Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 6985 раз

Библиографическое описание:

Фоменко, В. А. Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности / В. А. Фоменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 284-288. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6441/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье представлены основные особенности современного патентования как способа охраны интеллектуальной собственности, его роль в инновационной деятельности. На основе особенностей современных способов защиты новой продукции выявлены причины патентования изобретений.

Ключевые слова: патент, способы защиты интеллектуальной собственности, инновация, авторское право.


Патент — это исключительное право на изобретение, предоставляемое государством, которое является новым и промышленно применимым, а также имеет изобретательский уровень. Патент дает владельцу исключительное право на изготовление, использование, продажу, экспорт и импорт изобретения, а также запрет на все перечисленные действия всем пользователям данного инновационного продукта. Для компаний патент является отличным инструментом для ведения бизнеса в целях получения исключительных прав на новый продукт или способ, завоевания прочного положения на рынке и дополнительной прибыли в результате лицензионной деятельности. [1]

Сложное изделие (например, кинокамера, мобильный телефон или автомобиль) может содержать в себе ряд изобретений, защищенных несколькими патентами, а также принадлежать разным владельцам. Патент выдается национальным патентным ведомством каждой страны или региональным патентным ведомством нескольких стран. Он действует в течение ограниченного периода времени, обычно в течение 20 лет с даты подачи заявки на патент, при условии своевременной уплаты установленных пошлин за поддержание патента в силе. Патент представляет собой территориальное право, ограниченное географическими границами соответствующей страны или региона.

В обмен на исключительное право на использование патента, заявитель обязан раскрывать сущность изобретения для общества, указывая в заявке на патент подробное, точное и полное письменное описание изобретения. Выданный патент, а во многих странах и заявка на патент, публикуются в официальных изданиях. [5]

Используя специальную патентную лексику, изобретение обычно определяют как новое и инновационное решение технической проблемы. Оно может относиться к созданию нового устройства, продукта, способа или являться дальнейшим усовершенствованием уже известного продукта или способа. Просто открытие чего-то уже существующего в природе, обычно не является изобретением, поскольку в его создание необходимо вложить элементы человеческой смекалки, творческих способностей и изобретательности.

В то время как большинство современных изобретений являются результатом значительных работ и долгосрочных инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), многие достаточно простые и не дорогостоящие технические усовершенствования, имеющие большую рыночную стоимость, приносят изобретателям или компаниям значительный доход и прибыль.

Важно понять различие между “изобретением” и “инновацией”. Изобретение относится к техническому решению проблемы в определенной области техники. Оно может являться инновационной идеей, а также представлять собой рабочую модель или опытный образец. Инновацией — это доведение изобретения до пригодного для продажи продукта. Главными причинами того, что компании занимаются инновационной деятельностью, являются:

  • обеспечение соответствия разрабатываемых технологий существующим и возникающим потребностям экономической деятельности предприятия и заказчиков;

  • предупреждение технологической зависимости от других компаний;

  • совершенствование производственных процессов в целях снижения затрат и повышения производительности труда;

  • опережение конкурентов и/или расширение своего рыночного сегмента;

  • выпуск новой продукции, которая удовлетворяет потребности покупателей.

В современной экономике управление инновационной деятельностью предприятия требует хорошего знания патентной системы для того, чтобы оно могло извлекать максимальную выгоду, используя свой инновационный и творческий потенциал, налаживать выгодные партнерские отношения с другими владельцами патентов и избегать случаев незаконного использования технологий, принадлежащих другим лицам. На сегодняшний день, в отличие от прошлых лет, многие современные инновации представляют собой сложные объекты, которые основаны на ряде запатентованных изобретений, права на которые могут принадлежать разным владельцам.

Краткие жизненные циклы продукции и все возрастающая конкуренция оказывают огромное влияние на предприятия, заставляя их становиться на инновационный путь развития и стремиться к получению доступа к инновациям других предприятий с тем, чтобы сохранить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. Исключительные права, предоставленные патентом, могут иметь решающее значение для процветания инновационных предприятий в требующей энергии, рискованной и динамично развивающейся среде бизнес.

Основные причины патентования изобретений:

  1. Стабильное положение на рынке и конкурентные преимущества. Патент дает владельцу исключительное право препятствовать другим лицам в использовании запатентованного изобретения для коммерческих целей или приостанавливать такое использование, что снижает неуверенность, риск и конкуренцию со стороны лиц, занимающихся незаконным использованием или имитацией запатентованной продукции. Если компания получила разрешение на использование запатентованного изобретения, имеющего высокую ценность, она может создать этим препятствие для своих конкурентов, планирующих выход на рынок с таким же изобретением. Это поможет вам занять ведущее положение на соответствующем сегменте рынка.

