В настоящее время обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов становится приоритетным направлением в деятельности учителей — предметников. Развитие личности в системе образования прежде всего обеспечивается путем формирования учебных универсальных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение нового социального опыта. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, поскольку именно УУД являются обобщенными способами действия, открывающих широкую ориентацию учащимся в различных предметных областях.
Мы прекрасно понимаем, что современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А. А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Все чаще основными составляющими содержания образования называют умение коммуникации, навыки труда в коллективе. Умение коммуникации занимает особое место в процессе обучения: взаимодействие ученика с учителем, учеников между собой, общение с разными типами текстов. (Взаимодействие с учебным материалом, способность не только понять его, освоить, но и выразить свои знания и умения в собственных текстах — устных и письменных.) Поэтому в современном обществе человек — вольно или невольно — сталкивается с текстовой информацией. Более того, вся система обучения строится на текстовой основе. Избежать формальной работы с текстом в школе можно, если рассматривать текст как объект понимания, предусмотренного ФГОС (2004г). Ведь основной целью являлся не личностный результат, а предметный, где детально описывалось содержание образования, но не были сформированы УУД.
В свете серьезных перемен возникают и новые вопросы, задачи, решение которых требует и новых подходов. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять технологии, развивающие познавательную и коммуникативную активность школьников.
Что необходимо сделать, чтобы сформировать основные компетенции учащихся при работе с текстом? Как научиться анализировать извлеченную информацию, выделять причинно-следственные связи, делать выводы? Как выработать в них умения к деятельности? Как пробудить интерес? Учитывая особенности психологии школьника, его индивидуальные потребности и возможности, не приходится утверждать, что нет причин для беспокойства. Есть. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» оценивал мысль как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно — откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать, многое спрашивать, усваивать, учить других — тайны великой учености»
Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации деятельности учащихся открывает для учителя определенные возможности для формирования УУД.
Осуществить формирование универсальных учебных действий позволяет системно–деятельностный подход, выступающий в качестве основы современного образовательного процесса и ориентированный на результат образования как системообразующий компонент стандарта, в котором развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Реализовать деятельностный подход в обучении призваны современные образовательные технологии, основными целями которых являются предоставление возможности обучающимися получать, совершенствовать и эффективно использовать в процессе учебной деятельности знания и умения.
В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России преобладает новый образ — эффективный, комфортный метод обучения, а вместе с ним все большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс-технологии. Работая в старшей школе, хочется отдать предпочтение данной технологии. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любимыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем применение кейс-технологии и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использования на любом этапе работы. Да и жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни.
Так что же такое кейс-технология? Во-первых, это интерактивный метод анализа конкретных проблемных ситуаций, во-вторых, группа образовательных технологий, методов и приемов обучения, в-третьих, интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе проблемных ситуаций, формирующая универсальные учебные действия. Среди эффективных методик выделяют метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, ситуативно-ролевую игру, методы дискуссии и кейс-стадии.
Учащиеся должны научиться конкретизировать теоретический материал, проводить необходимое им количество тренингов, методом диагностики, сравнивая, сами оценят свои возможности и определят свой будущий образовательный путь.
Добиться на уроке продуктивного самостоятельного общения и взаимодействия, сформировать умение организовывать не только свою учебную деятельность, но и осуществлять продуктивное сотрудничество в коллективе, вырабатывать отношения ответственной зависимости, при которой едино совпадают коллективные, личные и индивидуальные интересы, призвана технология коллективного способа обучения (авторы А. Г. Ривин — В.К Дьяченко). Происходящие сегодня социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. Именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.
«Образование» в течение жизни» — вот направление сегодняшнего дня. Только в этом случае, постоянно повышая новые пласты знания, человек может добиться желаемых результатов.
Каждый учитель ищет ответ на вопрос: как сделать образование личностно значимым, помогающим ребенку самоопределиться в жизни, решать возникающие жизненные проблемы, не теряться в потоке информации.
Гуманизация школы требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе форм организации деятельности учащихся на уроке.
Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная. Как известно, «деятельность школьников является коллективной, если цель деятельности осознается как; единая, требующая объединения всего коллектива, организация деятельности предполагает известное разделение труда. В процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимоответственности и зависимости контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива»
Коллективный способ обучения (КСО) — такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамичных (сменных) парах, когда каждый учит каждого. Принципиальными позициями данной технологии являются ориентация на высокий конечный результат, непрерывная и безотлагательная передача новых знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разнообразие предлагаемых тем и заданий, педагогизация деятельности каждого участника.
КСО направлен на выработку умений самостоятельно изучать литературу по предложенной теме, анализировать изученное и делать обобщенные выводы, логично, связно и последовательно излагать собственные мысли, слушать, получать информацию, обсуждать ее, трудиться в коллективе, контролировать свою учебную деятельность и товарищей по классу.
