Проблемы возникновения права, его становления, развития и изменения волновали человечество на протяжении многих столетий. И казалось совершенно логичным, что раз право создано самими людьми, то и развиваться оно может лишь при их непосредственном волеизъявлении и контроле. Однако с развитием современных технологий с этой догмой можно поспорить.
Прежде всего, необходимо понять, что имеется в виду под словом «развитие». Развитие — это поступательное движение, эволюция, переход из одного состояния к другому [1]. То есть развитие, как правило, подразумевает изменение состояния от менее удовлетворительного к более [2].
Вопрос, который нас интересует, звучит так: «Может ли право самостоятельно, без какого-либо воздействия со стороны общества, государства или отдельного индивида переходить от менее совершенного состояния к состоянию более совершенному?»
Мы не будем углубляться в проблему сущности права, ведь это крайне обширная тема, до сих пор открытая для дискуссий. Однако стоит отметить, большинство ученых всего мира сходятся на мнении, что право не может существовать без людей, вне общества, ибо право — это нечто, помогающее регулировать отношения между людьми. Это значит, что и развиваться право будет вследствие человеческих потребностей, так как это важнейший и, вполне возможно, единственный мотив данного развития. Назревает вывод, что только при непосредственной воле людей право может совершенствоваться. Но на это можно посмотреть с другой точки зрения.
С развитием современных технологий появилось огромное количество изобретений, появление которых еще пару столетий назад было невозможно предугадать. Одним их таких изобретений являются роботы. Робот — это своеобразный автомат, осуществляющий действия, подобные действиям человека [3]. Уже сейчас подобные машины, анализируя работы художников, поэтов, композиторов, способны создавать на основе данных трудов новые произведения. Один из таких примеров был рассмотрен в рамках форума «Открытые инновации»: два программиста из компании «Яндекс» «обучили» искусственную нейронную сеть (своеобразное подобие человеческих нервных клеток) [4] копировать стиль Егора Летова (поэт, музыкант) [5] и заставили этот алгоритм написать новую подборку стихов, которая была названа «Нейронная оборона». Далее случайным прохожим были показаны стихотворения Летова и нейронных сетей и предложено определить, какое из них написал человек, а какое компьютер. Более шестидесяти процентов людей не смогли дать верного ответа [6].
Можно сделать вывод, что уже сейчас, несмотря на то, что искусственный интеллект не способен создавать нечто кардинально новое, он может, анализируя уже имеющиеся труды, производить то, чего не было в природе. На приведенном примере можно увидеть, что компьютер написал произведение с рифмой, тактом и смыслом таким образом, что люди не смогли отличить эти стихотворения от работ, написанных человеком.
Поэтому назревает вопрос: можно ли признать новое творение — произведением искусства? И, в случае положительного ответа, кого стоит признать автором данного труда? Человека, создавшего нейросеть, или саму нейросеть?
Сейчас на самых разных уровнях начинает обсуждаться возможность предоставления роботам права авторства на произведения искусства. Еще 31 мая 2016 года Комитет Европейского парламента по правовым вопросам опубликовал на сайте Европейского парламента доклад [7]. Суть его состояла в том, чтобы создать реестр интеллектуальных автономных роботов, за каждым из которых будут закреплены средства для покрытия его правовых обязательств, а также права и обязанности. Как считают авторы инициативы, повышение логических функций роботов, а также их автономности требует пересмотра целого спектра относящихся к ним сфер — от налогообложения до правовой ответственности. Из данной инициативы прослеживается тенденция переосмысления положения роботов в обществе. Если наиболее «умным» машинам будут предоставлены некоторые права и обязанности, почему же им нельзя предоставить, например, право авторства на произведения искусства? Противники этого ссылаются на то, что робот фактически не создает ничего нового, действуя лишь по аналогии с уже введенной в него программой. В то же время человек, полностью скопировавший стиль какого — либо знаменитого поэта, все же считается автором произведения, которое написал.
Если все-таки роботам будет предоставлено право авторства на произведения, речь может идти не только о трудах в области искусства. Например, могут быть созданы нейросети наподобие тех, что были описаны выше, занимающиеся исключительно правовыми вопросами. Например, систематизацией существующего права, анализом эффективности применения всех нормативных правовых актов на основе юридической практики, отбором наиболее эффективных норм, их прогрессивной корректировки, и, наконец, на основе всего вышеперечисленного, выработке новых, наиболее результативных норм.
Нормы, созданные от начала и до конца искусственным интеллектом, можно приравнять к произведениям искусства. И если роботы получат право авторства на последние, значит и новые правовые нормы могут быть созданы не людьми, а машинами. Всё, созданное компьютером, будет развиваться только в соответствие с потребностями людей и их интересами, однако сами люди не будут играть в таком развитии никакой роли. В таком случае люди будут лишь наблюдать, как право совершенствуется «во благо народа, но без народа».
О возможных последствиях создания правовых норм искусственным интеллектом можно рассуждать очень долго. Найдутся как сторонники такого пути, так и противники. Автор данной статьи придерживается мнения, что все достижение человечества должны служить ему на благо. Необходимо раскрыть истинный потенциал использования искусственного интеллекта в вопросах, связанных с правом. Сам факт того, что в скором будущем, вполне возможно, будут сформированы предпосылки развития права без помощи людей, поражает.
Литература:
- Энциклопедический словарь // dic.academic. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1013/ %D0 %A0 %D0 %90 %D0 %97 %D0 %92 %D0 %98 %D0 %A2 %D0 %98 %D0 %95 (дата обращения: 16.02.2019).
- Толковый словарь Ефремовой // www.efremova.info. URL: https://www.efremova.info/word/razvitie.html#.XGfl0egzZPY (дата обращения: 16.02.2019).
- Словарь Ожегова // http://www.ozhegov.com. URL: http://www.ozhegov.com/words/30783.shtml (дата обращения: 16.02.2019).
- Искусственная нейронная сеть // Национальная библиотека имени Н. Э. Баумана. URL: https://ru.bmstu.wiki/ %D0 %98 %D1 %81 %D0 %BA %D1 %83 %D1 %81 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %BD %D0 %B5 %D0 %B9 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ %D1 %81 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %8C (дата обращения: 16.02.2019).
- Егор Летов // 24СМИ. URL: https://24smi.org/celebrity/4458-egor-letov.html (дата обращения: 16.02.2019).
- И «Нейронная оборона»: робот написал тексты песен «под Егора Летова» // Медуза. URL: https://meduza.io/shapito/2016/06/28/neyronnaya-oborona-robot-napisal-teksty-pesen-pod-egora-letova (дата обращения: 16.02.2019).
- DRAFT REPORT // http://www.europarl.europa.eu. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+COMPARL+PE-582.443+01+DOC+PDF+V0//EN (дата обращения: 16.02.2019).