  2. Более высокая прибыль или доходы от инвестиций. Если компания затратила значительное количество времени и средств на проведение НИОКР, патентная охрана созданных изобретений поможет в возмещении таких затрат и получении более высоких доходов от вложенных инвестиций.

  3. Дополнительные поступления от лицензионной деятельности или уступки патента. Патентовладелец может выдавать лицензии на изобретения другим лицам в обмен на получение единовременного платежа и/или лицензионных отчислений (роялти), что является источником дополнительных поступлений для компании. Продажа (или уступка) патента означает передачу права собственности, тогда как лицензирование означает только выдачу разрешения на использование изобретения на условиях определенных в лицензионном соглашении.

  4. Доступ к технологиям путем перекрестного лицензирования. Любая компания заинтересована в получении технологии, принадлежащей другим. Для этого можно использовать патенты, принадлежащие вашей компании, для ведения переговоров по заключению соглашения о перекрестном лицензировании, в рамках которого обе стороны взаимно получают права на использование одного или нескольких патентов на условиях, определенных данным соглашением.

  5. Доступ к новым рынкам. Лицензирование патентов (а в ряде стран и находящихся на рассмотрении заявок на патент) другим фирмам может открыть организации доступ к новым рынкам, которые иным способом недоступны. Для этого изобретение должно получить патентную охрану за рубежом.

  6. Сокращение рисков опасности нарушения прав. Путем получения патентной охраны можно воспрепятствовать другим лицам в патентовании такого же изобретения, а также уменьшить вероятность нарушения прав других лиц при использовании продукции фирмы в коммерческих целях. В то время как сам патент не дает “свободу использования”, он препятствует другим лицам в патентовании таких же или сходных изобретений и подтверждает, что запатентованное изобретение является новым и существенно отличается от “известного уровня техники”.

  7. Возросшие возможности в привлечении субсидии и/или инвестиций по приемлемой процентной ставке. Право собственности на патенты (или получение лицензии на использование патентов, принадлежащих другим лицам) может способствовать росту возможностей в привлечении финансовых средств для продвижения продукции на рынок. В некоторых областях (например, биотехнология) для привлечения венчурных инвесторов часто возникает необходимость получения ряда патентов.

  8. Эффективное средство для принятия мер к нарушителям прав. В целях мощной защиты исключительного права, предоставляемого патентом, иногда может возникнуть необходимость в судебном разбирательстве или доведения сведений об имеющихся у вас патентах до лиц, которые нарушают принадлежащие вам патентные права. Наличие патента значительно повышает возможности успешного рассмотрения судебных дел в отношении лиц, каким-либо образом нарушающих права на запатентованное изобретение.

  9. Позитивный имидж предприятия. Партнеры по бизнесу, инвесторы, акционеры и клиенты воспринимают наличие многочисленных патентов, принадлежащие организации, как свидетельство высокого уровня компетентности, специализации и технических возможностей компании. Это может быть полезным для привлечения финансовых средств, поиска партнеров, повышения имиджа и рыночной стоимости компании. Некоторые предприятия упоминают или указывают свои патенты в рекламе с тем, чтобы создать и довести до сведения самой широкой публики имидж вашей компании как инновационного предприятия.

Однако, кроме патента, в зависимости от вида продукции, могут быть использованы и другие объекты интеллектуальной собственности, подлежащие охране в отношении инновационной продукции, такие как:

  1. Полезные модели (также известны как “краткосрочные патенты”, “малые патенты” или “инновационные патенты”). Во многих странах некоторые виды относительно небольших или незначительных усовершенствований в уже существующую продукцию, подлежат охране в качестве полезных моделей.

  2. Коммерческая тайна. Конфиденциальная информация, связанная с ведением бизнеса, может охраняться как коммерческая тайна, если:

  • она не является известной для других лиц, имеющих отношение к этому виду информации;

  • она имеет коммерческую ценность, поскольку она секретна; и ее владелец принимает необходимые меры, чтобы сохранить ее в тайне (например, ограничением доступа к такой информации на основе “доступа в случае необходимости” и заключения соглашений о конфиденциальности или нераскрытии сущности изобретения)

  1. Промышленные образцы. Исключительное право на художественно-конструкторские решения, связанные с внешним видом изделия, может быть получено путем охраны промышленных образцов, называемых в некоторых странах “патентами на промышленный образец”.

  2. Товарные знаки. Товарный знак предоставляет владельцу исключительные права на обозначения, обладающие способностью для различения товаров одного предприятия от товаров других предприятий.

  3. Авторское право и смежные права. Оригинальным литературным и художественным произведениям может быть предоставлена охрана в рамках авторского права или смежных прав. Авторско-правовая охрана применяется к широкому кругу произведений, в числе которых находятся и программы для ЭВМ.

  4. Новые сорта растений. Во многих странах селекционер, который вывел новый сорт растения, отвечающего требованиям новизны, отличительности, единообразия и стабильности с приемлемым названием сорта, может получить охрану в форме “прав селекционера”.

  5. Топология интегральных микросхем. Существует возможность получить охрану оригинальной топологии интегральной микросхемы, используемой в микрочипах и полупроводниковых микросхемах. Такая охрана может также распространяться на готовое изделие, содержащее в себе интегральную микросхему. [5]

Изобретению, полезной модели, промышленному образцу предоставляется правовая охрана только в случае, если объект удовлетворяет критериям патентоспособности (табл. 1):

Таблица 1

Критерии патентоспособности

Изобретения

Полезные модели

Промышленные образцы

Новизна

Промышленная применимость

Изобретательский уровень

Новизна

Промышленная применимость

Новизна

Оригинальность


Для предоставления изобретению патентной охраны оно должно выполнять ряд требований. В частности, в отношении того, что созданное изобретение:

  • Содержит патентоспособный объект;

  • Является новым (требование новизны);

  • Имеет изобретательский уровень (требование неочевидности);

  • Промышленно применимо (требование полезности);

  • Ясно и полно раскрыто в заявке на патент (требование в отношении раскрытия).

Наилучшим путем для понимания существа этих требований является изучение того, что уже ранее было запатентовано в соответствующей области техники. [2,3]

Изобретение является новым или обладает новизной, если оно не является частью известного уровня техники. Вообще говоря, под известным уровнем техники понимаются все имеющиеся в мире технические знания в определенной области техники, доступные до даты подачи заявки на патент. Он включает, среди прочего, патенты, заявки на патент и непатентную литературу всех видов. Определение известного уровня техники существенно отличается в разных странах. Во многих странах любая информация, публично раскрытая в какой-либо стране в письменной или устной форме, показ или открытое использование, составляет известный уровень техники. Таким образом, публикация об изобретении в научном журнале, его презентация на конференции, использование в коммерческой деятельности или включение в каталог компании, в принципе, будут представлять собой действия, которые могут лишить изобретения новизны и патентоспособности. Важно не допускать случайного раскрытия существа изобретений до подачи заявки на патент. Помощь квалифицированного патентного поверенного часто имеет решающее значение для точного определения того, что входит в известный уровень техники. Уровень техники часто включает и “скрытый уровень техники”, содержащий в себе находящиеся на рассмотрении неопубликованные заявки на патент, при условии, что они публикуются позднее.

Патент предоставляет владельцу право не допускать других лиц к использованию изобретения в коммерческих целях. Это право включает в себя право препятствовать изготовлению, использованию, предложению к продаже, продаже или ввозу другими лицами продукта или способа на основе запатентованного изобретения без разрешения владельца, либо приостанавливать осуществление таких действий.

Важно отметить, что патент не предоставляет владельцу “свободу использования” или право использовать технологию по патенту, а предоставляет лишь право не допускать других лиц к такому использованию. Хотя это может представляться и незначительным различием, оно имеет существенное значение в понимании патентной системы и принципов взаимоотношений между различными патентами.

В самом деле, права по патентам, принадлежащим другим лицам, могут взаимно пересекаться, включать в себя или дополнять патент. Поэтому организации может потребоваться получение лицензии на использование изобретений других лиц с тем, чтобы использовать ваше собственное запатентованное изобретение в коммерческих целях, и наоборот.

Кроме того, перед началом использования в коммерческих целях некоторых изобретений (таких как фармацевтические препараты) могут потребоваться какие-либо специальные разрешения (например, разрешение на ввод в коммерческий оборот, выдаваемый компетентным органом страны, осуществляющим регулирование в данной области).

