Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Шиянова Л. А., Шиянова Ю. Н. Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 69-72. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1758/ (дата обращения: 26.05.2018).



В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность

В современном обществе одним из основных аспектов повышения качества образования является его переориентирование на развитие активной творческой личности дошкольника, формирование его познавательных интересов, в том числе и к окружающему предметному миру. Вопросу формирования у дошкольников познавательных интересов к окружающему миру в дошкольной педагогике традиционно уделяется много внимания. В тоже время, существует проблема выбора средств развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира. В качестве одного из наиболее эффективных средств следует рассматривать использование проектной деятельности.

Современный социальный заказ общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, касается, прежде всего, не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда более или менее активен, успешен. Познавательный интерес, его проявление связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях, взаимодействия с окружающим миром и избирательной направленности на него.

В силу психологических особенностей дошкольного возраста (эмоциональность, наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровой и продуктивных видах деятельности) специального внимания заслуживает историческая информация о предметном мире, как продукте деятельности взрослого и творении его человеческой мысли. Высокая эмоциональность дошкольника обуславливает значение получаемых сведений для дальнейшего развития личности. В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее (начальные формы диалектического рассмотрения и анализа окружающих предметов, так называемые методологические знания). В тоже время процесс развития познавательного интереса к истории предметного мира в настоящее время не является предметом специального исследования, и при изучении особенностей познавательного развития, интересов детей категория исторической информации о предмете, интерес к ней не анализируется.

Следует отметить, что современная образовательная практика недооценивает значимость самостоятельной познавательной деятельности ребенка, в то время как развитие познавательного интереса зависит не только от качественных особенностей объекта, но и от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск.

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. Такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.

Долгое время в педагогической науке не уделялось особого внимания развитию познавательных интересов дошкольников. Одними из первых познавательный интерес в качестве одного из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению, стали рассматривать такие ученые как Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, А. Г. Запорожец [1, c. 18]. Их исследования показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:

‒ избирательная направленность человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);

‒ проявление умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рушинштейн);

‒ активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

‒ специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А. К. Ковалев);

‒ активное познавательное отношение человека к миру (В. Н. Мясищев);

‒ избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т. А. Куликова, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина) [7, c. 34–40].

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса.

Так Г. И. Щукина, рассматривает содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.

А. Валлон анализирует познавательный интерес через призму эмоционального отношения к предмету познания. По его мнению, одним из первых объектов познания маленького ребенка является предметный мир, и формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком и во многом определяет процесс его социализации.

Метод проектов как средство развития познавательного интереса к истории предметного мира имеет комплексный интегрированный характер.

Ряд авторов рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова). Другие анализируют сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (Дж. Дьюи, Т. А. Данилина, Б. В. Игнатьев, У. Килпатрик, М. В. Крупенина, Н. Г. Чернилова) [7, c. 52–57]. При этом в большинстве исследований недостаточно изучены все потенциальные возможности проектной деятельности, ее роль в развитии познавательного интереса к истории предметного мира.

Проектная деятельность имеет определенную структуру, предполагающую следующие компоненты: оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез); моделирование действий; реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения; анализ получаемых результатов.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду: в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Содержание проектной деятельности определяется темой, целями и образовательными задачами и реализуется в различных видах детской деятельности и формах организации образовательной деятельности.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения и получить ощутимый результат.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Таким образом, благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики, проектная деятельность способствует актуализации представлений, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Литература:

1. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. — 1982.- № 3 С. 17–19

2. Веракса Н.Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика — Синтез, 2010.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., АСТ, 2009. — 672 с.

4. Годовикова Д. Б. Форма общения с взрослым и познавательная активность дошкольника // Проблемы возрастной психологии: Тезисы докла­дов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989, 143 с.

5. Денисенкова Н. С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду. — М., ИМПЕКС, 1992, 122 с.

6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. — М., Просвещение, 1986. — 176 с.

7. Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Кузина Анна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет»]. — Санкт-Петербург, 2009. — 200 с.: ил.

8. Куликова Т. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание, 1996 г. № 9 С. 23–25.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательного интереса, проектной деятельности, дошкольников познавательного интереса, истории предметного мира, старших дошкольников познавательного, познавательный интерес, познавательной деятельности, развития познавательного интереса, Проектная деятельность, познавательных интересов, проектная деятельность, деятельности дошкольников, Развитие познавательного интереса, развитие познавательного интереса, понятия познавательного интереса, формирования познавательного интереса, компоненты познавательного интереса, развитии познавательного интереса, познавательной деятельности дошкольников, проектной деятельности дошкольников.

Ключевые слова

познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос