Правосудие является жизненно необходимым элементом здорового общества. Общество имеет возможность цивилизовано развиваться только при наличии строго установленных границ, которыми являются запреты и ограничения, так сказать «рамки дозволенного». Однако, самого факта наличия данных границ мало для развития цивилизованного общества, любое посягательство на нарушение данных границ должно быть непременно пресечено, а нарушитель должен быть привлечен к юридической ответственности. Целью правосудия и является установление всех обстоятельств, наличия вины и назначение соразмерного деянию наказания. Отсюда следует, что судебная ветвь власти является основой здорового и цивилизованного общества.
Для качественной и эффективной работы судебной власти в первую очередь важна организация работы всей ветви на всех уровнях, чем и занимается Судебный Департамент.
Административно-правовая организация деятельности Судебного департамента в целом, является основой эффективного функционирования судебной системы и гарантом беспрепятственного осуществления правосудия.
Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности судей федеральных судов всех видов и уровней, судей судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, соответствующее стандартам современного правового государства и способствующее эффективному функционированию судебной системы, является важнейшей гарантией статуса судей и качественного осуществления правосудия.
В Российской Федерации создана и функционирует система административно-правового обеспечения осуществления судопроизводства, гарантирующая принцип самостоятельности и независимости судебной власти и судей. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [1] (далее — ФЗ «О Судебном департаменте» ...).
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также — районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также — федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей [2].
Под организационным обеспечением деятельности судов традиционно понимается особый вид государственной деятельности, осуществляемый уполномоченными государственными органами с участием институтов судейского сообщества, несовместимый с выполнением судебных функций, и имеющий целью всемерное содействие эффективному функционированию правосудия путем решения вопросов организации судебной системы, создания и обеспечения для нее необходимых финансовых, кадровых, материально-технических условий.
Судебный департамент, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее -органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента и способствуют эффективному функционированию судебной системы.
Деятельность Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента является административно-правовой, т. е. управленческой деятельностью, регулируемой нормами административного права. Поскольку термин «административное» происходит от латинского слова administration1 и означает «руководить, управлять». Управление чаще всего воздействует на сам процесс жизненного бытия, затрагивая все сферы и механизмы общества. Регулятором всех отношений, возникающих в сфере государственного управления, является административное право, право внутриорганизационного характера, постоянно усиливающего в настоящее время свою социальную значимость.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Судебный департамент является «кровеносной системой» всей судебной системы, так как деятельность его затрагивает абсолютно все области судебной системы, от организации приема искового заявления до передачи решения суда на исполнение, от наличия канцелярских принадлежностей для организации работы до организации взаимодействия с иными ветвями власти.
Переоценить работу Судебного Департамента сложно, однако выявление актуальных проблем, возникающих в ходе ежедневной деятельности суда, способствует совершенствованию работы Судебного Департамента в целом.
По-нашему мнению, к актуальным проблемам работы Судебного департамента можно отнести отсутствие прямого подчинения работников канцелярий, приемной и секретариата непосредственно Судебному департаменту, а не председателю конкретного суда, что приводит к значительным отличиям в организации работы судов даже в пределах одного субъекта Российской Федерации. По-нашему мнению, также немаловажным является вопрос отсутствия форменной одежды и знаков отличия непосредственно службы Судебного Департамента, что в целом отражается на общем восприятии работников как государственных служащих и понижает их профессиональный авторитет на общем фоне служащих системе правосудия, скорее определяя им место обслуживающего персонала.
Литература:
- Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 N 7-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/дата обращения 22.02.2022
- Федеральный закон от 29.07.2018 N 266-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» [Электронный ресурс]/дата обращения 22.02.2022