Новые способы исполнения судебных актов и актов уполномоченных органов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Курбангалеева, Л. А. Новые способы исполнения судебных актов и актов уполномоченных органов / Л. А. Курбангалеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2729/ (дата обращения: 16.11.2024).

В наше время в связи с развитием новых видов технологий, изобретений и возникновения новых возможностей для работы и отдыха, приходится применять меры воздействия на стороны исполнительного производства, которые раньше не применялись. Данное обстоятельство связано с тем, что государство заинтересовано в укреплении судебной власти путем совершенствования способов государственного принуждения по исполнению судебных актов и актов уполномоченных органов.

В соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве обязанность правильное, полное и своевременное исполнение судебных актов и актов уполномоченных органов и восстановление нарушенного конституционного права о исполнению судебных актов возложена на Федеральную службу судебных приставов Росси. «Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. (2011)

Основными задачи Федеральной службы судебных приставов России является правильное, полное и своевременное исполнение судебных актов и актов уполномоченных органов и восстановление нарушенного конституционного права.

Исполнительными действиями пережде всего в соответствии со ст. 64 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документоов;4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных док взыскателя. с новыми формами применения мер по исполнению судебных актов.

Так под иными действиями судебные приставы стали размещать в средствах массовой информации сведения о должниках. Следует отметить, что ранее, некоторые территориальные органы ФССП России вводили практику размещения фотографий должников на информационных стендах (чаще всего электронных информационно-рекламных экранах). Данные действия на тот момент были признаны несоответствующими законодательству за исключением данного размещения по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей, в ходе которых судебными приставами при помощи МВД России осуществлялся розыск должника.

Однако в письме (от 15.06.2012 № 01ШР-13654)Роскомнадзор (2), как орган исполнительной власти уполномоченный наблюдать за соблюдением законодательства о защите персональных данных, согласно, разъяснения было установлено, что Федеральная служба судебных приставов имеет право на использование и распространение (в том числе биометрических) данных должника-гражданина.

К биометрическим данным, подлежащим законодательной защите, относятся отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, вес, походка и т.д. Фотографии и видеозаписи человека Роскомнадзор также относит к биометрическим персональным данным, подлежащих защите. Анализируя случаи, в которых защита с персональных граждан может быть снята, Роскомнадзор делает вывод о том, что обработка данных без согласия субъекта может осуществляться в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов «Таким образом, исходя из общего понятия обработки персональных данных, предусмотренного статёй 3 Федерального закона «О персональных данных», судебные приставы-исполнители, в рамках исполнительных производств по принудительному исполнению судебных актов, вправе осуществлять обработку, в том числе распространять, биометрические данные (фотографию должника-гражданина) без его согласия».

Размещение сведений о должниках через средства массовой информации и через интернет-сайт дает большой общественный резонанс, что влечет за собой формирование у граждан правового сознания, направленного на исполнение решения суда. Так, например, в июне 2012 года в г. Набережные Челны через средства массовой информации и интернет порталы были размещены фотографии находящегося в розыске гражданина и ребенка.

Другим распространенным способом понуждения гражданина –должника к исполнению является ограничение права выезда должника за пределы Российской Федерации. Данное исполнительное действие применятся в случае злостного уклонения от исполнения решения суда. Так, в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (3)

Протоколом № 4 от 16.09.1963 года к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», измененным в соответствии с положением протокола №11 с даты вступления его в законную силу 01.11.1998, в пункте 2 статье 2 «Свобода передвижения» установлено, что каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную. Однако пункт 3 данной статьи предусматривает ограничение прав на выезд граждан в случаях, предусмотренных законом, если это обосновано необходимостью демократического общества в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, либо для защиты прав и свобод других лиц. (4)

Главой 3 Федерального закона Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» регулируется порядок выезда граждан Российской Федерации из Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 15 данного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

Федеральным законом «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложена задача по исполнению судебных актов и актов других органов, а Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. В соответствии с п.15 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации. (5)

Согласно статьей 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющимся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации (6)сделал вывод о том, что «предусмотренная пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" возможность временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, «направлена на защиту конституционно- значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя».

Таким образом, подводя итог можно сказать, что исполнительное производство это не только завершающая стадия судебного процесса, а постоянно развивающаяся отрасль права, целью которой является правильное, полное и своевременное исполнение судебных актов и актов уполномоченных органов и восстановление нарушенного конституционного права. А также укрепление не только судебной, но и законодательной и исполнительной власти путем применения новых нестандартных способов государственного принуждения граждан-должников к исполнению последних своих обязанностей.


Литература:

  1. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.2005 года № 291 .

  2. Конституция Росийсаой Федерации 2012 . - Москва : Юрист, .

  3. Письмо Роскомнадзора России от 15.06.2012 № 01ШР-13654. -.

  4. Протоколом № 4 от 16.09.1963 года к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» [ФССП].

  5. Федеральный закон № 229 "Об исполнительном производстве" - Москва : Юрист, 2011. .

  6. Федеральный закон № 118 "О судебных приставах" . - Москва : Юрист, .

  7. Федеральный закон № 229 "Об исполнительном производстве" - Москва : Юрист, 2011.. статья 47.


Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительное производство, акт, судебный пристав-исполнитель, временное ограничение, выезд должника, исполнение обязательств, исполнительный документ, принудительное исполнение, судебный акт.

Похожие статьи

Формы исполнения судебных решений, исполнители и исполнительный документ

Способы извещения участников гражданского процесса

К рассмотрению воспитательных методов и подходов в управлении педагогическими процессами в средне специальных учебных заведениях

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики

Направления экономического анализа доходов и расходов в целях принятия управленческих решений

Оспаривание решений совета директоров и исполнительных органов хозяйственных обществ: сравнительный аспект

Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции. Перспективы развития законодательства

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе

Эффективные пути совершенствования налогового механизма хозяйствующих субъектов

Похожие статьи

Формы исполнения судебных решений, исполнители и исполнительный документ

Способы извещения участников гражданского процесса

К рассмотрению воспитательных методов и подходов в управлении педагогическими процессами в средне специальных учебных заведениях

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики

Направления экономического анализа доходов и расходов в целях принятия управленческих решений

Оспаривание решений совета директоров и исполнительных органов хозяйственных обществ: сравнительный аспект

Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции. Перспективы развития законодательства

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе

Эффективные пути совершенствования налогового механизма хозяйствующих субъектов