Предпрофильная подготовка учащихся по физике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 14.04.2018

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Потапова А. В. Предпрофильная подготовка учащихся по физике // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 245-249. — URL https://moluch.ru/archive/201/49355/ (дата обращения: 24.06.2019).



Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, предусматривается профильное обучение и ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [1].

Профильные классы формируются на конкурсной основе из учащихся — выпускников 9 класса. «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [2, с. 30]. Важным этапом в осуществлении этого выбора является предпрофильная подготовка, где большое внимание уделяется диагностической, информационной, профориентационной работе с девятиклассниками.

Предпрофильная подготовка создает образовательное пространство, которое способствует самоопределению девятиклассников, через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную ориентацию и профориентационную работу. Основная задача предпрофильной подготовки — комплексная работа с учащимися для выбора дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования [3, с. 15].

В соответствии с ФГОС второго поколения содержание программы элективного курса должно:

1) соответствовать концепции профильной школы;

2) иметь практическую направленность;

3) обладать логикой построения и подачи учебного материала;

4) быть хорошо структурированной и связной по содержанию;

5) быть реалистичной по времени и затраченным ресурсам;

6) предполагать активные методы обучения, дающие учащимся осознанно и объективно сделать выбор для продолжения образования;

7) иметь определенную степень новизны;

8) обладать некоторой степенью обобщенности содержания, что позволяет развивать общеучебные и предметные умения и навыки.

На основе выделенных требований мы разработали программу элективного курса — «Физика вокруг нас», который будет проводиться в рамках предпрофильной подготовки учащихся 6-го класса. Данный курс содержит материал, который знакомит учащихся 6-го класса с законами и явлениями физики, изучаемыми на первой ступени курса естествознания. Главная задача — формирование устойчивого интереса к изучению физики.

Цель программы: создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, активизация их познавательного интереса на первом пропедевтическом этапе предпрофильной подготовки по физике.

Задачи:

‒ привить интерес к предмету, к добыванию знаний с учетом возраста детей и их способностей;

‒ создать условия для формирования и развития универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных;

‒ раскрыть межпредметные связи между физикой и математикой, биологией, валеологией, технологией;

‒ познакомить учащимся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, экспериментальное исследование;

‒ представить физические явления на примерах бытовых ситуаций, что поможет школьникам разобраться в сложных законах физики;

‒ воспитать уважение к деятелям науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

Элективный курс «Физика вокруг нас» играет большую роль в предпрофильной подготовке учащихся. Он относится к пробным элективным курсам и является предметно-ориентационным, что позволяет школьникам уже на первой ступени обучения в средней школе задуматься, о выборе будущего профиля в старших классах.

Курс рассчитан на 34 часа, половина учебного времени выделяется на практические и лабораторные занятия. Оценке подлежат рисунки с описанием экспериментов, решения задач, описание и представление домашних экспериментов, итоговые проекты.

В соответствие с ФГОС второго поколения, после завершения элективного курса учащиеся приобретут следующие умения:

‒ личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

‒ метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

‒ предметные: знать основные вводные понятия физики, выполнять прямые измерения физических величин.

Формы проведения занятий курса

Изложение материала программы имеет нетрадиционный характер. Уроки представлены в виде компьютерных презентаций. С учетом возраста занятия проходят, в основном, в форме дидактической игры и эвристической беседы. Большое внимание уделяется эксперименту, в ходе проведения курса ученики выполняют лабораторные работы. В рамках отдельных тем подобраны занимательные опыты, которые позволяют проводить небольшие исследования. Также на одном из уроков ученики изготовляют мини-макет солнечной системы. В качестве форм контроля используется метод проектов.

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

теор. занятия

практ. занятия

1

Введение вфизику.

Тела и вещества.

Измерительные приборы.

Человек преобразует природу.

2 ч

1 ч

1 ч

Лаб. работа:

«Определение размеров физического тела»

2

Тело ивещество.

Форма, объём, цвет, запах.

Состояние вещества.

Строение вещества.

Движение частиц вещества.

Взаимодействие частиц

вещества.

Взаимодействие тел.

Сила. Разнообразие сил.

10 ч

5 ч

5 ч

Лаб. работы:

1) «Сравнение характеристик тел»

2) «Наблюдение делимости вещества»

3) «Наблюдение диффузии»

4) «Наблюдение горения»

5) «Наблюдение возникновения сил»

3

Физические явления.

‒ Механические: наблюдение относительности движения; звук, звуки живой природы, голоса людей, птиц, звучание музыкальных инструментов и голосов певцов.

‒ Тепловые:

тепловое расширение, плавление и кристаллизация, испарение и конденсация.

‒ Световые: источники света, свет и тень, отражение и преломление света, глаз и очки, цвет, радуга.

12 ч

6 ч

Решение задач.

Лаб. работы:

1) «От чего зависит скорость испарения»

2) «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»

3) «Отливка игрушечного солдатика»

Подготовка итоговых проектов

4

Человек иприрода.

Древняя наука Астрономия.

В мире звезд. Солнце. Луна.

Космические исследования.

4 ч

2 ч

2 ч

Изготовление мини-макета Солнечной системы

5

Земля— место обитания человека.

Строение земного шара.

Гидросфера. Исследования морских глубин. Атмосфера. Атмосферные явления.

Человек дополняет природу:

— механизмы;

— двигатели;

— микрофон и громкоговоритель;

— радио и телевизор;

— материалы для современной техники (кристаллы, полимеры, резина, каучук)

Загрязнение окружающей среды.

6 ч

3 ч

3 ч

2 ч

Лаб. работы:

1) «Выращивание кристаллов»

2) «Распознание химических и природных волокон»

1 ч

Защита проектов

Итого:

34 ч

17 ч

17 ч

Планируемые результаты образования

Учащиеся в результате изучения данного курса:

‒ должны иметь представление о строении вещества, сходство и различие разных состояний веществ;

‒ должны знать физические явления и их признаки;

‒ должны уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр), определять размер физического тела, измерять температуру воздуха и воды, описывать свойства тел по размеру, форме, веществу

‒ должны овладеть навыками проектной деятельности;

‒ должны освоить виды деятельности, направленные на формирование УУД;

Виды деятельности, направленные на формирование УУД

Формируемые УУД

Виды деятельности

  1. Познавательные

1.1Умение сравнивать:

1.2 Умение анализировать

1.3 Умение делать выводы

1.4 Умение схематизировать

  1. анализ и синтез объекта и его свойств
  2. сравнение
  3. выделение общего и различного
  4. осуществление классификации
  5. установление аналогий
  6. умение приводить примеры
  7. использование математических символов
  8. оформление результатов (схемы, таблицы, графики)
  9. выбор наиболее эффективных способов решений задач
  10. логические рассуждения
  11. составление конспектов
  12. поиск информации
  13. выполнение лабораторных работ
  14. решение задач рациональным путем
  15. написание проекта
  1. Регулятивные

2.1 адекватно воспринимать себя

2.2 ставить цель деятельности

2.3 определять результаты деятельности

2.4 соотносить результаты с целью деятельности

2.5 выявлять наличие ошибок в собственных действиях

2.6 описывать прожитую ситуацию

2.7 соотносить и сравнивать приобретённые умения с имевшимися ранее

2.8 прогнозировать перспективы своего развития

2.9 возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана

2.10 осуществлять пошаговую организацию деятельности

2.11 определять и анализировать причины своего поведения

2.12 оценивать собственную позицию

2.13 анализировать прожитые ситуации

2.14 представить себя на месте другого

2.15 определять причины действий другого субъекта в процессе взаимодействия

2.16 учитывать действия других в своих поведенческих стратегиях;

2.17 прогнозировать последующий ход действий

2.18 самоопределяться в рабочей группе

2.19 следовать задаче, поставленной в группе

2.20 принимать ответственность за происходящее в группе

2.21 определять основания деятельности

  1. планирование эксперимента
  2. прогнозирование
  3. рациональное использование времени
  4. сравнение результатов исследования с планируемыми результатами
  5. алгоритмизация действий
  6. работа в группах
  7. работа в парах
  8. самоконтроль
  9. самооценка
  10. взаимооценка
  11. исправление оценок
  12. рефлексия
  1. Коммуникативные

3.1 слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному

3.2 самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием)

3.3 выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения

3.4 выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.

