешной реализации личности с учетом индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Задать вопрос