Согласно действующей Конституции Российской Федерации, высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, является Верховный суд Российской Федерации.
В соответствии со ст.126 Конституции РФ, Верховный суд РФ наделен полномочиями не только осуществлять судебный надзор за деятельностью судов на территории РФ, но и давать разъяснения по вопросам судебной практики.
Наделение Верховного суда РФ конституционным правом давать разъяснения по вопросам судебной практики, так же закреплены в части 4 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 N 3-ФКЗ, именно Пленум Верховного Суда РФ, который является органом Верховного суда РФ, представляющим собой собрание всех судей Верховного суда России, наделен полномочиями обобщения судебной практики и дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации.
Разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении гражданских, уголовных, административных и иных подсудных судам дел, даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом делам.
Если ранее дело не рассматривалось в Верховном Суде, то это будет сделано коллегией данного органа, если же прецедент уже был, то оно выносится на заседание Президиума, который имеет право, как отменить принятое ранее постановление, направив его на дополнительное рассмотрение, так и оставить надзорную жалобу без удовлетворения.
Толкование действующего законодательства Верховным Судом РФ представляет собой одно из важнейших направлений его деятельности. Именно он в своих разъяснениях по вопросам судебной практики осуществляет легальное (официальное нормативное) толкование норм уголовного права и тем самым способствует преодолению неопределенности в их понимании.
Однако не всегда функция дачи руководящих разъяснений судам о применении законодательства принадлежала высшему судебному органу. Например, Генеральный прокурор СССР в 1935–1939 годах А. Я. Вышинский, который в значительной степени определял юридическую доктрину источников права 1930–1940-х годов, часто заявлял, что советские суды являются правоприменительными органами и не должны создавать права [1].
Верховный суд Российской Федерации является правопреемником Верховного суда Союза Советских Социалистических республик (высший союзный судебный орган СССР) просуществовавшего c 23 ноября 1923 по 2 января 1992 года.
После Октябрьской революции 1917 года, все судебные органы контролировались Наркоматом юстиции. Высший судебный контроль был возложен на Народный комиссариат юстиции РСФСР с 10 марта 1921 года (с 20 июля 1936 года — Народный комиссариат юстиции СССР). В его в компетенцию входило осуществление общего надзора за деятельностью судебных органов, дача руководящих разъяснений по действующему законодательству, признание не имеющими силы приговоров или решений, требующих пересмотра, и возобновление судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Декларация об образовании СССР вступившая в законную силу 30 декабря 1922 года, предусмотрела учреждение при Центральном исполнительном комитете СССР Верховного Суда Союза. Верховному Суду была посвящена VII глава Конституции СССР 1924 года.
Сформирован Верховный суд Союза ССР был в 1924 году.
Первое положение о Верховному Суде СССР [5] было утверждено Постановление Президиума ЦИК СССР 23 ноября 1923 года. В соответствии указанным Положением, к компетенции Верховного Суда Союза ССР, в области общего надзора по наблюдению за законностью, относилась дача верховным судам Союзных Республик руководящих разъяснений и толкований общесоюзного законодательства.
Это работа входила в компетенцию Пленарного заседания Верховного Суда и начала проводиться после утверждения Президиумом ЦИК СССР Наказа Верховному Суду СССР [3].
Главными функциями Верховного суда СССР того времени, являлись общий надзор за соблюдением законности и судебный надзор. В соответствии со статьей 25 Наказа [4], Верховный Суд СССР мог давать руководящие разъяснения и толкование общесоюзного законодательства по предложению ЦИК СССР или его Президиума, ЦИК союзных республик, по представлению Прокурора Верховного Суда Союза ССР или прокуроров союзных республик [3].
Председатель Верховного Суда являлся одним из двух заместителей Народного комиссара юстиции (вторым заместителем являлся Прокурор Республики).
19 ноября 1926 года вступило в силу Положение о судоустройстве РСФСР [6], согласно которому истолкованием законов по всем вопросам судебной практики ведало Пленарное заседание Верховного Суда.
В большинстве случаев, разъяснение и толкование законодательства осуществлялось по представлениям Президиума Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР, ЦИК союзных, Прокурора Верховного Суда Союза ССР или прокуроров союзных республик, но иногда дача судам разъяснений, Пленарное заседание давало по своей инициативе, при рассмотрении вопросов связанных с законностью приговора или решения. Пленарным заседанием утверждались издаваемые Военной коллегией циркуляры, инструкции по вопросам судебной практики, которые бы носили руководящий характер и были обязательны для применения на всей территории СССР.
С принятием 24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР нового Положения о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР [7], функции Верховного Суда были расширены. Верховный суд получил право давать разъяснения как по представлениям Прокурора Верховного Суда СССР и прокуроров союзных республик, так и по своей собственной инициативе, а также по инициативе Верховных судов союзных республик. Разнообразилась и сама деятельность Верховного суда, дача разъяснений осуществлялась не только по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и по вопросам гражданского права.
С 1931 года активизируется деятельность Верховного Суда по даче разъяснений руководящего характера судам и уменьшается надзорный характер его работы, что приводит к тому, что в 1933 году функция общего надзора в большей степени переходит к Прокуратуре СССР. И если в предыдущие годы постановления Пленума разъясняли вопросы скорее организационного характера, то с 1933 года разъясняется толкование материального и процессуального законодательства.
