Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 22.04.2019

Статья просмотрена: 902 раза

Библиографическое описание:

Волков, А. С. Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики / А. С. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58155/ (дата обращения: 19.10.2024).



Правовое регулирование и основы юридического взаимодействия контрольно-счетного органа с представительным органом муниципального образования устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», уставами муниципальных образований, положениями об органах местного самоуправления.

Контрольно счетный орган отнесен 131 ФЗ к факультативным органам местного самоуправления, то есть его наличие не является

обязательным [3, C. 276]. А. Ю. Лукьянова отмечает, что «наличие контрольно-счетного органа как отдельного самостоятельного органа местного самоуправления в муниципальном образовании не является обязательным. Создание этого органа местного самоуправления отнесено к дискреционным полномочиям самого муниципального образования, является его правом, но не обязанностью» [6, C. 268]. Закон предусматривает наличие контрольно-счетного органа в муниципальном образовании без наделения статуса юридического лица, однако назвать его органом местного самоуправления не представляется возможным, на что указывает в своей работе В. И. Перов «организационная и функциональная независимость контрольно-счетных органов муниципальных образований может быть реализована в полной мере только при наделении контрольно-счетного органа муниципального района, городского округа правами юридического лица как одного из органов местного самоуправления» [4. С. 57].

С момента создания представительным органом муниципального образования контрольно-счетного органа муниципального образования между ними начинается непосредственное сотрудничество. Однако сотрудничество представительных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами муниципальных образований в рамках правового регулирования только к этой стороне их взаимодействия не сводится. Взаимоотношения между ними имеют сложный многосторонний характер.

Взаимодействие Представительного органа муниципального образования с контрольно-счетным органом муниципального образования реализуется посредством:

– принятия решения о создании контрольно-счетного органа и формировании нормативно-правовой базы для регулирования его деятельности;

– принятия решения о назначении на должность председателя и аудиторов контрольно-счетного органа;

– заслушиваний на заседаниях отчеты по результатам проведенных контрольно-счетным органом мероприятий;

– направлений поручений, либо предложений по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в годовой план работы.

Контрольно-счетный орган в свою очередь:

– проводит финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов, а также муниципальных программ.

– представляет информацию о ходе исполнения местного бюджета, отчеты результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

– направляет представительному органу отчеты о результатах своей деятельности, участвует в совместных с представительным органом слушаниях, проводит совместные проверки с комиссиями и комитетами представительного органа.

При проведении комплексного метода исследования, можно сделать вывод, что представительные органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения вопросов исполнения местного бюджета на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, в ходе проводимых представительными органами слушаний и в связи с депутатскими запросами. Контрольно-счетный орган муниципального образования — это постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, который образуется представительным органом муниципального образования и соответственно ему подотчетен, названный термин впервые применен в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6-ФЗ [2].

Оказывая влияние посредством реализации своих полномочий по созданию нормативно-правовых основ для контрольно-счетного органа муниципального образования, представительный орган муниципального образования не может вмешиваться в его деятельность. Законом установлено, что контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность самостоятельно и обладает функциональной и организационной независимостью. В своей работе Г. Е. Соловьев указывает «содержанием правового статуса контрольно-счетного органа муниципального образования определено, что он — субъект конституционно-муниципального права, обладающий специальным статусом органа постоянно действующего внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, который образуется представительным органом муниципального образования и самостоятельно осуществляет свою деятельность в соответствии с возложенными полномочиями» [5, С 176].

Помимо перечисленных вариантов по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля законодатель впервые наделил полномочиями на осуществление внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетные органы субъекта Российской Федерации: Федеральным законом от 27.12.2018 № 566-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ. Часть 12 статьи 3 — изложена в новой редакции: «В порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» [2]. На основании выше изложенного, следует вывод, что представительные органы не только внутригородских муниципальных образований городов федерального значения получили право заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов о передаче им полномочий внешнего муниципального финансового контроля. Теперь это право предоставлено всем представительным органам муниципалитетов.

В целях экономии бюджета представительный орган муниципального образования сможет отдавать предпочтение в пользу контрольно-счетного органа субъекта. Перед представительными органами встает выбор между собственным контрольно-счетным органом и передаче полномочий контрольно-счетному органу субъекта. Порядок взаимодействия, права и обязанности между представительным органом и контрольно-счетным органом субъекта будут регулироваться соглашением о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Возникают вопросы, в частности: какое количество муниципалитетов воспользуются данным правом, с каким количеством муниципалитетов контрольно-счетный орган субъекта готов заключить соглашения о передаче полномочий внешнего муниципального финансового контроля, как это может отразиться на взаимодействии?

Сотрудничество представительных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами муниципальных образований остается довольно сложной проблемой, нуждающейся в разрешении на современном этапе развития, определении основных направлений, выявлении и применении эффективных форм и методов их взаимодействия.

Таким образом, в результате исследования моделей и способов взаимодействия представительных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами, можно предложить представительному органу муниципального образования следующие меры по его повышению:

– в зависимости от необходимости и объема бюджетных средств выбрать модель наиболее оптимальную для осуществления внешнего муниципального финансового контроля;

– обеспечить участие представительного органа муниципального образования в планировании работы на очередной финансовый год контрольно-счетного органа;

– особое внимание уделять вопросам и объектам повышенного риска, регулярно рассматривать результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых контрольно-счетным органом;

– принимать к сведениям заключения по результатам проведенной экспертизы проектов муниципальных правовых актов о бюджете и муниципальных программ;

– принимать меры воздействия в отношении объектов контроля по исполнению представлений, рекомендаций (предложений) контрольно-счетного органа по устранению выявленных нарушений и недостатков;

– производить контроль полноты и качества исполнения обязанностей, установленных действующим законодательством для контрольно-счетного органа муниципального образования;

– при наличии в муниципалитете собственного контрольно-счетного органа муниципального образования, способствовать проведению совместной работы с контрольно-счетным органом субъекта.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Муниципальное право: учебник / С. Г. Соловьев, Е. Н. Бычкова. М: -, 2015 — C. 461.
  4. Перов В. И. Неурегулированные проблемы в организации и деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и предложения по их решению // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neuregulirovannye-problemy-v-organizatsii-i-deyatelnosti-munitsipalnyh-kontrolno-schetnyh-organov-i-predlozheniya-po-ih-resheniyu (дата обращения: 05.04.2019).
  5. Соловьев Г. Е., Алексеева М. Г. Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования в России: актуальные вопросы теории и практики // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2017. — № 3–4. — С. 171–177.
  6. Лукьянова А. Ю. Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования и проблемы его определения // Молодой ученый. — 2017. — № 15. — С. 267–270. — URL https://moluch.ru/archive/149/42255/.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, контрольно-счетный орган, представительный орган, внешний муниципальный финансовый контроль, местное самоуправление, контрольно-счетный орган субъекта, орган, Российская Федерация, контрольно-счетный орган субъектов, передача полномочий.


Похожие статьи

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Проблемы финансового обеспечения муниципальных предприятий на примере учреждений образования Республики Крым

Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики

Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики

Взаимодействие органов муниципальной системы управления с некоммерческими организациями на примере Курской области

Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики

О прокурорском надзоре за исполнением законодательства в сфере здравоохранения: вопросы теории и практики

Похожие статьи

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Проблемы финансового обеспечения муниципальных предприятий на примере учреждений образования Республики Крым

Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики

Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики

Взаимодействие органов муниципальной системы управления с некоммерческими организациями на примере Курской области

Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики

О прокурорском надзоре за исполнением законодательства в сфере здравоохранения: вопросы теории и практики

Задать вопрос