  1. построение речевых высказываний
  2. обсуждение результатов и формулировка вывода
  3. обсуждение задания и распределение обязанностей
  4. презентация творческих продуктов
  5. участие в продуктивном диалоге
  6. обратная связь
  7. конференции
  1. Личностные

4.1личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

4.2смыслообразование

  1. Осознавать неполноту знаний
  2. Проявлять интерес к новому содержанию
  3. Формирование собственного мнения и нравственных качеств
  4. Уважение к сверстникам и учителю
  5. Самооценка
  6. Рефлексия

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что предпрофильная подготовка учащихся по физике является важной ступенью к выбору будущего профиля, а значит и будущей профессии. Чем раньше задуматься о выборе будущего профиля, тем больше гарантия того, что ребенок не ошибется в выборе будущей профессии и сможет социально адаптироваться в сложной экономической ситуации.

Литература:

  1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [электронный ресурс] — URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения 11.04.2018)
  2. ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 1. Педагогика профильной школы. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. В. Кривых. — М.: ИПК СПО, 2007.
  3. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. — М.: АП-КиПРО, 2003.
  4. Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения [электронный ресурс] — URL: http://festival.1september.ru/articles/416613/ (дата обращения 11.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): элективный курс, умение, решение задач, работа, подготовка учащихся, выбор, вид деятельности, будущий профиль, подготовка, формирование, физическое тело, физик, учащийся, строение вещества, Солнечная система, профориентационная работа, профильное обучение, будущая профессия.


Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

курс, профильное обучение, предмет, ученик, содержание, вид деятельности, Ершов, элективный курс, общее образование, Базисный учебный план.

Выбор будущей профессии – ответственный шаг

Выбор будущей профессии первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. С этой целью создана в колледже система профориентационной деятельности, для эффективного формирования конкурентоспособного специалиста...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Подготовка таких специалистов — одна из главных задач всей образовательной системы государства.

Профильное обучение – это шаг во взрослую жизнь

– разработано содержание базового подготовительного курса для профессий, специальностей, программ профессиональной подготовки, реализуемых техникумом, организовали проведение профориентационной работы. Формирование учебно-производственного кластера...

Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской...

Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся и...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс

Модель подготовки учащихся к профессии через формирование понятий о профессиях.

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике...

− как научить всех учащихся физике в профильном физико-математическом классе?

Система поэлементного обучения решению задач.

Систематический контроль блочного материала в виде

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области...

В системе школьной предпрофильной подготовки ключевое значение имеют элективные курсы (или курсы по выбору учащихся). Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Цель профориентационной работы, это, прежде всего, оказание помощи и поддержки учащимся в вопросах выбора профиля обучения, профессиональной деятельности, с учётом возможностей

Соответственно основные задачи профориентационной работы

Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

курс, профильное обучение, предмет, ученик, содержание, вид деятельности, Ершов, элективный курс, общее образование, Базисный учебный план.

Выбор будущей профессии – ответственный шаг

Выбор будущей профессии первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. С этой целью создана в колледже система профориентационной деятельности, для эффективного формирования конкурентоспособного специалиста...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Подготовка таких специалистов — одна из главных задач всей образовательной системы государства.

Профильное обучение – это шаг во взрослую жизнь

– разработано содержание базового подготовительного курса для профессий, специальностей, программ профессиональной подготовки, реализуемых техникумом, организовали проведение профориентационной работы. Формирование учебно-производственного кластера...

Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской...

Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся и...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс

Модель подготовки учащихся к профессии через формирование понятий о профессиях.

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике...

− как научить всех учащихся физике в профильном физико-математическом классе?

Система поэлементного обучения решению задач.

Систематический контроль блочного материала в виде

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области...

В системе школьной предпрофильной подготовки ключевое значение имеют элективные курсы (или курсы по выбору учащихся). Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Цель профориентационной работы, это, прежде всего, оказание помощи и поддержки учащимся в вопросах выбора профиля обучения, профессиональной деятельности, с учётом возможностей

Соответственно основные задачи профориентационной работы

Задать вопрос