Тогда же, в 1933 году на Пленуме Верховного Суда СССР, были даны первые руководящие указания по вопросам судебной практики.
Кроме того, разъяснения и указания Верховного суда стали даваться не только в постановлениях Пленума, но и в директивных письмах, что указывает на обязательный характер применения судами единой для всех позиции по толкованию законодательства.
Иногда позиция Верховного Суда расходилась с действующим законодательством, однако в тот период времени Верховный Суд редко пользовался своим правом законодательной инициативы, навязывая своё мнение судам на всей территории СССР, путем издания обязательных для применения директивных указаний.
Однако и постановления Пленума и директивный письма Верховного суда разрабатывались на основе различных информационных и статистических данных: начиная от выборочного изучения дел определенной категории до сбора обобщенной судебной практики, жалоб, докладов председателей Верховных судов союзных республик, отчетов Верховных судов союзных республик, протоколов президиумов и пленумов Верховных судов союзных республик, директив и циркуляров, материалов наркоматов.
С первых дней своего существования Верховный Суд РСФСР стремился занять самостоятельное и независимое от Наркомата юстиции РСФСР положение. Однако это не всегда встречало понимание со стороны руководства исполнительной власти. Там, принятая в 1937 году Конституция РФ определяя роль и место Верховного Суда РСФСР в судебной системе Республики, как высшего судебного органа Республики, основной функцией Верховного Суда так же оставляла надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР, автономных республик, краев и областей. Эти же положения были продублированы в Законе о судоустройстве СССР 1938 года [8]. Кроме того, в угоду централистским тенденциям построения судебной системы, в Законе было указано на то, что Верховному Суду не предоставляется права давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства.
И лишь с принятием Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1962 г. в компетенцию Верховного Суда, помимо рассмотрения гражданских и уголовных дел по первой инстанции и рассмотрения тех же дел в кассационном порядке и в порядке надзора, внесена функция по изучению судебной практики и дачи руководящих разъяснений судам о применении законодательства [2].
С 1970 году началась работа по кодификации Постановлений Пленума Верховного суда. Пленум Верховного Суда СССР принял несколько постановлений, кодифицирующих (консолидирующих) и изменяющих (приводящих в соответствие с требованиями времени) ранее принятые постановления.
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством, одной из первостепенных задач Пленума Верховного суда РФ является обеспечение правильного и единообразного применения законов судами, а также дача разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.
Современная практика Верховного Суда РФ похожа на практику Верховного Суда СССР. Прежде чем тот или иной вопрос возникает в повестке дня Пленума, проводится исчерпывающее исследование судебной практики Верховного Суда и нижестоящих судов. Полученное обобщение анализируется специалистами из разных министерств и профессорами университетов. Проект документа может быть направлен нижестоящим судам для получения комментариев. Разные отделы и Научно-консультативный совет при Верховном Суде обсуждают проекты постановлений. После того как комментарии будут приняты во внимание, проект постановления представляется на обсуждение Пленума. Процесс принятия постановления завершается его опубликованием в официальном периодическом издании Верховного Суда «Бюллетень Верховного Суда СССР», позднее — «Бюллетень Верховного Суда РФ».
Мнение Пленума является абстрактным, основанным на обобщении практики всех судов. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ содержат именно те толкования, которые отсутствуют в законодательстве. Разъяснения устраняют пробелы и двузначность в праве. Постановление Пленума ВС РФ представляет собой результат более глубокого теоретического обобщения и переработки всего массива судебной практики в отдельно взятом направлении.
Так, согласно Федеральном конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ наделен, в том числе, следующими полномочиями: рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ; при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства; утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ; рассматривать и решать вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы, и о толковании законов РФ; рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ.
Литература:
- Вышинский А. Я. Теория судебных доказательств в советском праве. 2-е изд. М., 1946. С.
- «Суд и правосудие в СССР» Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова Издательство Казанского университета, 1980 г
- Шейнин Х. Б. Руководящие разъяснения Верховного Суда СССР — важное средство укрепления социалистической законности // Верховный Суд СССР / Под ред. Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова, Б. С. Никифорова. М., 1974. С. 142
- Наказ Верховному Суду СССР, принят ЦИК СССР 14 июля 1924 г.
- Постановление Президиума ЦИК СССР от 23 ноября 1923 года об утверждении Положения о Верховном Суде Союза ССР, утверждено 2-ой Сессией УИК Союза ССР II созыва 24 октября 1924 года (Собр. Зак. СССР, 1924, N 19, ст. 183)
- Постановление ВЦИК от 19 ноября 1926 года Об утверждении положения о судоустройстве РСФСР
- Об утверждении Положения о Верховном СССР и о внесении изменений и дополнений в статьи 104 и 105 Конституции (основного закона) СССР, утверждено 2-ой Сессией УИК Союза ССР II созыва 24 октября 1924 года (Собр. Зак. СССР, 1924, N 19, ст. 183)
- Закон СССР от 16 августа 1938 года «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г. / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — С. 98–107