Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 31.10.2014

Статья просмотрена: 873 раза

Библиографическое описание:

Какичев В. Д. Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/77/13347/ (дата обращения: 26.09.2018).

В статье рассматриваются вопросы изучения краеведения в школьном курсе географического образования, различные варианты изучения, возможная структура изучения своего региона, в рамках элективного курса изучаемого в 8 классе.

Ключевые слова:география, краеведение, элективный курс.

 

География — особый школьный предмет, формирующий представление о Земле в контексте комплексного, социально-ориентированного подхода. При изучении школьных учебных предметов используются различные подходы, но только география видит региональный подход с одной стороны как особый метод научного метапознания, с другой определяет его важнейшим элементом региональной политики, воздействующей на социально-экономические процессы территории. Именно поэтому, география, относящаяся к категории классических учебных предметов инвариантной части учебного плана основного общего образования общеобразовательных учреждений, отвечает за будущую социализацию учащегося, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, формирование российской идентичности, как главного условия укрепления и сохранения российской государственности.

География является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Федеральный базисный учебный план основного общего образования (ФГОС-2010) отводит на изучение предмета: 5 класс — 1 час, 6 класс- 1 час, 7 класс- 2 часа, 8 класс — 2 часа, 9 класс-2 часа.

Содержание учебного предмета региональной, краеведческой, направленности, возможно изучать в нескольких вариантах:

1.                  Во время учебных занятий:

1.1.            6 класс — на изучение предмета отводится 2 часа в неделю: 1 час — инвариантная часть учебного плана, 1 час — вариативная часть учебного плана (компонент образовательного учреждения). Изучение проводится либо в качестве отдельно выделенного модуля в соответствии с региональным стандартом, программами изучения региона, либо в качестве практикума региональной направленности. Учитель при составлении рабочей программы в разделе «Пояснительная записка» прописывает нормативно-правовую базу, цели и задачи обучения, в разделе «Общая характеристика предмета (курса)» дает обоснование выбора с указанием механизма реализации;

1.2.            8 класс

1.2.1.      Путем включения в базовое содержание преподавания курса (географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, органический мир, население, промышленность, сельское хозяйство региона) отдельных тем

1.2.2.      Факультатив.

1.2.3.      Элективный курс.

2.                  Внеурочная деятельность — кружковая работа.

По-моему мнению, наиболее эффективным механизмом реализации является реализация через элективный курс в 8 классе.

Введение элективного курса краеведческой направленности предполагает наличие у учащихся определенных компетенций, которые формируются в ходе изучения предшествующих курсов. Изучение краеведческой составляющей в рамках элективного курса в 8 классе целесообразно по двум причинам — в рамках курса «География России» происходит переход от изучения физической географии, к экономической географии, комплексное изучение региона в 8 классе позволит сформировать базу для перехода от изучения природных особенностей к изучению экономико-социальных.

Целями изучения данного дополнительного курса в школе являются как основные цели географического образования в школе:

-          интеллектуальное развитие учащихся, формирование диалектико-материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;

-          овладение основами географической науки и некоторых смежных наук о Земле и обществе;

-          формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде;

-          устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества;

-          повышение культурного уровня школьников, воспитание любви, патриотизма и бережного отношения к Родине.

так и цели частного характера:

-          знакомство со специальной литературой и приемами работы с ней;

-          развитие исследовательских навыков, позволяющих оценивать факты, события, явления, закономерности;

-          развитие навыков проектной деятельности;

-          формирование эстетического восприятия окружающей среды;

-          патриотическое воспитание.

Интегрированный региональный курс должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, так и по методам ее изучения. Учебные занятия следует выстраивать таким образом, чтобы для учащихся исключались возможности получения знания на основе репродуктивного метода. Главная задача формирование умений необходимых для дальнейшего обучения — творческий подход и новаторство, критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество, информационная грамотность, медиаграмотность, инициативность, самостоятельность, способность к адаптации, продуктивность, вовлеченность.

Идея регионального элективного курса может быть успешно реализована, только при соблюдении ряда условий:

1.                  использование компетенций сформированных при изучении ранних ступеней географии;

2.                  выстраивание учебного процесса на основе внутрипредметной преемственности;

3.                  выстраивание учебного процесса на основе междисциплинарного характера.

Работа над курсом рассчитывается на 4 учебные четверти. Занятия проводятся один раз в неделю.

