Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

5. Педагогика общеобразовательной школы
29.10.2014
974
Поделиться
Библиографическое описание
Арланова, Е. А. Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания / Е. А. Арланова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6371/.

 

Школьное образование на протяжении многих лет было ориентировано на овладение системой знаний, однако эти знания как правила обеспечивают успех репродуктивной деятельности, а за пределами школы выпускник сталкивается с реальными проблемами, для решения которых необходимы не только знания, но и опыт. Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности ребенка, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

В основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход. На практике это предполагает организацию таких форм ученического сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Наиболее полно системно-деятельностный подход реализуется в процессе социального проектирования. Социальные проекты дают обучающимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе теоретических занятий, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах своего села, района, области и страны в целом. Отличия социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной практике, обусловлены наличием следующих характерных черт:

-        направленность проекта на решение значимых социальных проблем;

-        осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города);

-        предложение и обоснованиереальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;

-        командный характер работы над проектом;

-        проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;

-        осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.

Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее эффективным направлением развития личности ребенка. Участвуя в реализации социальных проектов обучающийся учится:

-        видеть проблему, понимать её значимость и актуальность для себя и для социума;

-        находить оптимальные способы её решения, не противоречащие существующим социальным нормам;

-        находить позитивные способы общения и взаимопомощи;

-        объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;

-        понимать значимость и взаимодополняемость каждого участника проекта;

-        осознавать значимость реализации проекта, его конечного продукта для социума.

Работа над социальным проектом начинается с выбора проблемы. На этом этапе у обучающихся формируются важные УУД: умение видеть и формулировать проблему, аргументировать свою позицию, способность прогнозировать результат, работать в команде. После того, как коллектив выбрал проблему, встает задача собрать исчерпывающую информацию. Обучающимся предстоит собрать и проанализировать разнородный спектр информации, им приходится изучать подшивки газет, журналы, статистические сборники в школьной и сельской библиотеке, информацию в сети Интерне. Они встречаются с представителями местных органов власти: с главой Аверкинского поселения, с местными депутатами, с главой муниципального района Похвистненвский и др. При этом формируются соответствующие УУД: работать с разными источниками информации, проводить социологический опрос, общаться с должностными лицами, анализировать и структурировать информацию. На этапе разработки собственного варианта решения проблемы обучающимся предстоит просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему, соответственно создаются благоприятные условия для отработки таких УУД: способность к прогнозированию, поиску альтернативных вариантов, объективной самооценке, готовность к сотрудничеству. Наиболее ответственный этап социального проектирования, это реализация плана действий команды. Ценность социального проекта возрастает, если обучающиеся принимают личное участие в решении проблемы. При этом каждый ребенок принимает посильное участие, осознает свою значимость. Работа по реализации проекта объединяет на конкретном деле обучающихся, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер. Далее начинается подготовка к защите проекта, весь материал по проекту группируется в два блока: демонстрационный и документальный. На этом же этапе организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатывается сценарий защиты, умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов. Приобретением обучающегося становятся УУД: способность к систематизации, к саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, умение выступать публично, мотивация на успех. Защита проекта- это своего рода публичное признание значимости того, что сделала проектная группы. Общественная оценка продукта социального проекта мотивирует обучающихся к социально одобряемому и социально значимому поведению. Презентация социального проекта является универсальным средством проверки знаний обучающихся, их коммуникативных качеств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов. Завершающим этапом работы над социальным проектом является «Рефлексия». Этот этап имеет свою ценность: осуществляется анализ проделанной работы, оценивается вклад каждого участника, выявляются слабые стороны, обсуждаются пути их преодоления

Таким образом, социальное проектирование создает возможности для формирования у ребенка ключевого набора компетентностей современного гражданина. Оно является исключительно ценным способом для создания ситуации успеха для ребенка. В процессе неформального общения с педагогом и своими сверстниками ребенок начинает осознавать свою значимость, стремиться к социально одобряемому поведению, формируется инициативная личность с активной гражданской позицией.

 

Литература:

 

1.      Жарова Л. В. Учить самостоятельности– М., 1993.

2.      Зотов Ю. Б. Организация современного урока– М., 1994.

3.      Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса -М., 1993. (библиотека учителя по общей проблеме теории обучения и воспитания)

4.      Леонтович А. В. “Исследовательская деятельность учащихся”, М., 2003.

5.      Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя –М.: Просвещение, 2011. — (Работаем по новым стандартам).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный