Автор: Ромашова Юлия Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 23.11.2016

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Ромашова Ю. А. Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 582-584.



Одним из условий успешного обучения учащихся начальной школы является решение задачи развития и формирования у них познавательного интереса.

Познавательный интерес в педагогике справедливо считают эффективным средством, активизирующим познавательную деятельность и мышление школьников и позволяющим сделать обучение привлекательным.

Проблема определения понятия «интерес» в психологии разработана слабо и в науке является дискуссионной. Большинство ученых склоняются к мысли, что интерес представляет познавательное отношение личности к действительности.

В психологии под интересом понимают направленность личности, эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форму проявления познавательной потребности [4, с.123]. Л. С. Выготский содержание понятия «интерес» определял как своеобразный уровень развития потребностей человека («осознанное стремление»), которому присущи сознательность и свобода [1, с. 123].

Психологический облик человека, активность и направленность его деятельности, полноценное развитие личности обусловлены наличием разнообразных интересов. Интересы побуждают человека приобретать знания, расширяют его представления о мире, делают содержательной его духовную жизнь.

Под познавательным интересом понимают избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующуюся стойким стремлением личности получить глубокие знания, расширить свой кругозор, сформировать свое отношение к окружающему миру, к науке, — и вследствие вышесказанного формируется мировоззрение учащихся. Познавательный интерес и познавательная деятельность преобразуют действительность и определяют постоянный поиск способов этого преобразования.

Одной из специфических особенностей познавательного интереса выступает его способность генерировать любую деятельность людей и развиваться в течение жизни человека под воздействием социальных условий [2, с.23].

В ходе обучения формирование познавательного интереса определяется содержанием предмета, методами обучения, деятельностью учителя и ученика. Решающее значение имеет и тип деятельности, в рамках которого формируются знания школьников. Так, познавательная деятельность учащихся — это не только усвоение знаний, формирование умений и навыков, но и их получение в ходе самостоятельной работы или взаимодействия с учителем. В связи с чем, учитель должен стремиться создавать необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации и ее переработку, в результате которых и создаются знания.

Практика обучения в начальной школе свидетельствует, что развитие у школьников стремления самостоятельно искать информацию, выполнять упражнения формирует познавательный интерес и познавательную деятельность. Таким образом, в процессе обучения школьников в начальной школе организации самостоятельной работы уделяется особое значение.

Самостоятельная работа — это вид деятельности, во время которой школьники при организующей роли учителя решают задачи, развивая при этом не только репродуктивное, но и продуктивное, самостоятельное мышление.

Основным содержанием понятия самостоятельной работы является получение результата выполненной работы, к которому школьник пришел самостоятельно. Значимость таких результатов оценивается педагогами несомненно выше, чем значимость результатов, полученных в ходе коллективной работы.

Как известно, самостоятельная работа различается по видам и уровням самостоятельной продуктивной деятельности школьников. В психологии и дидактике традиционно указывают на четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями:

  1. Начальный уровень подготовки к самостоятельной работе: на нем школьники выполняют упражнения по заданному образцу.
  2. Воспроизведение знаний об изученном объекте в результате выполнения типовых упражнений на материале, более сложном, чем предыдущий. Этот этап предполагает обобщение приемов и методов познавательной деятельности учащихся.
  3. Продуктивное самостоятельное применение приобретенных знаний на новом для учащегося (не типовом) материале. Этот этап предполагает сформированную способность школьника к индуктивным и дедуктивным выводам.
  4. Самостоятельная деятельность учащихся, в основе которой лежит перенос знаний при выполнении лингвистических задач в совершенно новых условиях. Этот этап предполагает способность школьника к гипотетическому аналоговому мышлению.

В ходе организации самостоятельной работы важно учитывать иерархию уровней: нельзя давать школьнику задание уровнем выше, если он еще не готов к нему.

Рассмотрим упражнения для самостоятельной работы, способствующие формированию познавательного интереса учащихся. Среди них ведущее место занимают лингвистические задачи и упражнения, требующее разрешения проблемы, представленной в анализируемом текстовом материале.

Как известно, информационное обучение, обеспечивая усвоение учебного материала, не активизирует мышление учащегося: оно связано только с репродуктивной познавательной деятельностью. Проблемный подход к осмыслению языковых фактов требует переработки, анализа и обобщения научной информации; он раскрывает для учащихся новые стороны изучаемого языкового явления или процесса, уточняет связи и отношения между ними, в целом расширяет и углубляет знания школьников.В отличие от него проблемное обучение позволяет «воспроизводит в какой-то мере путь … открытия» [3, с. 125].

Так, включение проблемного материала в содержание урока готовит учащихся начальной школы к выполнению самостоятельной работы, требующей организации познавательной деятельности школьников и развития познавательного интереса.

Упражнение 1

«Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слова молвить.

Вот идёт он к синему морю,

Видит, на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют».

— Найдите имена существительные. Какие из них одушевленные? Выпишете их. Найдите существительные, изображенные в тексте как одушевленные. Выпишите их вместе со словами, которые помогают нам представить данные существительные одушевленными.

— Прочитайте отрывки из сказок, найдите примеры олицетворения — наделение неживых предметов чертами одушевленных, свойствами живых существ. Расскажите о роли олицетворения в данном отрывке из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Упражнение 2

«Бесёнок оторопел,

Хвостик поджал, совсем присмирел,

На братца поглядывает боком.

“Погоди, — говорит, — схожу за оброком”.

Пошёл к деду, говорит: “Беда!

Обогнал меня меньшой Балда!”

Старый Бес стал тут думать думу».

— В отрывке из сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» ряд существительных написаны с большой буквы. Вспомните случаи, когда слова пишутся с большой буквы, и разделите их на группы. Выпишите те существительные, которые являются именами собственными.

«И царица налетела

На Чернавку: “Как ты смела

Обмануть меня? и в чём!..”».

«И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян …»

Прочитайте следующие отрывки из сказок великого русского поэта А. С. Пушкина, выпишите слова, которые в тексте даны как имена собственные.

Упражнение 3

Мама, сказка, каша, кошка,

Книжка, яркая обложка,

Буратино, Карабас,

Ранец, школа, первый класс.

Грязь в тетради, тройка, двойка,

Папа, крик, головомойка.

Лето, труд, река, солома,

Осень, сбор металлолома.

(О. Молотков)

— Выпишите имена существительные в начальной форме. Просклоняйте. Выделите окончания. Распределите имена существительные в зависимости от того, как они изменяются, на группы. Определи, сколько получилось группы имен существительных. Дополни список каждой группы своими примерами.

Упражнение 4

Прочитайте стихотворение. О каком морфологическом признаке имени существительного можно рассказать на примере текста данного стихотворения?

Шла весной по льду свинья.

Ей попалась полынья.

Плюх!.. Торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи.

Мы скорее к полынье,

Мы помочь хотим свинье.

Сами — чуть не в полынью,

Но спасли-таки свинью!..

Недовольны мы свиньёй:

Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье!

Составьте таблицу падежей имени существительного на примере слов анализируемого текста. Подберите по два-три собственных примера имен существительных, изменяемых так же, как данные слова.

Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является важным условием успешности в обучении. Познавательный интерес как средство обучения становится эффективным тогда, когда используется в составе средств проблемного обучения и в ходе организации самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 672 с.
  2. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе — М.: Просвещение, 1997. — 95 с.
  3. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
  4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательного интереса, самостоятельной работы, ходе самостоятельной работы, познавательной деятельности школьников, имена существительные, организации самостоятельной, организации самостоятельной работы, ходе организации самостоятельной, самостоятельной продуктивной деятельности, учащихся начальной школы, самостоятельной работы учащихся, познавательного интереса учащихся, Познавательный интерес, познавательного интереса школьников, деятельность учащихся, самостоятельной познавательной деятельности, познавательной деятельности учащихся, Формирование познавательного интереса, формирование познавательного интереса, понятия самостоятельной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос