Библиографическое описание:

Кучманова Е. Г., Воронова С. В., Дмитренко Ю. М., Маслова И. В., Карпова И. Н. Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 121-123. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11358/ (дата обращения: 12.12.2017).



На современном этапе развития образования, с переходом к личностно-ориентированному обучению возникает потребность в тестовом контроле уже на ступени начального образования. Деятельностный подход предполагает органическое сочетание в тестах развивающей и контролирующей функций и использование так называемого обучающего контроля.

Более того, с введением Единого государственного экзамена возникла необходимость специально готовить ребёнка к новой — тестовой форме контроля, а более широко — мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед экзаменом, создать комфортную обстановку.

Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение, поскольку по результатам их выполнения можно судить не только об уровне знаний, но и о степени развитости некоторых личностных качеств, об успешности или не успешности определённого этапа обучения для всего класса или отдельных учеников. Тесты предполагают наличие у пользователя определённого объёма информации, поэтому они чаще всего используются как метод контроля при закреплении или повторении материала.

В этой связи тестам для учащихся начальных классов отводится особое место. Они должны быть ориентированы не только на решение учебных задач, но и на обучение ребёнка работе с тестом, накопления у него опыта выполнения тестовых заданий, развитие умений контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Применение тестового контроля выполняет несколько функций, среди них диагностическая функция, которая выделяется как самостоятельная. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы затем их устранить.

Воспитывающая функция тестовой проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплинированности учащихся; в подборе для анализа языковых явлений тестов нравственно-этического характера; проверка помогает наилучшим образом организовать себя и своё время.

Таким образом, при тестовой проверке знаний выполняются следующие важнейшие педагогические требования к организации контроля учебной деятельности учащихся:

1) индивидуальный характер, предполагающий осуществление контроля работ каждого ученика, за его личной учебной деятельностью (реализация личностно-ориентированного подхода в обучении), не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива;

2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения русскому языку;

3) разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

4) объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения проверяющего;

5) дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности отдельных заданий и разделов русского языка, а также индивидуальный уровень интеллектуального развития ребёнка, обусловливающий применение в соответствии с этими особенностями различной методики контроля.

Однако тестовый контроль не является «панацеей от всех бед» современной системы образования, поскольку имеет существенные недостатки:

1) не даёт возможности проверить логику рассуждения учащегося;

2) есть большая вероятность ответов наугад;

3) в большинстве тестовых заданий проверяется лишь конечный результат действий;

4) категоричность оценки в ряде случаев не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;

5) есть сложность в подготовке и проведении тестового контроля.

При этом тестовая форма контроля знаний даёт возможность свести к минимуму наиболее типичные недостатки традиционных форм, использовать широкий спектр технических средств, дополнить учебный процесс интересной и динамичной системой проверки.

Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

При составлении теста нужно чётко представлять для чего мы используем тест:

1) для оценки знаний специфических фактов, терминов, понятий;

2) для проверки умения давать определения, понятия, устанавливать их содержание и объем;

3) для проверки знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умения сравнивать и обобщать;

4) для проверки умения представлять материал на графиках, схемах, таблицах [Веселова1999:23–28].

К составлению тестовых заданий предъявляются определённые требования, выделим основные из них:

‒ учёт соответствующих правил;

‒ соответствие содержанию учебного материала;

‒ проведение апробации;

‒ представление краткого и понятного испытуемому материала.

Выделяют установочный, промежуточный, тематический, рубежный и итоговый тесты.

Выбор формы тестового задания зависит от целей тестирования и содержания.

С точки зрения разработчика, тест как форма контроля должен состоять минимум из трёх частей:

1) инструкции;

2) текста задания (вопроса);

3) правильного ответа. [Майоров 2000: 36].

Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя). Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения. Инструкция содержит указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи. Наиболее универсальным, чётким, понятным и однозначным является вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведённое место для заданий открытого вида и заданий на восстановление соответствия.

Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. По нашему мнению, структура и состав вопроса определяется в большей степени содержанием учебного материала. При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических правил:

1) основной текст задания включает не более 8–10 слов;

2) каждый тест выражает одну идею, одну мысль;

3) задания формулируются кратко, четко, легко читаются;

4) формулировка заданий не должна содержать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;

5) тесты располагаются по возрастанию трудности;

6) задания формулируются так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения;

7) в число неверных ответов включаются такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;

8) правильные ответы располагаются в случайном порядке;

9) ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми. [Макарова 1992: 56].

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения; уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях;

уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

Правильный ответ или оценочная схема — обязательный атрибут любого тестового задания, без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено с учётом авторского замысла.

Тестированный опрос многофункционален, так как позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником, помогает учителю в дальнейшем скорректировать проведение уроков.

В процессе преподавания следует использовать тестовые задания. Как показывает практика, во многих школах метод тестирования активно используется на уроках в начальной школе.

Литература:

  1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий. /В. С. Аванесов — М. Центр тестирования, 2003 — с. 217с.
  2. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий./В. С. Аванесов — М.: Центр тестирования, 2005. — 184с
  3. Алешина, Т. Н. Тесты как форма контроля /Т. Н. Алёшина, Н. В. Савинцева // Начальная школа. 1993.- № 1 — С.42–45.
Основные термины (генерируются автоматически): тестовых заданий, текст задания, тестовые задания, тестового контроля, проверки умения, выполнения тестовых заданий, разнообразные тестовые задания, тестового задания, Тестовые задания должны, содержательное наполнение задания, формулировке задания теста, форма контроля, составлению тестовых заданий, основной текст задания, большинстве тестовых заданий, деятельности учащихся, элементом тестовых заданий, Применение тестового контроля, уровне знаний, форма контроля знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос