Автор: Едиханова Галиябану Галимжановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.01.2017

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Едиханова Г. Г. Формирование познавательных интересов обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 381-383.



Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы. Активизируют умственную деятельность познавательные потребности, формируемые у обучающихся под влиянием педагогов, родителей, средств массовой информации, интернета, художественной и научно-популярной литературы. Главный вопрос, который стоит перед педагогом: Как заинтересовать ребенка? Как подобрать материал, который заденет за живое.

Сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения и воспитания, привлекая на свою сторону компьютерные технологии. Особенности современного общества создают такую атмосферу деятельности воспитателя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. При этом необходимо учитывать следующие условия:

− учет своеобразия и возможностей ребенка;

− актуализация потребности в игре;

− восприятие ребенком окружающего мира;

− подбор и разнообразие видов деятельности, занятий, увлечений для испытания ими своих возможностей;

− стимулирование творческого самовыражения ребенка;

− обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий;

− система согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.

Данные условия определяют методику работы воспитателя по воспитанию обучающихся и развитию их познавательных интересов.

Этапы работы следующие:

− изучение интересов, возможностей и потребностей;

− постановка обучающегося в позицию творческого субъекта жизни классного коллектива и социальной среды, в которой он живет;

− включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих возможностей;

− расширение межличностного общения;

− предоставление обучающемуся возможности активной, самостоятельной деятельности, преобразование и усложнение этой деятельности.

Уже в школе педагог должен привить ребенку стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования. Основным источником стимуляции познавательного интереса должен быть материал, который несет обучающимся не известную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяет по- новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.

Как же возникает интерес? В работе «Проблема познавательного интереса –центральное звено в системе идей Г. И. Щукиной» выделены следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:

  1. Любопытство — начальная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
  2. Любознательность — состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного и услышанного. На этой стадии развития познавательного интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
  3. Познавательные мотивы занимают главное место. Они содействуют проникновению личности в существующие связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
  4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Задача воспитателей — формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность обучающихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. У каждого воспитателя есть свои способы активизации познавательного интереса. Формировать познавательные интересы воспитанников мне помогает использование различных методов:

  1. Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).

Использование данного метода создает у обучающихся радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. В процессе игр детям приходится анализировать, сравнивать, обобщать, чтобы прийти к правильным выводам.

  1. Метод эмоционального стимулирования реализуется посредством проведения соревнований между классами, группами или отдельными обучающимися. Общеизвестно, что соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка.
  2. Метод создания ситуаций познавательного спора является еще одним способом формирования познавательного интереса. Включение обучающихся на занятиях в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса. В процессе спора обучающиеся проявляют свою настойчивость, целеустремленность. Для создания ситуации спора на занятиях обучающимся предлагается высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, задаются вопросы: «Кто думает иначе?», «Почему вы так думаете?» «Докажите».
  3. Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов, что в свою очередь положительно влияет на формирование познавательных интересов обучающихся.

Для наиболее эффективной работы, по формированию у обучающихся познавательного интереса, в работе с классом использую различные формы и виды деятельности:

− проблемные занятия (эффективный способ повышения интереса обучающихся);

− технология опорных сигналов (сигнальные карточки учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать);

− занятие — игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект);

− использование дополнительной литературы (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает занятие);

− технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности даёт возможность добиться поставленной цели, создаёт творческую атмосферу.

Эта технология получила широкое использование в воспитательной деятельности нашего центра. Ежегодно воспитанники совместно с воспитателями, родителями включаются в работу над проектами по темам: «Этот загадочный и фантастический мир», «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Большие интеллектуальные игры», «Дерзайте, вы талантливы!», «Время, вперед!», «Фильм, фильм, фильм» и другие. Работа над проектом состоит из четырёх этапов: «Мы выбираем», «Мы исследуем», «Мы планируем», «Мы действуем». Работая над проектом, участники развивают исследовательские умения при работе с дополнительными источниками, расширяют кругозор, познавательные интересы.

В этом году, воспитанники моего класса, работали над проектом «Время, вперёд!», посвященного Москве. За время работы им удалось собрать интересный материал об обновленной Москве, о проектах, которые реализуются в Москве. И как конечный результат проектной деятельности создание журнала «Москва меняется, растёт».

Очень важно, что при выполнении подобных заданий, обучающиеся превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к занятиям, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию.

При формировании познавательных интересов обучающихся, на занятиях использую объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала, показа картин, памятников архитектуры, прослушивание записей музыкальных произведений. С целью пробуждения интереса к занятиям, провожу их в форме, например путешествия диспута, с использованием презентаций, занятия с ролевой игрой, игровые: «Что? Где? Когда?”, занятие-конкурс, занятие-соревнование.

Воспитателю необходимо помогать обучающимся, находить правильные пути удовлетворения интересов. Интерес возникает и укрепляется, когда обучающийся действует сам без особого нажима. Тогда и результаты сказываются быстрее, особенно на первом этапе формирования познавательных интересов. Важно, чтобы первые шаги к цели сопровождались радостью успеха, чтобы неудач было как можно меньше. Нередко первые трудности отпугивают. Вот почему важно организовывать деятельность так, чтобы ребёнок с первых же шагов имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков ребенка. Педагоги должны создать такую развивающуюся деятельность для обучающихся, чтобы их потенциал не остался не востребованным.

Литература:

  1. Астахов А. И. Воспитание Творчеством, Москва, «Просвещение», 1986 г.
  2. Карклина С. Э. Педагогика продленного дня. Москва, «Просвещение» 1988г.
  3. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. Москва «Педагогика», 1986 г.
  4. Плашкова О. О. Проблема познавательного интереса — центральное звено в системе идей Г. И. Щукиной. Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.
  5. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у школьников. Москва, «Просвещение» 1984 г.
  6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979 г.
  7. Журнал «Начальная школа», статья «Привитие учащимся интереса к учебным занятиям», № 3, 1995 год.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательного интереса, познавательных интересов, развития познавательного интереса, стадии развития познавательного, познавательного интереса должен, познавательного интереса –центральное, активизации познавательного интереса, формирования познавательного интереса, Проблема познавательного интереса, толчком выявления интереса, средством привлечения интереса, системе идей Г, прилив интереса, переходу интереса, «Привитие учащимся интереса, целью пробуждения интереса, ситуаций познавательного спора, стойкого интереса, устойчивого познавательного отношения, активизация познавательных интересов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос