Библиографическое описание:

Жумадил у. А., Эсенгулов У. А. Модернизация в общеобразовательных школах КР // Молодой ученый. — 2017. — №4.1. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/archive/138/39459/ (дата обращения: 23.05.2018).



В этой работе изучается проблемы профилизации обучения учащихся выпускных классов общеобразовательной школы. Реализация крупномасштабных задач берет свое начало в средней общеобразовательной школе. Отсюда можно с определенной степенью уверенности сказать, что и продуманная система модернизации и реформирования образования начинается здесь. В контексте такой постановки особое значение имеет введение системы профильного обучения учащихся в общеобразовательных организациях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Именно такой подход, как показывает мировой опыт, и подтверждается мнениями экспертов, создает систему специализированной подготовки учащейся молодежи в старших классах школы.

Ключевые слова: профилизация, профильные классы, профильные и элективные курсы, профессионально-ориентированное обучение, профессиональная направленность.

In this work it is studied problems of a profiling of training of pupils of graduation classes of comprehensive school. Realization of large-scale tasks prevails нача¬ло at high comprehensive school. From here it is possible to tell with a certain degree of confidence, as the thought-over system of modernization and reforming of education begins here. In the context of such statement special value has introduction of system of profile training of pupils in the general education organizations realizing programs of the secondary (full) general education. Such approach as shows international experience, and is confirmed by opinions of experts, creates system of specialized training of the studying youth in the senior classes of school.

Keywords: profiling, profile classes, core and elective courses, vocational-oriented training, professional orientation.

Общемировой кризис педагогики в связи с неопределенностью цели воспитания обостряет проблемы выбора и разработки методологии современного образования. Для нашей страны эта проблема как никогда актуальна. Основная тенденция реформирования кыргызстанского образования — его модернизация. Само слово «модернизация» означает осовременивание, а значит, наше образование не является «современным», не соответствует общественным требованиям настоящего исторического времени. Стало быть, эти требования необходимо определить, исходя из целей и перспектив развития страны, т. е. учитывая ее национальный интерес и политическую доктрину.

Профилизация обучения учащихся старших классов позволяет обеспечить принципиально новое содержание и формы организации учебного процесса в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке труда. Реализуется также не менее важная задача личностного развития обучаемого посредством активизации психофизиологических механизмов научения, которыми человек снабжен от рождения. Именно профильное образование позволяет обеспечить более сознательный выбор учащимися будущей профессии.

Профильное образование давно волнует педагогическое сообщество Кыргызской Республики. Назрела необходимость сделать школьное образование более эффективным, создать условия для учащихся для осознанного выбора дальнейшего пути обучения. Пока отечественная педагогическая наука не могла ничего предложить общеобразовательным школам по профилизации школьного образования педагогические коллективы начали штурм российской литературы, изучая также опыт осуществления профильного обучения в дальнем зарубежье. Исходя из опыта российских школ, а также с учетом создавшихся условий школы построили свои модели организации профильного обучения старшеклассников.

Необходимо отметить, что внедрение профильного обучения проводится, в основном, в статусных школах за счет вариативности учебного плана, сохранены более квалифицированные педагогические кадры, улучшена материально-техническая база, оснащение школ за счет средств родителей. В целях реализации профильного обучения в 2005 году было получено разрешение Министерства образования на увеличение часов сверх учебного плана. Это дало возможность изучения профильных предметов через школьный компонент, который оплачивался родителями.

Вопрос формирования профильного образования в школах находится на постоянном контроле управления образования. Опыт школ, внедряющих профильное обучение, изучен информационно-методическим отделом управления образования, регулярно проводятся семинары для всех категорий педагогических работников, и, в первую очередь для руководителей школ, семинары, посвященные обобщению, анализу и распространению опыта школ, реализующих профильное обучение.

Реализация профильного обучения должна стать стратегической задачей органов местного самоуправления, потому что именно они заинтересованы в развитии промышленных предприятий, росте экономики, создании благоприятных условий для качественной подготовки необходимых кадров.

Для успешной реализации профильного обучения важным рычагом является социальное партнерство. В образовательную сеть должны подключиться не только школы, но и профессиональные лицеи, колледжи, техникумы, вузы, а также предприятия и организации, заинтересованные в подготовке необходимых квалифицированных кадров. Современный руководитель прекрасно понимает, что кадровый вопрос сегодня является главным для полноценного развития организации, подготовка же кадров должна осуществляться задолго до того, как молодой специалист переступит порог предприятия. Социальными партнерами в этом деле выступят также учащиеся и их родители, заинтересованные в удачном выборе будущей профессии.

Концепция профильного обучения на старшей ступени школьного образования, подготовленная Кыргызской Академией образования и утвержденная Министерством образования нашей страны — документ, которого с нетерпением ждали школьные педагоги. Это требование времени. Профильное обучение способствует успешной реализации непрерывного образования, решает стратегические задачи государства по подготовке квалифицированных кадров. Профильное обучение для каждого человека является условием готовности к профессиональной деятельности при постоянном изменении технологий.

При внедрении профильного обучения преследуют серьезные проблемы: а) при углубленном освоении профильных предметов наблюдается низкий уровень изучения непрофильных дисциплин, например, в математическом классе недостаточное внимание уделяется языку, в гуманитарном классе математика оказывается на последнем плане; б) каковы критерии оценки профильного обучения? Можно обозначить ожидаемые результаты, однако какими они должны быть? Думаю, что требуется разработка инструментария оценивания результативности профильного обучения; в) главной проблемой является обеспеченность педагогическими кадрами. г) при работе по реализации профильного обучения обязательно возникнет проблема повышения квалификации педагогов, привлекаемых для участия в реализации профильного обучения. Дело в том, что широкого понимания профильного обучения учителями массовых школ пока нет, значит, нужно обучать: д) нужен серьезный анализ востребованности той или иной профессии, то есть системный анализ потребностей рынка, затем приступать к профилизации старшеклассников.

Профильное обучение направлено на формирование интереса к будущей профессии и на сознательный выбор учащихся обучения в вузе по определенной профессии.

Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются:

- выпускники 9-х классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца,

- выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования;

- победители городских, районных олимпиад по соответствующим профильным предметам:

- обладатели похвальной грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (профильных предметов) при поступлении из других школ;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Профильное обучение осуществляется по разным направлениям на основе индивидуальных учебных планов. Каждой школой, участвующей в данном эксперименте, разработан школьный компонент учебного плана, предусматривающий индивидуальную траекторию профилизации обучения на старшей ступени школы. Предусмотрено выделение часов на изучение профильных дисциплин по направлениям, включающим предметы повышенного уровня, определяющим каждую конкретную профильную дисциплину.

Введение профильного обучения коренным образом изменяет деятельность школы, так как позволяет «приблизить» образовательный процесс к потребностям ученика. Обеспечивается данная задача направленностью профильного обучения на построение личностно-ориентированного образовательного процесса, создающего среду для построения учеником собственной траектории образования в социокультурном пространстве региона.

Существуют многочисленные проблемы, связанные с переходом старшей ступени школы на профильное обучение по индивидуальному учебному плану: ограниченность ресурсов для обеспечения максимально возможного спектра индивидуальных учебных планов, сложность уровня организации учебного процесса, проблема подготовки ученика к выбору индивидуальной образовательной программы, связанная с неготовностью большинства старшеклассников в начале обучения в старшей школе к эффективному формированию своего учебного плана, учебная и общая несамостоятельность многих школьников, требующая наличия постоянного внешнего контроля индивидуализации учебного процесса, неготовность многих педагогов работать по программам разного типа в соответствии с выбором ученика.

Решение этих и другим проблем, связанных с реализацией профильного обучения, требует понятия Концепция профильного образования Кыргызской Республики и разработки комплексной программы ее реализации, включающей вопросы предварительного проектирования количества образовательных учреждений, востребованности профилей; создание «профильно-образовательную карты» Республики; проведение в образовательных учреждениях диагностики образовательного запроса 9-классников с учетом мнения их родителей, интересов и склонностей учащихся, основных мотивов предстоящего выбора профиля; создания учебных планов предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов; проведение обучения педагогических кадров по проблеме организации предпрофильной подготовки учащихся; обработки различных моделей профильного обучения на уровне пилотных школ и т. д.

Совершенствуя структуру и содержание профильного обучения, мы сможем создать условия для успешной социализации нашего выпускника. Профилизация обучения — это требование времени. С ее помощью можно решить такие задачи, как система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Литература:

  1. Кыргыз Республикасынын мектептик билим берүүсүнүн жогорку баскычында профилдик билим берүү концепциясы. Кутбилим 4-сентябрь, 2009-ж.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики. 21.07.2014 г.
  3. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года. 2012г.
Основные термины (генерируются автоматически): профильного обучения, реализации профильного обучения, профильного образования, профильного обучения учащихся, Концепция профильного, профильного обучения старшеклассников, профильного обучения должна, Концепция профильного обучения, профильного обучения важным, training of, осуществления профильного обучения, профильного обучения учителями, внедрение профильного обучения, профильного обучения коренным, внедрении профильного обучения, результативности профильного обучения, содержание профильного обучения, оценки профильного обучения, system of, направленностью профильного обучения.


Ключевые слова

профессиональная направленность, профилизация, профессионально-ориентированное обучение, профильные классы, профильные и элективные курсы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос