Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип государственного строительства США | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 27.05.2017

Статья просмотрена: 6020 раз

Библиографическое описание:

Каплунов, А. С. Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип государственного строительства США / А. С. Каплунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43697/ (дата обращения: 16.01.2025).



Философское понятие «принцип» представляет собой основополагающую истину, закон, положение. В основу государственного устройства США положены такие принципы, как демократизм, федерализм, судебный конституционный надзор, разделение властей. Последний принцип является ключевым для государственной власти в США.

Теория разделения властей — основополагающий принцип государственно-правового устройства любой демократической страны и США в частности. Согласно ей для предотвращения узурпации власти в стране и развития демократии вся государственная власть в стране должна делится на три самостоятельные, но неразрывно связанные друг с другом ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. В США этим ветвям соответствуют Конгресс, Президент, Верховный суд. Известный американский учёный-административист Дж. Харт отметил: «Если все дороги ведут в Рим, то вопросы американского управления сводятся к разделению властей» [1].

Теория разделения властей имеет сложную и непростую историю. Впервые она встречается в трудах античных учёных (Платон). В XVI- XVIII вв. из-за бурного развития общественной мысли (работы Ш. Монтескьё, Дж. Локка, Д. Дидро), а также становления буржуазии не только как социальной прослойки общества, но и реальной политической силы, теория разделения властей получила дальнейшее развитие. Это было связано с тем, что буржуазии и промышленникам нужно было ограничить абсолютную власть монарха, чтобы отстаивать свои права, свободы и законные интересы.

Одним из первых документов государственного строительства США стали Статьи Конфедерации. Они были приняты в 1777 г. и закрепили основополагающие принципы организации власти в молодом американском государстве. Однако в мае 1787 года Конгресс конфедерации принял решение о созыве специальной комиссии для ревизии Статей конфедерации [2]. Место для работы комиссии было определено в городе Филадельфия. Однако в ходе работы Филадельфийский конвент, состоящий из пятидесяти пяти делегатов под председательством Дж. Вашингтона, принял решение о создании принципиально нового основного закона страны — конституции, который по своей юридической технике качественно превосходил все предыдущие акты государственного значения в США. Именно присутствие среди отцов-основателей США не только теоретиков, но практиков в сфере юриспруденции и экономики, таких, как сам Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, а также социальная однородность среди депутатов позволили придать конституции именно то юридическое содержание, которое в дальнейшем способствовало развитию США как правового и демократического государства с ведущей ролью гражданского общества.

Тем не менее среди отцов-основателей существовали некоторые разногласия по ключевым вопросам государственного управления. Так в Филадельфийском конвенте сложились две фракции: федералисты и антифедералисты. Первые считали, что принятие конституции позволит вывести государство на качественно новый уровень местного самоуправления, что в ходе принятия конституции и в основных её положениях не будут ущемлены право штатов и местных органов власти. Огромную поддержку новой Конституции оказал сборник из 85 статей под названием «Федералист». Его авторы — А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Дж. Джей доказывали, что свобода может быть сохранена в большом государстве с сильным и эффективным правительством, а новое государство должно базироваться на федерализме и разделении властей.

В свою очередь антифедералисты выступали против наделения широкими полномочиями президента, опасаясь, что это приведёт к появлению столь ненавистной буржуазным мыслителям монархии, что с появлением строго централизованного государства будут урезаны права штатов. Тем не менее победила точка зрения федералистов и их лидера Д. Мэдисона, т. к. именно необходимость политической интеграции всех штатов и подтолкнула американское общество к принятию конституции.

Участники Филадельфийского Конвента осознавали острую необходимость создания государственно-правовой модели молодого американского государства на основе теории разделения властей. Это было необходимо для того, чтобы ни один орган государства не смог обладать исключительным правом на выражение воли и мнения всего народа, чтобы не допустить монархии как формы правления, чтобы развивать демократию и демократические институты.

Применительно к американской модели государственного устройства можно говорить о том, что учредители Конституции 1787 г. положили в основу организации органов государственной власти собственный вариант разделения властей, который принято называть системой «сдержек и противовесов» [3]. Изначально формируясь в сравнительно небольшом государстве, где проживало около 3 миллионов человек, система «сдержек и противовесов» сохранила свою актуальность и жизнеспособность на протяжении всех двухсот тридцати лет существования США. Самостоятельность ветвей власти США обеспечивается их обособленностью друг от друга, различной процедурой формирования, компетенцией, сроками полномочий.

США образовались во второй половине XVIII в., когда в Европе господствовал абсолютизм, а любые общественные отношения строились на феодальной основе. Но американское государство миновало феодальную формацию развития, образовавшись изначально в капиталистической. Это объясняет тот факт, что в американском обществе отсутствует деление на сословия, касты и другие феодальные страты. Государство задумывалось как общенародное, поэтому Конституция США в полной мере воплощает принцип буржуазного права, согласно которому все люди равны перед законом. Однако бурное развитие промышленности способствовало огромной дифференциации общества. Таким образом со временем государственно-правовая система США попадала под влияние как крупных корпораций, так и отдельных магнатов. Крупные буржуа стали влиять на действия всех ветвей американской власти, лишая их самостоятельности и по сути превращая их в один государственный орган, подрывая тем самым конституционные основы США, демократизм в целом и систему «сдержек и противовесов» в частности.

