Искусственный интеллект как субъект преступления и уголовно-правовые риски в сфере общественной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 31.10.2022

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Гучапшева, А. Х. Искусственный интеллект как субъект преступления и уголовно-правовые риски в сфере общественной безопасности / А. Х. Гучапшева, А. М. Хамизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95733/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современный мир не стоит на месте — наше общество неизменно претерпевает процесс эволюции, в самом центре которого находятся улучшение качества и жизни людей как основная ценность. Запрос на удовлетворение постоянно растущих человеческих потребностей порождают необходимость разработки и усовершенствования новых технологий. Согласно аналитическим данным [1], искусственный интеллект стал одним из ключевых трендов. Особенностью текущего этапа развития искусственного интеллекта является усложнение технической составляющей благодаря нейронным связями и обучению алгоритмов, вследствие чего он обретает всю большую степень автономии. Это приводит не только к появлению возможности решения множества сложнейших логических задач, но также и принятия чрезвычайно важных решений самостоятельно [2].

Отмечается, что как право в целом, так и уголовно-правовая наука в частности [3] не поспевают за стремительным изменением общественных отношений, порождаемых развитием современных технологий [4]. С одной стороны, данное положение видится совершенно логичным: не все общественные отношения должны быть детально регламентированы с точки зрения права, иначе возникает риск торможения технического прогресса вследствие излишней зарегулированности. Тем не менее, некоторые риски, и, соответственно, возможные пути их митигации следует предусмотреть заблаговременно, что отмечается даже в работах гражданско-правовой тематики [5]. В ином случае в результате такого бездействия может возникнуть перевес потенциального вреда над гипотетической пользой от развития цивилизационных благ.

Говоря об учете и смягчении криминологических рисков, следует также принимать во внимание и вероятность возникновения ситуаций, требующих нормативного регулирования именно с точки зрения уголовно-правовой сферы:

— Совершение в процессе создания системы искусственного интеллекта такой ошибки, которая в итоге привела к совершению преступления;

— Осуществление неправомерного доступа в систему искусственного интеллекта, который впоследствии повредил либо же изменил его функции, что повлекло совершение преступления

— Создание искусственного интеллекта злоумышленниками в качестве орудия совершения дальнейших преступлений

Принятие искусственным интеллектом, обладающим способностями самообучаться, таких решений, которые могут быть квалифицированы как преступные деяния [6]

В контексте Общей части уголовного права вопрос несения юридической ответственности за действия со стороны искусственного интеллекта, а также неблагоприятные последствия, вызванные такими действиями [7], видится главнейшей из проблем. Даже гипотетическая возможность привлечения в обозримом будущем искусственного интеллекта к юридической ответственности в целом и уголовно-правовой в частности приводит нас к вопросу о правосубъектности искусственного интеллекта. Без однозначного ответа на данный вопрос невозможно обеспечение надлежащего правового регулирования современных технологий представляется мало возможным, ведь положительный ответ на него означает необходимость не просто добавления в Особенную часть уголовного кодекса составов, где искусственный интеллект выступает орудием преступления [8], а уже и внесения изменений в нормы уголовного законодательства, касающихся субъективной стороны преступления [9].

Данная проблематика обусловлена следующими обстоятельствами. На данный момент единственным субъектом преступления является физическое лицо, что отражается в статьях, посвященных принципам уголовного права. Поскольку в российском праве отсутствует уголовная ответственность юридических лиц, очевидно, что в нашем законодательстве под термином «лицо» подразумевается именно лицо физическое. Таким образом, исходя из логики нашего законодателя, ответственность за действия искусственного интеллекта за неправомерные последствия должны понести его создатели или операторы.

В контексте отнесении работа к правовым категориям объекта и субъекта права, следует также затронуть и вопрос его автономности, поскольку в данной ситуации именно она и будет служить фактором разграничения этих понятий субъекта и объекта. Соответственно, при возрастании степени самостоятельности робота с некоторыми оговорками можно признать субъектом правовых отношений — то есть субъектом с ограниченной ответственность или квазисубъектом. Этот подход кажется разумным, поскольку в сфере авторского права некоторые уже готовы выделить робота в качестве субъекта. Однако здесь тоже потребуется соблюдение некоторого ряда критериев — например, способность принятий решений, которые не являются простым повторением ранее принятых решений; наличие минимальной случайности и другие.

Таким образом, мы вновь приходим к выводу о том, что на данном этапе развития общества и технологий еще рано наделять искусственный интеллект элементами правосубъектности. Тем не менее, российскому праву рано или поздно придется столкнуться с изменением правового статуса искусственного интеллекта, где в целях регулирования потребуется отойти от заданной модели. В связи с этим достаточно разумным кажется обращение к опыту зарубежных стран для дальнейшей разработки своей собственной законодательной концепции юридической ответственности искусственного интеллекта.

Литература:

  1. Gartner Identifies the Top 10 Strategic Technology Trends for 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2019–10–21-gartner-identifies-the-top-10-strategic-technology-trends-for-2020
  2. Ирискина Е. Н., Беляков К. О., Ананьев П. П. К вопросу о правоспособности и дееспособности электронного профайла человека. // Инновации. 2017. № 12 (230). С. 26.
  3. Денисов Н. Л. Концептуальные основы формирования международного стандарта при установлении уголовной ответственности за деяния, связанные с искусственным интеллектом // Международное уголовное право и международная юстиция. 2019. № 4. С. 18–20.
  4. Козаев Н. Ш. Состояние уголовной политики и вопросы преодоления кризисных явлений в уголовном праве // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. № 1. С. 96–101
  5. Оленев П. А., Симанович Л. Н. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда роботами и иными технологиями // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества сборник научных трудов по материалам II Ежегодной международной научно-практической конференции. под ред. А. А. Ващенко. 2017. С. 349–353.
  6. Хисамова З. И., Бегишев И. Р. Уголовная ответственность и искусственный интеллект: теоретические и прикладные аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2019. № 4, с. 567
  7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moralmachine.mit.edu/
  8. Foot P. The Problem of Abortion and the Doctrine of the Double Effect in Virtues and Vices// Oxford Review. № 5. 1967
  9. Kochupillai M., Lütge, C. Programming away Human Rights and Responsibilities? A Response to 'The Moral Machines Experiment'. 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, юридическая ответственность, совершение преступления.


Похожие статьи

Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности

Экстремизм и терроризм как деструктивные индикаторы социогенеза

Информационно-психологическое насилие как фактор социального манипулирования

Суррогатное материнство как биоэтическая проблема и его правовое регулирование

Права человека в контексте разработки и применения систем искусственного интеллекта

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Критический уровень правовой культуры как детерминант преступности среди несовершеннолетних

Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве

Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен

Искусственное прерывание беременности как проблема демографического характера

Похожие статьи

Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности

Экстремизм и терроризм как деструктивные индикаторы социогенеза

Информационно-психологическое насилие как фактор социального манипулирования

Суррогатное материнство как биоэтическая проблема и его правовое регулирование

Права человека в контексте разработки и применения систем искусственного интеллекта

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Критический уровень правовой культуры как детерминант преступности среди несовершеннолетних

Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве

Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен

Искусственное прерывание беременности как проблема демографического характера

Задать вопрос