Термин «юстиция» происходит от лат. justitia и соответствует русским словам «справедливость», «правосудие», «благочестие». Данный термин происходит от прилагательного justus — справедливый, законный, правильный, добросовестный, а оно — от слов jus, jazis — право и sistere — ставить. Собственно говоря, от этого слова происходят и французский термин justice, английский justice, немецкий justiz, белорусский «юстыцыя».
Ключевые слова : юстиция, государственное управление.
The term «justice» comes from the Latin. justitia and corresponds to the Russian words «justice», «justice», «piety». This term comes from the adjective justus — fair, legal, correct, conscientious, and it comes from the words jus, jazis — right and sistere — to set. As a matter of fact, the French term justice, English justice, German justiz, Belarusian «justice» come from this word.
Keywords : justice, public administration.
В русском юридическом лексиконе понятие «правосудие» используется в двух основных смыслах — широком и узком. В широком смысле термин «правосудие» означает:
а) вся система судебных, правоохранительных и других юридических органов государства, связанных с юридической деятельностью;
б) сфера деятельности, связанная с организацией и функционированием судебной системы, включая:
— организационно-техническое обеспечение деятельности судов (судебная статистика, кадровое обеспечение, информационно-правовое обеспечение и т. д.);
— организация деятельности нотариуса, коллегии адвокатов, арбитражных управляющих;
— исполнение судебных актов;
— система исполнения наказаний и т. д.
Традиционно сфера правосудия включает государственную деятельность судов по отправлению правосудия, организационное обеспечение судебной деятельности (кадры, финансирование, материально-техническое оснащение, делопроизводство, судебная статистика и т. д.), а также другие виды юридической деятельности, сопровождающие правосудие и способствующие ему — адвокатура, судебно-медицинские учреждения, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), нотариат и некоторые другие органы и учреждения.
Современное, более широкое понимание понятия «сфера правосудия», вытекающее из конституционного принципа построения правового государства в РФ, наряду с вышеуказанными видами деятельности, включает ряд основных направлений реализации правовой политики государства через систему органы и учреждения юстиции, действующие в сфере государственной исполнительной власти, которые обеспечивают реализацию государственной политики в области правосудия путем: участия в правовом обеспечении нормотворческой деятельности; осуществление государственной регистрации ведомственных нормативных актов; государственная регистрация актов гражданского состояния; регулирование сферы юридических услуг; обеспечение судебной деятельности; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация; управление системой органов и учреждений юстиции; развитие судебно-медицинских, научных и образовательных учреждений юстиции.
Формирование сильного государства, правового общества всегда связано с созданием сильной системы правосудия, на которую возложены не только функции участия в нормотворческой и правоохранительной деятельности, но и решение вопросов, связанных с организацией и предоставлением государственных юридических услуг (в том числе на бесплатная основа), в легализации структур и правовых актов.
Развитие правовой сферы государства, происходящие изменения, которые заключаются в усилении роли как Министерства юстиции России, так и органов и учреждений в его сфере, в настоящее время потребовали расширения функций организаций юстиции в реализации правовой политики государства.
Судебная система. Особое и решающее место в области правосудия занимает судебная власть, осуществляемая судами и судьями посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судами, созданными в соответствии с Конституцией РФ [1] и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» [2]. Судебная система РФ состоит из федеральных судов (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции — от Верховного Суда РФ до окружного суда, а также военные и специализированные суды; Высший арбитражный суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды — в настоящее время это только Суд по правам интеллектуальной собственности; Дисциплинарное судебное присутствие) и суды субъектов РФ — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. В то же время вся судебная система независима и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Судьи федеральных судов всех типов и уровней, судьи судов субъектов РФ образуют судейское сообщество, членами которого являются все судьи федеральных судов и судов субъектов РФ. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются и действуют органы судейского сообщества. На основании Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» [3] органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ; Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов РФ по допуску к квалификационному экзамену на должность судьи должность судьи.
Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (положениями, подзаконными актами), принятыми этими органами.
В Верховном Суде РФ сформированы Общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельность которых регулируются положением, принятым общим собранием судей Верховного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ.
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, т. е. кадровые, финансовые, материально-технические и другие меры, направленные на создание условий для полноценного и независимого отправления правосудия (т. е. функции государственной судебной администрации), возложены на Судебный департамент Верховного Суда РФ, который, в соответствии с Федеральным законом № 7 от 8 января 1998 г. — Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» [4] Это федеральный государственный орган, который обеспечивает организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и окружных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единое информационное пространство федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого суда.
Судебный департамент, а также департаменты (отделы) Судебный департамент в субъектах РФ и созданные им учреждения образуют систему Судебного департамента. В структуру Судебного департамента входят: Главное управление организационно-правового обеспечения судов; Главное управление военных судов; Главное финансово-экономическое управление; Департамент государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионное управление; ведение дел; Департамент капитального строительства, эксплуатации здания и сооружения; департамент образования и воспитательных учреждений; департамент международного правового сотрудничества.
Судебный департамент органично обеспечивает деятельность органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и сформированных им органов Судейского сообщества; осуществляет руководство органами и учреждениями Судебного департамента; определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и обучению кандидатов на судейские должности, взаимодействует с учебными заведениями, которые готовят и повышают квалификацию судей и сотрудников судебных аппаратов; разрабатывает научно обоснованные стандарты рабочей нагрузки судей и работников судебных аппаратов; ведет статистические и личные дела судей и сотрудников судебных органов, а также сотрудников органов и учреждений Судебного департамента; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и архивы судов, взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистический отчет; принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента, организует научно-исследовательские изыскания в области судебной деятельности и финансирует их; принимает меры в сотрудничестве с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасность членов их семей; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе вышедших на пенсию, и работников судебных аппаратов; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; и ряд других функциональных полномочий, перечисленных в ст. в Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» [4]. Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Материальное и социальное обеспечение предоставляется ему на условиях, установленных для федерального министра. Сотрудники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.
Являясь корпоративными самоуправляющимися системами в сфере юстиции, адвокатура и нотариат одновременно являются объектами государственного административно-правового регулирования со стороны органов государственной исполнительной власти, в первую очередь Министерства юстиции России и его территориальных органов.
Литература:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе РФ» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
- Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об органах судейского сообщества в РФ» // Собрание законодательства РФ, 18.03.2002, N 11, ст. 1022.
- Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ», 12.01.1998, N 2, ст. 223
- Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 16.04.2022) «О статусе судей в РФ» // Российская газета, N 170, 29.07.1992,
- Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
- Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1) (ред. от 28.06.2022) // Российская газета