Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации играет важную роль в организационном обеспечении деятельности судов. В настоящее время его правовой статус и место в системе органов государственной власти, а также отнесение к судебной или иной ветви государственной власти носит дискуссионный характер. В связи с этим, большое значение имеет изучение истории происхождения Судебного департамента при Верховном суде РФ.
Ключевые слова : правосудие, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, организационное обеспечение судебной деятельности.
The Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation plays an important role in the organizational support of the court's activities. Currently, its legal status and place in the system of public authorities, as well as its attribution to the judicial or other branch of government, is debatable. In this regard, it is of great importance to study the history of the origin of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation.
Keywords: justice, Supreme Court of the Russian Federation, Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation, organizational support of judicial activity
Судебный департамент при Верховном Суде РФ в силу выполняемых им функций является важным субъектом обеспечения деятельности судов по отправлению правосудия. В связи с этим история его возникновения и развития представляет научный интерес.
Изучение дореволюционного и советского законодательства позволяет говорить о том, что в дореволюционный период Судебного департамента при высшей судебной инстанции или схожего другого органа не существовало. Частично данные функции в дореволюционный период исполнял секретариат суда, а также его председатели.
Организационное руководство судебной деятельностью в советский период специальным органом, начало осуществляться только с принятием Закона РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» [1], и в соответствии со ст. 19 данного закона возлагалось на Министерство юстиции, на которое возлагалось содействие судам в реализации правосудия и его принципов. Немаловажные функции Министерство юстиции играло и в формировании руководящей судебной практики, так как Министр юстиции наделялся правом вносить представления о даче разъяснений и формирования правовых позиций Верховного Суда РФ по тем или иным вопросам, а также по вопросам применения нормативно-правовых актов.
Министерство юстиции наделялось контролирующими функциями в отношении судебной деятельности, а также решало кадровые вопросы, что представлялось парадоксальным, так как Министерство юстиции являлось органом исполнительной власти, но фактически реализовало руководящие и контролирующие полномочия в отношении судебной системы. С другой стороны, система разделения властей фактически еще не была установлена, и данное положение дел хоть и являлось парадоксальным, и вызывало определенные нарекания со стороны науки, но все же не представлялось неосуществимым. Другим последствием данной ситуации стало то, что Министерство юстиции при реализации указанных полномочий, выполняло свои функции на низком уровне, так как они не водили в сферу его непосредственной деятельности.
Сложившаяся ситуация требовала концептуального пересмотра.
Новая концепция правосудия и судебной системы получила свое развитие в период формирования нового этапа развития государства, связанного с распадом СССР, образованием Российской Федерации, и формированием принципиально новых подходов в системе органов власти и управления, основанной на теории разделения властей и принципе независимости судебной власти.
Председателем Верховного Суда РФ была инициирована, разработана и введена в действие глобальная реформа судебной системы, в результате которой была сформирована принципиально новая судебная система, основанная на принципе независимости суда, как основном принципе судебной деятельности. Кроме задачи укрепления судебной власти и повышению ее роли в обществе, перед судебной реформой стояли задачи по осуществлению организационного, материально-технического и кадрового обеспечения деятельности судов [2].
В результате работы над законопроектом в марте 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» привело к формированию принципиально нового подхода к обеспечению деятельности судов. Предпосылками нового подхода, как уже было установлено выше, стала разработка новой концепции судебной власти, которая осуществлялась одновременно с работой над новым основным законом государства.
В декабре 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации [3] (далее — Конституция РФ), которая закрепила, во-первых, принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), во-вторых, закрепила независимость судебных органов, их место в системе органов власти и управления, и гарантии ее деятельности (ст. 10, 11, 120–122 Конституции РФ), в том числе и финансовую независимость (ст. 124 Конституции РФ). С указанного времени, отправление правосудия было основано на принципе независимости, который является основополагающим принципом отправления правосудия [4. С. 93]. Основными конституционными принципами деятельности судей являются такие принципы как несменяемость и неприкосновенность (ст. 10, 11, 120–122 Конституции РФ). Данные принципы являются правовым фундаментом, на котором строится правовой статус лиц, осуществляющих правосудие.
Перечисленные принципы получают свое дальнейшее развитие в иных правовых актах государства, при этом, их конституционное закрепление подразумевает, что ни один нижестоящий по юридической силе акт не может противоречить Конституции РФ и устанавливать иные правила. Данные положения носят императивный характер гарантий осуществления правосудия и реализации судьями своего правового статуса [5. С. 60].
Идея создания специального органа, осуществляющего организационную роль в осуществлении деятельности судебной системы, чья деятельность основана на принципах независимости, была поддержана на II Всероссийском съезде судей. Но на реализацию данного проекта ушло несколько лет. В апреле 1997 года законопроект «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах» по инициативе Верховного суда РФ был направлен в Государственную Думу на рассмотрение.
В результате принятия и подписания Президентом РФ 8 января 1998 года, был принят и введен в действие Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [6] (далее — ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном суде РФ», который создал правовую основу для формирования концепции организационного обеспечения деятельности судебной системы и отправления правосудия на принципиально новой основе.
Кадровый состав нового специального органа формировался в течение двух лет, и в настоящее время в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ сформирован как центральный аппарат, так и структурные подразделения, сформирована организационная и правовая база их деятельности.
Таким образом, предпосылками создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации стало принятие концепции разделения властей и необходимости усиления ветви судебной власти с целью выполнения возложенной на нее функции по отправлению правосудия. При такой модели разделения властей Министерство юстиции, ранее осуществлявшее организационную, кадровую работу в сфере судебной деятельности, относившееся к органам исполнительной власти, не могло далее продолжать свою работу из-за конфликта предмета ведения, и его функции были переданы специально созданному органу — Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, который до настоящего времени осуществляет свою деятельность.
Литература:
- О судоустройстве РСФСР: Закон РСФСР от 08.07.1981 г. (ред. от 07.02.2011 г.) // Ведомости ВС РСФСР. — 1981. — № 28. — Ст. 976 (Утратил силу).
- История создания Судебного департамента [Электронный ресурс. — URL: http://cdep.ru/index.php?id=41 (дата обращения: 20.12.2023).
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Федоренко Н. В., Федоренко Ю. В. Правовой статус судьи в контексте российской конституционной реформы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2021. — № 4 (131). — С. 92–94.
- Саввулиди Р. Д. Правовая основа статуса судьи в РФ // Наука России: цели и задачи: сб. научных трудов по материалам X международной научной конференции. — Екатеринбург, 2018. — С. 59–63.
- О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ (ред. от 10.07.2023 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 223.