"Принцип локтя" как фактор, сдерживающий абсолютную свободу человека
Авторы: Романюта Ольга Владимировна, Владимиров Игорь Александрович
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Пермь, март 2012)
Статья просмотрена: 690 раз
Библиографическое описание:
Романюта, О. В. "Принцип локтя" как фактор, сдерживающий абсолютную свободу человека / О. В. Романюта, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1664/ (дата обращения: 16.11.2024).
Согласно знаменитой он-лайн энциклопедии, абсолютная свобода - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц или обстоятельств [1].
Если же обратиться к Конституции РФ, то там понятие «свобода» человека неразделимо связанно с понятием «права» человека и они являются взаимодополняющими элементами основ Конституционного строя. Согласно второй статье Первой Главы Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [2].
Основное внимание правам и свободам человека Конституцией РФ уделяется во Второй Главе. Проанализировав эту главу, мы сделали вывод, что все права и свободы человека можно поделить на следующие группы:
- личные;
- политические;
- социально- экономические;
- культурные.
Существует очень много высказываний и рассуждений на тему природы свободы человека и с философской точки зрения. В ходе исторического развития самого понятия свободы свобода творчества стала заменять свободу от каких-либо принуждений. Свое мнение по этому поводу высказывали такие философы, как Сократ и Платон - у них речь шла прежде всего о свободной судьбе, Аристотель и Эпикура видели свободу именно в освобождении от политического террора. В свое время Спиноза определял свободу как осознанную необходимость, а также как любовь к Богу и любовь Бога к человеку: «Из этого мы ясно понимаем, в чем состоит наше спасение, или блаженство, или свобода — а именно в постоянной и вечной любви к Богу или в любви Бога к человеку» [3]. Согласно Р. Мэю, «…Способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основой человеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа — широкий спектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят от самоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способы реагирования в данной ситуации» [4].
Так что же все-таки такое свобода и где она заканчивается? Прежде всего, для того, чтобы человек осознал свою свободу или её отсутствие, он должен быть развит как умственно, так и духовно.
Представим себе одного человека. Вот он, стоит один посреди поляны и никого вокруг. Он вне систем общества, государства, семьи и даже морали. Он волен делать всё, что ему угодно. То есть совсем всё. Он абсолютно свободен.
Сегодня, вступая в общество, становясь гражданином своей страны, приходя в школу или университет, мы принимаем на себя определённые обязательства. Так называемые, рамки дозволенного. Это законы, правила и прочее и прочее. И, наверное, самым основным принципом в системе взаимоотношений, или правоотношений, если пользоваться юридическим языком, является так называемый "Принцип локтя". Он гласит: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Это должно работать следующим образом - я волен поступать, как пожелаю, но если мои действия будут приносить вред другому лицу, то я должен отказаться от реализации своих интересов. Но в повседневной жизни мы четко видим, что человек может и будет действовать в своих интересах даже в ущерб другому.
Выходит, что "Принцип локтя" это вопрос добросовестности. И хотя человек живет в окружении законов и норм, практически он может нарушить всё, что захочет (другой вопрос, как и сколь долго он будет жить после). Тогда возникает вопрос, что реально может ограничить абсолютную свободу человека?
Немного отвлечёмся. Все мы
слышали о грехопадении. Это когда Адам и Ева вкусили запретный плод и
тем самым нарушили завет Бога. За это их выгнали из рая. Было ли это
их грехопадение актом свободы? Да. Они осознанно и не под дулом
пистолета, а то есть добровольно откушали этого плода. Это и было
первым проявлением свободы человека.
Теперь вернемся к вопросу о
свободе человека. Итак, истоком свободы является воля и разум. Нам
думается, что эти же категории могут служить и "ограничителем"
свободы. Но при этом, хочется уточнить – «добрая воля»
и «высокий разум». Что заключает в себе понятие «добрая
воля»:
- ответственность
- честность
- высокое правосознание
- добросовестность
- высокая нравственность.
Другими словами – «добрая воля» - это высокий уровень духовной культуры человека. Вторая составляющая – «высокий разум». По нашему мнению, в него входят:
- правопонимание
- юридическая грамотность
- уровень умственного развития, достаточно высокий для того, чтобы предусмотреть все или наиболее возможные результаты заключения сделки, договора, совершения поступка, дабы исключить нанесение ущерба интересам другого лица. Этот пункт тесно переплетается с понятием нравственности.
Человек должен расти
духовно и умственно. Нельзя построить нормальное, здоровое общество
на безграмотных, мелочных, жестоких людях, живущих только
потреблением предложенного. Важен опыт, полезная работа, "шуршание
мозгов". Человек должен стремиться к идеалу, действовать в
согласии с моралью, а высокоморальный человек - в согласии с
совестью. Необходимо развиваться, чувствовать, сопереживать,
создавать, а не только делать деньги. Только тогда количество
перерастет в качество со знаком «+», а не «-».
Таким
образом, разум и воля человека - это естественный, не вызывающий
отторжения ограничитель. Ведь человек сам сдерживает себя, осознанно
и целенаправленно, дабы получить пользу и не навредить другому.
И вот она, утопичная модель человека - высокоразвитого умственно и духовно. Рыцари благородны, а дамы прекрасны…
Литература:
1. материалы сайта: http://ru.wikipedia.org
2. Конституция Российской Федерации – М.: Издательство «Омега-Л», 2011.-63 с.
3. Спиноза Б. Этика. — Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 336с. — ISBN 985-13-0268-6 — c.327
4. Р. Мэй Вклад экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с.183