При коллективном способе обучения совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителем и между собой. Этот способ организации обучения дает возможность не только работать каждому в своем темпе, в соответствии со своими природными данными, но и почувствовать себя в чем-то сильным, способным, умеющим и чутким, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый проявляет свои лучшие умения и вынужден в этой совместной работе становиться терпимее, настойчивее, избавляться дурных качеств, тем самым восполнять дефицит общения. Самыми продуктивными способами КСО являются работа в парах постоянного состава и работа в парах сменного состава, что обеспечивает наиболее полное усвоение темы и выбор каждым учеником.
Предоставление учащимся возможности выбора уже само по себе стимулирует возникновение интереса к предмету, способствует развитию индивидуальных умений. Такой подход позволяет активизировать учащихся на более углубленное изучение учебного материала, и в этом смысле дифференциация отвечает задачам личностно ориентированного образования: обучение каждого в посильном для него режиме, создание условий для оптимального изучения, формирование, развитие и совершенствование навыков учебного труда, то есть умения учиться. Согласно типологии, уроки индивидуальной проработки учебного материала, следующие в системе за уроками разбора нового материала и уроками фронтальной проработки, направлены на самостоятельную работу учащихся по одной из программ. Каждый ученик имеет возможность выбрать программу, учитывая уровень своей языковой подготовки.
Задания программы «А» поднимают учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусматривается свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных знаний, дает развивающие сведения, углубляющие их, открывает перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет продемонстрировать приобретенные умения и навыки в нетиповой ситуации.
Задания программы «В» -задания, которые обеспечивают овладение учащимися приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение знаний в типовой и нетиповой ситуациях.
Задания программы «С» направлены на овладение конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. В содержании программы содержится «ссылка» на необходимый источник информации, подробный инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод. Это уроки обобщения и систематизации, уроки межпредметного обобщения, уроки контроля и оценки знаний. В собственных знаниях активное участие принимают сами обучающиеся: каждый определяет программу своей работы, каждая из которых имеет свою шкалу оценок. Ученик заранее знает, какую максимальную оценку он может получить. Правда, организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определенные трудности, ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка
На первом этапе:
1. Отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом;
2. Ученик, отвечающий на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для ее исправления;
3. Исправляя ошибку, надо смотреть на него;
4. Для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.
Следование этим правилам поможет взаимодействию учащихся на уроке. Ребята привыкнут внимательно слушать ответы, научатся анализировать их, смогут оказывать помощь в усвоении учебного материала, приобретут навыки ведения диалога, смогут сравнивать свои знания со знаниями одноклассников.
Учащимся также необходимо приобрести навыки:
- читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст и чтобы партнер его понимал;
- говорить вполголоса, но внятно;
- слушать внимательно партнера, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысли;
- задавать вопросы по существу, обсуждая тему;
- управлять процессом работы пары и группы.
Технология дифференциации несет в себе не только дидактическую, но и тесно связанные с ней воспитательную и развивающую функцию. Их взаимосвязь позволяет реализовать идею развития личности как субъекта образовательного процесса. А комбинированная система обучения создает условия для самореализации каждого обучающегося, что обеспечивает его личностное развитие: целеустремленность, настойчивость в достижении цели, готовность и способность к продуктивной деятельности и саморазвитию.
Индивидуализация и дифференциация учащихся — один из ведущих принципов современного обучения, ориентированного на развитие личности обучающегося. На этой основе можно учесть особенности мышления, скорость протекания мыслительных процессов, уровень познавательного интереса, уровень развития личности обучающегося. Предоставление учащимся возможности выбора уже само по себе стимулирует возникновение интереса к предмету, способствует развитию индивидуальных способностей. Такой подход позволяет активизироваться на более углубленное изучение учебного материала и в этом смысле дифференциация отвечает задачам личностно ориентированного образования.
Современные образовательные технологии, в том числе и «Кейс-технологии», «Коллективного способа обучения», «Дифференциация», учитывают существующие современные требования к организации учебного процесса и воспитания школьников. Практически любая из них предполагает субъективную позицию ребенка в познавательном процессе, предопределяет возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения и в структуре любой из педагогических технологий, позволяет выделить основной результат обучения воспитания–развитие личности ученика, который обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного процесса
Современный образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий: личностных, предполагающих жизненное, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности учеников; познавательных, ориентированных на поиск необходимой информации, ее моделирование, структурирование, анализ, синтез, создание собственного речевого высказывания; коммуникативных, направленных на социальную компетентность, что предполагает умение общаться. Таким образом, все виды УУД позволяют учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, создают условия для гармоничного развития личности и обеспечивают успешное усвоение знаний, умений, навыков и формирование ключевых компетенций.