Физическое лицо, создавшее изобретение, является изобретателем, тогда как физическое лицо (или предприятие), подавшее заявку на патент, является заявителем или владельцем патента. Хотя в некоторых случаях изобретатель может быть и заявителем, более часто изобретатель и заявитель являются разными лицами. Заявителем часто является компания или научно-исследовательский институт, в котором работает изобретатель. Рассмотрим самые распространенные случаи (табл. 2):

Таблица 2

Виды принадлежностей к патенту

Принадлежность к патенту

Характеристика

  1. Служебные изобретения

Во многих странах изобретения, созданные в связи с выполнением служебного задания, автоматически принадлежат работодателю. В некоторых странах это правило действует только в том случае, если это оговаривается в трудовом соглашении. В ряде случаев (например, в отсутствие трудового соглашения), изобретатель может сохранить за собой право на использование созданного изобретения, однако работодателю предоставляется неисключительное право использовать изобретение только для внутренних целей (так называемое “право нанимателя на служебное изобретение работника”). Во

избежание будущих споров, важно уяснить

положения законодательства вашей страны и удостовериться в том, что трудовые соглашения определяют и вопросы прав собственности на служебные изобретения.

  1. Независимые подрядчики

В большинстве стран независимый подрядчик, нанятый компанией для разработки нового продукта или способа,

владеет всеми правами на изобретение, если

иное не оговорено в их соглашении. Это означает, что в случае, если подрядчик не заключил письменного соглашения с компанией об уступке ей прав на изобретение, она не имеет никаких прав собственности на созданные изобретения,

даже если она оплатила расходы на проведение разработки.

  1. Совместные изобретатели

Если в замысел или реализацию изобретения внесен существенный вклад нескольких лиц, они должны рассматриваться как совместные изобретатели и указываться в таком качестве в заявке на патент. Если совместные изобретатели также являются

совместными заявителями, патент выдается им совместно.

  1. Совладельцы

Разные страны имеют различные

правила, касающиеся использования или защиты патентов, владельцами которых являются несколько юридических или физических лиц. В некоторых случаях, ни один из совладельцев не может единолично выдавать лицензию на патент или подавать иск против третьих лиц за нарушение патентных прав без согласия всех совладельцев.


Если организация запускает в производство новый или усовершенствованный продукт, который пользуется успехом на рынке, вполне возможно, что конкуренты рано или поздно попытаются изготовить продукцию, имеющую одинаковые или сходные технические свойства с выпускаемой вами продукцией. В некоторых случаях конкуренты могут обладать преимуществами в результате организации более масштабного производства, наличия более широкого выхода на рынок или доступа к более дешевому сырью и, таким образом, могут производить сходную или аналогичную продукцию по более низкой цене. Это может оказать серьезное влияние на предприятие, особенно если оно вложило значительные средства в проведение НИОКР для создания новой или усовершенствованной продукции.

Исключительные права, предоставленные патентом, дают патентовладельцу возможность препятствовать конкурентам производить продукцию и использовать способы применения, либо прекращать действия, нарушающие права патентовладельца, и требовать возмещения причиненного ущерба. Для доказательства факта нарушения прав необходимо показать, что каждый признак формулы изобретения или его эквивалент используется в продукции или способе применения, является объектом нарушения прав. Если вы полагаете, что ваше запатентованное изобретение копируется, защита прав может оказаться решающим фактором в сохранении преимуществ в конкурентной борьбе, рыночного сегмента и рентабельности предприятия.


Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть четвертая: [Принят Гос. Думой 24 ноября 2006 года, по состоянию на 8 декабря 2011 г.] // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496;

  2. Сайт Патентного ведомства США http://www.uspto.gov/;

  3. European Patent Office http://ep.espacenet.com;

  4. Сайт портала интеллектуальной собственности, авторского и патентного права http://www.copyright.ru;

  5. Сайт Всемирной Организации Интеллектуальной собственности http://www.wipo.int/sme;

  6. Шабанов Р. Б., Чернуха А. В. Интеллектуальная собственность и инновационная экономика// Журнал «Патенты и лицензии», 2010;


Основные термины (генерируются автоматически): патент, изобретение, известный уровень техники, лицо, запатентованное изобретение, компания, патентная охрана, владелец, изобретательский уровень, интеллектуальная собственность.


Похожие статьи

«Популяризация предпринимательства» как метод вовлечения в предпринимательскую деятельность

Процессуальный договор как средство повышения эффективности цивилистического процесса

Интеллектуальный капитал как необходимое условие оценки стоимости организации

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Искусственный интеллект как субъект преступления и уголовно-правовые риски в сфере общественной безопасности

Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

Правовая социализация как составляющая правовой жизни населения

Похожие статьи

«Популяризация предпринимательства» как метод вовлечения в предпринимательскую деятельность

Процессуальный договор как средство повышения эффективности цивилистического процесса

Интеллектуальный капитал как необходимое условие оценки стоимости организации

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Искусственный интеллект как субъект преступления и уголовно-правовые риски в сфере общественной безопасности

Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

Правовая социализация как составляющая правовой жизни населения

Задать вопрос