Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)

Дата публикации: 22.07.2017

Статья просмотрена: 1326 раз

Библиографическое описание:

Осиповская, А. В. Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков / А. В. Осиповская. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12785/ (дата обращения: 03.12.2024).



Коммерческие банки выступают необходимыми элементами рыночной экономики, выполняя важные функции по осуществлению платежей и кредитованию. В экономической литературе, как правило рассматриваются только экономические функции банка. Однако банки являются важным социальным институтом, выполняя и социальные функции.

Взаимодействие банков и общества проявляется по различным направлениям: в процессе кредитования социально значимых проектов, экологических мероприятий, потребительском кредитования и т. д. Все большее значение приобретает социальная ответственность как ключевой принцип ведения бизнеса.

Дискуссии о социальной ответственности бизнеса ведутся с 1953 г., когда была опубликована работа Г. Боуена «Социальная ответственность бизнесмена», в которой во многом были определены рамки корпоративной социальной ответственности.

Поворотной точкой в распространение принципов социальной ответственности оказался организованный в ООН Саммит Земли в 1992. Основной темой саммита стала защитой окружающей среды, но проблема рассматривалась гораздо шире — речь шла о поисках способа сбалансирования интересов общества и бизнеса. После этого компании не могли уже полностью игнорировать проблемы общества, и можно констатировать факт появления вполне сформировавшейся концепции КСО.

Подходы по формированию единой платформы ответственного ведения бизнеса для банков находят выражение в разработке стратегии корпоративной социальной ответственности.

Социальная ответственность бизнеса или Корпоративная социальная ответственность — это концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды. Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Следует отметить, что социальная ответственность — это не правило, а скорее этический принцип.

Основными инструментами КСО являются благотворительность, социальные инвестиции, социальный маркетинг, волонтерство и спонсорство.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [1].

Социальные (социально направленные) инвестиции — это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов внутренних и внешних заинтересованных сторон.

Под социальным инвестированием понимается вложение средств в объекты социальной среды как совокупность материальных, общественных и духовно—нравственных условий, в которых происходит жизнедеятельность населения. В более широком смысле социальные инвестиции отождествляются с вложениями, которые направлены на достижение экологической безопасности, а также побуждают к стимулированию развития человеческого капитала, медицинской помощи, и т.д.

Социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара или услуги на проведение социальных программ.

Корпоративное волонтерство — это добровольная, сознательная и безвозмездная деятельность на благо других. Корпоративное волонтерство, будучи одним из эффективных инструментов команда образования и формирования социальной политики в компаниях, является довольно распространённой формой КСО. Основные направления корпоративного волонтерства включают помощь незащищенным слоям населения, услуги в области здравоохранения, образования и социальной защиты.

Спонсорство представляет собой добровольную материальную, финансовую, организационную и другую поддержку физических и юридических лиц, и особенно мероприятий. Спонсорство, в отличие от благотворительности преследует коммерческую цель — популяризацию своего имени (наименования), своего знака для товаров и услуг [3].

Для оценки развития социальных стратегий российских банков проанализируем два аспекта: величину расходов на благотворительность и применяемые банками инструменты КСО.

В докризисные годы расходы банков на благотворительность росли из года в год. За 2014 год банки потратили на благотворительность 13,3 млрд. рублей, что на 28,2 % больше, чем годом ранее. В 2015 году банки направили на благотворительность более 28 млрд. руб. Однако за 2016 год, по сообщению РИА Новости, расходы российских банков на благотворительность снизились на 12,5 млрд. руб., или на 44,5 %, по сравнению с 2015 годом, и составили 15,6 млрд. руб. [2]. Таким образом, можно сделать вывод, что в текущих сложных экономических условиях социальная активность банков снизилась.

Лидировали по расходам на благотворительность, как и в предыдущие годы, банки с госучастием — ВТБ (4,9 млрд. руб.), Сбербанк (4,3 млрд. руб.) и Газпромбанк (2,7 млрд. руб.), на долю которых приходится 76,2 % расходов на благотворительность в 2016 году [2]

Для анализа применяемых инструментов КСО была сделана выборка из 30 банков. Информация бралась с официальных сайтов коммерческих банков.

Таблица 1

Инструменты КСО в российских банках

Банк

Благотвори­тельность

Социаль­ные ин­вестиции

Социаль­ный маркетинг

Корпоративное волон­терство

Спонсор­ство

Сбербанк

+

+

+

+

+

ВТБ

+

+

+

+

ВТБ 24

+

+

+

+

Россельхозбанк

+

+

+

Альфа банк

+

+

+

+

+

Юникредитбанк

+

+

+

Промсвязьбанк

+

+

ФК Открытие

+

+

+

+

Тинькофф

Уралсиб

+

+

Бинбанк

+

Росбанк

+

+

+

+

Райффайзенбанк

+

+

Ситибанк

+

+

МТС Банк

+

+

+

Глобэкс

+

+

Сетелем

Русский стандарт

+

+

+

Газпромбанк

+

+

Банк Возрождение

+

+

+

Нефтепромбанк

+

Ренессанс банк

Банк Российский капитал

СМП банк

+

+

Россгострах банк

Почта банк

Инвесторгбанк

Собинбанк

Совкомбанк

+

+

Банк Хоум Кредит

+

+

Имеющееся информация позволяет сделать вывод, что большинство российских банков имеют социальные программы (22 из 30). Анализ используемых банками инструментов КСО показал:

1) Благотворительностью занимаются 21 банк;

2) Социальные инвестиции присутствуют у 12 банков;

3) Лишь 4 банка используют социальный маркетинг;

4) 8 банков применяют корпоративное волонтерство;

5) 16 кредитных организаций осуществляют спонсорскую поддержку.

Таким образом, менее всего используются банками такие инструменты как социальный маркетинг и корпоративное волонтерство. Самые популярные инструменты — благотворительность и спонсорство.

Основными направлениями социальных программ являются здравоохранение, культура и спорт. Социальные проекты в сфере образования имеют только около трети банков.

Обратим внимание еще на следующий момент. Важным элементом системы КСО является наличие социальной отчетности. Социальные отчеты есть только у 9 кредитных организаций. У большинства банков информация о социальной отчетности представлена в разных разделах на сайте.

Оценивая развитие КСО российских банков, следует отметить, что отдельные элементы социальной ответственности присутствуют у большинства банков, но четко сформированную стратегию имеют лишь немногие. Однако банки уже осознали необходимость ответственного ведения бизнеса и, будем надеяться, все активнее будут участвовать в жизни общества.

Литература:

  1. Федеральный закон № 135—ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г.
  2. МФД—ИнфоЦентр. Расходы банков на благотворительность в 2016 году сократились в 2 раза. http://mfd.ru/news/view/?id=2152817
  3. Маркетинг. Большой толковый словарь. http://marketing.academic.ru/118/
Основные термины (генерируются автоматически): банк, благотворительность, социальная ответственность, Корпоративная социальная ответственность, социальная ответственность бизнеса, социальный маркетинг, большинство банков, окружающая среда, ответственное ведение бизнеса, социальная отчетность.

Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании

Социальная мотивация и мотивация внутренних побуждений как фактор эффективного мотивационного механизма предприятия

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Инициативное бюджетирование и национальные проекты как способ решения бюджетных проблем социального характера

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Исторический опыт реализации социальной ответственности как вектор развития современной организации в России

Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании

Социальная мотивация и мотивация внутренних побуждений как фактор эффективного мотивационного механизма предприятия

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Инициативное бюджетирование и национальные проекты как способ решения бюджетных проблем социального характера

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Исторический опыт реализации социальной ответственности как вектор развития современной организации в России