Без эффективного функционирования судебной системы невозможно становление социального, демократического, правового государства. Основной обязанностью органов судебной власти является обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Для реализации задач по защите прав и интересов физических и юридических лиц, а также интересов общества и государства в целом требуется соответствующее правовое и организационно обеспечение их деятельности. Что касается организационного обеспечения, то здесь особая роль принадлежит аппарату суд. Невозможно выполнение всего объема работы, возлагаемого на судебную систему, без верной организации работы аппарата суда, деятельность которого имеет роль для эффективности работы суда в целом.
Осуществление правосудия в Российской Федерации возлагается на судебную власть, которая реализуется исключительно судом. В статье 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [1] указано, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных и арбитражных заседателей.
Однако, при разрешении проблем и вопросов, которые связаны как с правосудием, так и с деятельностью судебной системы, говоря о роли суда в существовании общества и государства, внимание работникам суда уделяется в меньшей степени. Стоит отметить, что именно эти работники относятся к целому классу государственных служащих, обеспечивающих деятельность судов.
Нормы Конституции Российской Федерации, имеющие приоритетный характер в российской правовой системе, устанавливают, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы судебной власти, как и органы иных ветвей власти, являются самостоятельными.
На сегодняшний день государственные служащие, входящие в состав аппаратов судов в Российской Федерации, при осуществлении своей деятельности руководствуются номами Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный закон реализует все вопросы, связанные с правами и обязанностями, запретами и ограничениями, порядком поступления и прохождения службы, а также иные вопросы, связанные с осуществлением государственной службы в аппарате суда.
Именно Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3], который занимает центральное место среди нормативных правовых актов, регулирует деятельность государственных служащих в судах Российской Федерации.
Специфика деятельности каждого органа государственной власти связана со статусом такого органа. Что касается органов судебной системы, то специфика деятельности заключается, прежде всего, в том, что государственные гражданские служащие не осуществляют функции судебной власти, а именно, основную функцию — правосудие. Главной целью деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации является обеспечение обслуживания деятельности судей по осуществлению правосудия. Такую деятельность можно охарактеризовать как вспомогательную. При этом стоит отметить, что служба в судах обуславливается необходимостью высокой квалификации в сфере юриспруденции, в том числе в наличие высшего юридического образования, но законодательство в данной области такой специфики прохождения службы не учитывает.
В последние годы в связи с постоянно возрастающим количеством дел, поступивших в суды общей юрисдикции, возникла проблема привлечения в аппараты судом мотивированных и высококвалифицированных кадров на должности, непосредственно обеспечивающие деятельность судов.
Однако здесь также встает вопрос о необходимости учета соотношения статуса судьи и статуса государственного служащего, который непосредственно обеспечивает реализацию судьей его полномочий по осуществлению правосудия. При этом работник аппарата выполняет лишь вспомогательные функции, так как необходимо строгое соблюдение требований, касающихся невмешательства в осуществление правосудия, а также принципа независимости судей.
Анализируя весь нормативно-правовой материал, регулирующий государственную гражданскую службу в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что особенности прохождения службы в аппаратах судов в полной мере законодательством не учитывается.
В целях решения проблем, возникающих в ходе прохождения государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции, в 2017 году Председателем Верховного суда Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации был внесен законопроект, предусматривающий создание государственной судебной службы [4]. Составители законопроекта указывают, что необходимость создания такого вида государственной службы заключается в особой важности роли судебной власти в Российской Федерации, спецификой выполняемой ею функций, а также повышением статуса работников аппарата суда, как государственных служащих.
Вопросы, касающиеся государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, будут регулироваться согласно вышеуказанного законопроекта, несколько иначе, чем в нынешнем законодательстве. Законопроект «О государственной судебной службе Российской Федерации», во-первых, устанавливает достаточно точное и обоснованное определение государственной судебной службы, как отдельного вида государственной службы. Во-вторых, проект закона определяет принципы судебной службы [5], в том числе такие, как обеспечение доступа граждан к правосудию, ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также ряд иных принципов. Данные принципы отражаются в правах и обязанностях, требованиях и запретах, связанных с прохождением государственной службы в суде. Законопроект также предусматривает специальные классные чины судебной службы, регулирует вопрос повышения оплаты труда лиц, проходящих государственную службу, и изменения в вопросе пенсионного обеспечения.
Одним из обоснований необходимости создания государственной судебной службы является проблема высокой сменяемости кадров среди помощников судей и секретарей судебных заседаний. Стоит отметить, что так называемая «текучка кадров» в отдельных регионах в настоящее время составляет от 100 до 400 %.
Однако, в результате сравнения норм действующего на сегодняшний день Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и норм законопроекта «О государственной судебной службе Российской Федерации» можно прийти к выводу, что законопроект в большей части дублирует нормы действующего законодательства. Таким образом, что касается инициативы Верховного суда Российской Федерации, которая направлена на создание отдельного вида государственной службы, стоит говорить об устойчивой тенденции увеличения количества законодательных актов при отсутствии оказания значительного внимания, направленного на усиление их качества.
Литература:
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации // Российская газета. — 1997. — №. 3
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. — 2003. — №. 104.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. — 2004. — №. 162.
- Евдокимова, А. О. Аппарат суда как отдельный вид государственной службы (анализ законодательных инициатив) / А. О. Евдокимова // Актуальные проблемы юриспруденции. — 2017. — № 4. — С. 29.
- Проект Федерального закона № 102341–7 от 14.02.2017 «О государственной судебной службе Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.