Первое занятие является вводным. На нем перед учащимися раскрываются основные задачи и направления курса, делается обзор планируемого содержания. Намечаются основные направления в изучении, формы проведения занятий, решаются организационные вопросы.

Затем следует основной цикл занятий, в котором необходимо выделить 4 раздела:

1.      Географическое положение.

2.      Природные условия и ресурсы.

3.      Административное устройство территории, топонимические исследования.

4.      Население и экономика.

В последние 2 часа возможно проведение занятий по систематизации и обобщению полученных знаний и накопленного в самостоятельной работе учебного материала.

Организационной формой проведения такого занятия могут быть — конференция, круглый стол, защита проектов, представление сайта и т. д.

Большинство тем должно предполагать самостоятельную работу учащихся, при организации которой необходимо уделять большое внимание конструктивному сотрудничеству учащихся и преподавателей различных дисциплин.

Примерная структура курса представлена в таблице 1.

Таблица 1

Примерная структура курса

Раздел. Тема.

Количество часов

Введение.

1

Географическое положение.

4

Природные условия и ресурсы.

10

Административное устройство территории, топонимические исследования.

7

Население и экономика.

9

Заключение.

2

Резерв.

2

 

Содержание курса.

Введение — рассматриваются проблемы и задачи курса, раскрывается необходимость изучения родного края, знакомство с символами и раскрытие их содержания.

Географическое положение — место региона на поверхности планеты; границы региона, пограничные территории, сравнение территории с другими субъектами России, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий на срединных параллелях и меридианах региона с условиями этих же широт в других частях Земли.

Природные условия и ресурсы — особенности поверхности края; условия развития современного рельефа; геологическое прошлое территории; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим; особенности органического мира; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям; взаимосвязи компонентов.

Административное устройство территории, топонимические исследования — изучается состав территории, раскрывается происхождение многих географических названий, названий населенных пунктов, знакомство с прошлым и настоящим населенных пунктов.

Население и экономика — изучение истории заселения территории, современного населения региона, изучение вопросов занятости и видов деятельности, которые развивались в прошлом.

Таким образом, предлагаемые варианты и система краеведческого изучения региона будут способствовать формированию мировоззрения учащихся и их правильной самооценки, поскольку данное направление основывается на системно-деятельностном подходе.

 

Литература:

 

1.                  Географические кружки в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970. — 142с.

2.                  Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост.Г. В. Карпов.- М.: Педагогика, 1981. — 384 с.

3.                  Программа курса «География родного города». Учителю географии, работающему в 6–9 классах, для осуществления регионального компонента образования./ З. М. Тимофеева.-Ростов-на-Дону.-1995–13с.

4.                  Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся.Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2005.-170с.

5.                  В. Г. Гниловской. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство.-1974–425с.

Основные термины (генерируются автоматически): элективный курс, географическое положение, изучение, час, учебный план, класс, административное устройство территории, органический мир, инвариантная часть, географическое образование.


Похожие статьи

Региональный курс географии в системе географического...

Географическое краеведение становится частью регионального географического образования.

В учебном плане на изучение регионального курса географии отводится 1 час в неделю. Единым комплексным блоком изучается курс в 8 классе.

Элективный курс по географии «География родного региона»

примерное содержание, элективный курс, заселение региона, история освоения, поверхность Земли, поселение региона, природа региона, география региона, территория, географическое положение.

Программа элективного курса по историческому краеведению...

Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих

Тема 3. Географическое положение и природные условия (1 ч).

Организация элективного курса «Мастерская поделок» для 5 классов в рамках дополнительного образования.

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...

Вузовский курс «География почв» предусматривает изучение распространения основных типов почв по территории земной поверхности.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, курс, процесс обучения, учебный план, естественно-географический факультет...

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности.

Оно начинается в младших классах при изучении курсов «Природоведение», «Естествознание», «Окружающий мир».

Сущность и формы организации эколого-географического...

Таким образом, большая часть исследований, связанная с изучением территории Республики Татарстан легла на плечи педагогического сообщества республики.

Элективные курсы в системе школьного математического образования.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Гужавиной Н.А. [3] дается положение программ элективных курсов.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, профильное обучение, предмет, ученик, содержание, вид деятельности, Ершов, элективный курс, общее образование, Базисный учебный план.

Особенности ориентации старших подростков на содержание...

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего региона в ходе преподавания единого многоаспектного учебного курса. Содержание регионального компонента географического образования...

Региональный курс географии в системе географического...

Географическое краеведение становится частью регионального географического образования.

В учебном плане на изучение регионального курса географии отводится 1 час в неделю. Единым комплексным блоком изучается курс в 8 классе.

Элективный курс по географии «География родного региона»

примерное содержание, элективный курс, заселение региона, история освоения, поверхность Земли, поселение региона, природа региона, география региона, территория, географическое положение.

Программа элективного курса по историческому краеведению...

Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих

Тема 3. Географическое положение и природные условия (1 ч).

Организация элективного курса «Мастерская поделок» для 5 классов в рамках дополнительного образования.

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...

Вузовский курс «География почв» предусматривает изучение распространения основных типов почв по территории земной поверхности.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, курс, процесс обучения, учебный план, естественно-географический факультет...

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности.

Оно начинается в младших классах при изучении курсов «Природоведение», «Естествознание», «Окружающий мир».

Сущность и формы организации эколого-географического...

Таким образом, большая часть исследований, связанная с изучением территории Республики Татарстан легла на плечи педагогического сообщества республики.

Элективные курсы в системе школьного математического образования.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Гужавиной Н.А. [3] дается положение программ элективных курсов.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, профильное обучение, предмет, ученик, содержание, вид деятельности, Ершов, элективный курс, общее образование, Базисный учебный план.

Особенности ориентации старших подростков на содержание...

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего региона в ходе преподавания единого многоаспектного учебного курса. Содержание регионального компонента географического образования...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Региональный курс географии в системе географического...

Географическое краеведение становится частью регионального географического образования.

В учебном плане на изучение регионального курса географии отводится 1 час в неделю. Единым комплексным блоком изучается курс в 8 классе.

Элективный курс по географии «География родного региона»

примерное содержание, элективный курс, заселение региона, история освоения, поверхность Земли, поселение региона, природа региона, география региона, территория, географическое положение.

Программа элективного курса по историческому краеведению...

Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих

Тема 3. Географическое положение и природные условия (1 ч).

Организация элективного курса «Мастерская поделок» для 5 классов в рамках дополнительного образования.

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...

Вузовский курс «География почв» предусматривает изучение распространения основных типов почв по территории земной поверхности.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, курс, процесс обучения, учебный план, естественно-географический факультет...

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности.

Оно начинается в младших классах при изучении курсов «Природоведение», «Естествознание», «Окружающий мир».

Сущность и формы организации эколого-географического...

Таким образом, большая часть исследований, связанная с изучением территории Республики Татарстан легла на плечи педагогического сообщества республики.

Элективные курсы в системе школьного математического образования.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Гужавиной Н.А. [3] дается положение программ элективных курсов.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, профильное обучение, предмет, ученик, содержание, вид деятельности, Ершов, элективный курс, общее образование, Базисный учебный план.

Особенности ориентации старших подростков на содержание...

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего региона в ходе преподавания единого многоаспектного учебного курса. Содержание регионального компонента географического образования...

Региональный курс географии в системе географического...

Географическое краеведение становится частью регионального географического образования.

В учебном плане на изучение регионального курса географии отводится 1 час в неделю. Единым комплексным блоком изучается курс в 8 классе.

Элективный курс по географии «География родного региона»

примерное содержание, элективный курс, заселение региона, история освоения, поверхность Земли, поселение региона, природа региона, география региона, территория, географическое положение.

Программа элективного курса по историческому краеведению...

Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих

Тема 3. Географическое положение и природные условия (1 ч).

Организация элективного курса «Мастерская поделок» для 5 классов в рамках дополнительного образования.

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...

Вузовский курс «География почв» предусматривает изучение распространения основных типов почв по территории земной поверхности.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, курс, процесс обучения, учебный план, естественно-географический факультет...

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности.

Оно начинается в младших классах при изучении курсов «Природоведение», «Естествознание», «Окружающий мир».

Сущность и формы организации эколого-географического...

Таким образом, большая часть исследований, связанная с изучением территории Республики Татарстан легла на плечи педагогического сообщества республики.

Элективные курсы в системе школьного математического образования.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Гужавиной Н.А. [3] дается положение программ элективных курсов.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, профильное обучение, предмет, ученик, содержание, вид деятельности, Ершов, элективный курс, общее образование, Базисный учебный план.

Особенности ориентации старших подростков на содержание...

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего региона в ходе преподавания единого многоаспектного учебного курса. Содержание регионального компонента географического образования...

Задать вопрос