Несомненно, что все высшие органы власти США испытывают на себе влияние исполнительной власти. Ведь именно у неё сосредоточен огромный финансовый потенциал страны, она руководит карательным органом в лице полиции и армии США, а также определяет основные внутренние функции государства. Особенно явно это проявляется в отношениях президента (исполнительная власть) и конгресса (законодательная власть). Согласно разделу 1 статьи II исполнительная власть передаётся президенту Соединённых Штатов Америки [4]. По мнению А. Гамильтона, сильная президентская власть обеспечит единство общества и государства, а решительность, активность и быстрота — это те качества, которые должны быть присущи только одному, а не нескольким правителям, и именно поэтому нельзя доверить управление государством группе.

Наибольшую силу исполнительная власть получила после Второй Мировой Войны. В условиях послевоенного времени, переживая последствия Великой депрессии, американское общество было вынуждено сплотиться вокруг общенационального лидера, которым в своё время стали Гарри Трумэн и Дуайт Эйзенхауэр. Кроме этого «железный занавес» усилил веру американцев в абсолютную исключительность своего политико-правового пути. Однако благодаря системе сдержек и противовесов власть Сената и Верховного суда не позволила Америке стать тоталитарным государством, где только глава государства определят направление развития общества и государства. Своевременно блокируя несоответствующие духу Конституции президентские билли, законодатели и судьи сохранили демократические ценности.

Согласно Конституции США, Президент обладает огромными полномочиями и в области законотворчества. Например, раздел 7 статьи I провозглашает, что «каждый законопроект, прежде чем стать законом, представляется президенту США» [4]. В юридической практике возможность какого-либо должностного лица отклонить законопроект с античных времён называется правом вето (от лат. veto-«запрещаю»). Президент может в десятидневный срок отклонить законопроект, направив его на доработку в конгресс, написав специальный акт-документ, в котором содержатся критика документа и основания, по которым данный законопроект был отклонён. Все эти действия президент США может предпринимать только ко всему принятому конгрессом законопроекту, а не к отдельной его части, статье, разделу. Таким образом, можно говорить о том, что в США президент наделён не только исполнительной, но и законодательной властью.

Однако Отцы-основатели видели опасность подрыва системы сдержек и противовесов не в действиях власти исполнительной, а законодательной. Т. Джефферсон в своём эссе «Заметки о штате Виргиния» указывал: «Вся власть в итоге сходится к законодателю. Власть многих деспотов угнетает также, как и власть одного. <<…>>Выборный деспотизм — эта не та форма правления за которую мы боролись<<…>>" [5]. В дальнейшем Т. Джефферсон отмечал, что при конституционном кризисе, вызванным спором между ветвями власти, необходимо обратиться к народу. Однако ему возражал Д. Мэдисон, который считал, что о народе философов, достойных управлять обществом самостоятельно, можно только мечтать. Кроме этого, по его мнению, депутаты Конгресса имеют более широкую поддержку среди населения, что при разрешении спора ставит в заведомо проигрышное положение две другие ветви власти.

Таким образом, можно сделать вывод, что США сумели на основе европейской теории разделения властей создать свою уникальную и неповторимую систему «сдержек и противовесов». Одно из свойств этой системы — это способность к преемственности. Система существовала и когда США были только что образовавшимся неразвитым государством, и когда они стали одной из ведущих сверхдержав. Он является гарантом и условием демократического режима в США.

Литература:

  1. Никеров Г. И. Административное право США. М.: Наука, 1977.
  2. Г. Г. Бойченко. Конституция США. Толкование в применении в эпоху империализма. — М.: Изд-во ИМО, 1959.
  3. Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США./отв. редактор Б. Никифоров. — М.: Наука, 1984/
  4. Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. — М.: НОРМА. Т. 2: Современное государство и право. — 2003.
  5. Джефферсон Томас. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. — Л. 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): США, исполнительная власть, американское общество, ветвь власти, государственная власть, теория разделения властей, Филадельфийский Конвент, Верховный суд, законодательная власть, молодое американское государство.


Похожие статьи

Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США)

Равенство возможностей и защита социальных прав как основа социального государства

Система образования как инструмент «мягкой силы» в мировой политики и геополитики

Государственный суверенитет и формирование центров силы в постбиполярном мире

Возникновение и развитие поликультурного образования в США

Гендерные квоты как инструмент достижения гендерного равенства в политической сфере

Новые формы и методы обучения персонала как необходимое условие развития организации

Федеральные налоги как основа налоговой системы экономически развитых стран мира

Детская и женская миграция как один из факторов глобализирующегося мира

Технологические парки как институциональная форма обеспечения инновационного развития

Похожие статьи

Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США)

Равенство возможностей и защита социальных прав как основа социального государства

Система образования как инструмент «мягкой силы» в мировой политики и геополитики

Государственный суверенитет и формирование центров силы в постбиполярном мире

Возникновение и развитие поликультурного образования в США

Гендерные квоты как инструмент достижения гендерного равенства в политической сфере

Новые формы и методы обучения персонала как необходимое условие развития организации

Федеральные налоги как основа налоговой системы экономически развитых стран мира

Детская и женская миграция как один из факторов глобализирующегося мира

Технологические парки как институциональная форма обеспечения инновационного развития

Задать вопрос