Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве
Авторы: Коноплёв Николай Николаевич, Коноплёва Людмила Семёновна
Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)
Дата публикации: 27.07.2017
Статья просмотрена: 80 раз
Библиографическое описание:
Коноплёв, Н. Н. Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве / Н. Н. Коноплёв, Л. С. Коноплёва. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12796/ (дата обращения: 17.12.2024).
С точки зрения функционального подхода понятие экономики можно определить, как совокупность производственных отношений исторически экономического базиса общества. Иначе говоря, функцию экономики определяет структура общества государства. Стратегия государства, основанная на рыночной экономике, создаёт условия для развития личности, как субъекта государства. Государство, как структура, создаёт условия для свободной самореализации личности, тогда государство управляет условиями для естественного проявления стремления личности к самореализации. Если структура государства основана на диктатуре, то тогда появляется понятие «управление экономикой». Замещается понятие смысла развития личности неким идеологическим образованием под названием экономика, потому что невозможно управлять экономикой, а возможно лишь управлять экономическими интересами людей.
Анализируя исторические аспекты создания диктатуры государства и в последствии перехода их в подчинение, как в политических, так и в экономических аспектах, возможно, сделать следующие выводы:
Если необходимо захватить территорию некой страны окончательно и бесповоротно, то следует способствовать тому, чтобы к власти пришёл диктатор и всячески его поддерживать в его непомерных амбициях — подчинить все ветви власти.
Время диктатуры обусловлено историческими и культурными ценностями на территории от 10 до 40 лет. В этот период власти диктатуры элита общества, которая представляет собой ресурс независимости, выраженный в планировании в организации бизнеса, как гаранта независимости, к сожалению, должна покинуть территорию страны, где организована диктатура. В этом высказывается суть «утечки мозгов». Когда независимые личности, выталкиваются диктатурой за рубеж, тогда территория страны полностью обезоружена и диктатора возможно поменять на сателита. План маршала для Германии был разработан до того, как пришёл к власти А. Гитлер. Анализируя процесс политических событий после распада СССР, можно сделать вывод, что план «Барбаросса» никто не отменял.
В государственном образовании всегда есть выбор: либо управлять рабами, либо создавать условия для развития личности, которая в последствии и будет участвовать в управлении государством. Ибо власть — это воля правящего класса, возведённая в закон.
Свободные люди всегда одержат победу над рабами. Никогда нельзя забывать о том, что жизнь человека направлена на то, чтобы он развивал в себе сознание (душу), а не для того, чтобы зарабатывать деньги. Так же и государственные деятели должны понимать, что культурно-исторические традиции, как экономический базис общества, служит для возделывания души, развития личности человека. Материальные средства в государстве служат, прежде всего, для того, чтобы личность человека полноценно развивалась.
Цели и задачи развития государства, его функции зависят от структуры государственных институтов власти. Несомненно, что за либерализацией в структуре государства будущее, для успешного противостояния современных угроз в аспекте глобализации мировой экономики.
Сама экономика вторична по отношению к государству. Экономические отношения между субъектами хозяйствования зависят от структуры государства. Государство не бывает безликим, его основывают конкретные люди с определённой идеей. Иначе говоря, ответ на вопрос: «Для чего создаётся государство?» Идея создания государства выражается в идеологии, которая отвечает на вопрос: «Каким образом, достигнуть идею государства?» Идеология государства основывается на четырёх компонентах:
– Правовая основа государства.
– Институты государственной власти (способы управления государством).
– Национальная идея.
– Экономическая модель государства.
Главную роль в экономической модели развитых государств играют те люди, которые способны организовать хозяйственную деятельность и создавать такой продукт, который нужен во всём мире. Таких людей в каждом государстве от 5 % до 7 %.
Переход экономических взаимоотношений от коммунистической модели государства, где девизом было: «Грабить и распределять», к позитивной экономике, впервые за 2000 лет в Великой России в январе 2008 года Президентом была провозглашена главная стратегия развития России — Созидание и Творчество, а главной ценностью государства является Личность. Процесс либерализации не может быть быстрым, потому что гуманизм должен быть проявлен к тем, кто был воспитан на идеологии Советского государства, так как требовать быстрого изменения их сознания — это значит наносить им вред. Начинать реформы необходимо в системе образования. Единый государственный экзамен, введённый в Российской Федерации, это первый этап реформы в Министерстве образования. Далее необходимо отказаться от системы оценивания в школе, так как оценка — это форма морального осуждения. В оценке учителя ученику много субъективизма. Необходимо отказаться от критерия оценки работы школы по среднему баллу оценки учеников. Предлагается вводить систему тестирований, учебных курсов, которые объективно могут оценить количественно работу преподавателей и учреждений образования. А ныне существующая система оценки в школе, где учитель сам ставит оценки и оценивает свою работу — неэтична, потому что ученик входит в зависимость и подчиняется учителю, а это значит, что в личности воспитывают подчинённость, что негативным образом сказывается на развитии личности человека.
Примером подчинённости служит эксперимент, выражающийся в феномене само удовлетворяющих пророчеств: «Широкую известность в социальной психологии получил феномен само удовлетворяющих пророчеств, проявляющихся в формировании реальности, соответствующей сформировавшимся устойчивым представлениям о самих себе. Если эти представления согласовываются с негативными социальными стереотипами, то результатом станет негативное самоотношение, приводящее к нахождению внешних подтверждений его обоснованности. Классическим примером такого рода являются эксперименты Розенталя и Джекобсона, подменявших показатели IQ сильных и средних учеников и соответствующим образом представлявших их учителям. Результат экспериментов заключался в том, что как ученики были представлены, так они и закончили обучение, независимо от исходных объективных оснований» [5].
Негативным образом на развитие личности оказывает пагубная практика покупки контрольных, курсовых и дипломных работ студентами высших учебных заведений, потому что, если студент самостоятельно не может это сделать, то нарушается главный принцип освоения алгоритма — научиться самостоятельно, учиться. Этот алгоритм позволяет специалистам самостоятельно решать поставленные задачи в производственных сферах народного хозяйства. Негативным психологическим фактором в развитии личности студента оказывает излишняя забота научного руководителя относительно своих студентов. Понятно, что они заботятся о своей репутации, но излишней заботой наносят студенту вред, если позволяют что-либо делать и мыслить за студента. Студент всё время мыслит и делает с оглядкой на руководителя. В результате мы имеем эффект специалиста с выученной беспомощностью. Студент должен делать всё сам, тогда он сможет подтвердить свою квалификацию. Зачем создавать условия для получения образования незаслуженно своим способностям, если только ради престижа. Спрос порождает предложения, когда спрос на контрольные, курсовые и дипломные работы на рынке образовательных услуг исчезнет, тогда будет подтверждение, что процесс овладения научным мышлением для магистров, а для бакалавров овладение специальностью организован правильно. Липовые работы студентов, как обратная связь в системе образования сигнализирует о том, что в организации учебного процесса существуют проблемы.
Оценивание ученика негативно влияет на процесс формирования личности гражданина, вызывая у ученика чувство подчинённости и зависимости от учителя, тем более оценка — это степень оценивания успеваемости освоения учебного материала изучаемого предмета (успеть за учителем), а не оценивание способности к мышлению. Да и как можно оценить способность к познанию? Поэтому отказ от оценивания школьника будет стимулировать развитие индивидуальных качеств личности ребёнка, а далее гражданина. Учителя так же почувствуют себя более свободными, перестанут гнаться за показателями оценивания, кстати, они оценивают сами себя, ставя оценки ученикам. Отсутствие ажиотажа в связи с оцениванием успеваемости ученика естественным способом выделят тех учеников, которые способны к овладению научным мышлением и тогда университеты станут действительно центрами науки, где диплом научной степени будет следствием вклада личности в науку.
Проблема человека является стержнем проблем России. Для придания чрезвычайного значения качеству человека граждане России именуются человеческим капиталом. Мы стремимся доказать, что человеческого капитала, адекватного глобализации, в России нет, и, что хуже всего, никто в России не знает параметров имеющегося человеческого капитала и никто не хочет этого знать. Между тем параметры человеческого капитала страны более важны, чем параметры финансового капитала, и более объективны при измерении, оценке, учете, чем финансовый капитал. Объясняется это очень просто: человек является носителем картины мира, образа жизни, жизненной позиции и мировоззрения, которые могут быть более или менее адекватны глобализации. Например, если государство производит человеческий капитал с картиной мира далекого прошлого, то, естественно, такие люди не могут быть успешно адаптированы в настоящем по действующим проектам будущего. Не будет у России человеческого капитала, опережающего действующие проекты будущего, не будет страны, несмотря на несметные природные богатства, которые достанутся зарубежным переселенцам. Попытки активизировать отечественную экономику не удаются из-за дефицита трудовых ресурсов, отсутствия у собственных граждан достаточной мотивации работать и неспособности работать на современном уровне, когда удается создать мотивацию. У верхов и низов в России разный патриотизм, разная мотивация, разные возможности, что пока не принимается во внимание. Именно в человеческий дефолт упираются все проблемы страны, и именно людей не знает руководство отечественной политики и бизнеса. Верхи знают, сколько денег и какие деньги у них есть, но не знают, сколько людей и какие люди есть в стране, какие качества человеческого капитала необходимы для будущего [4].
Любая наука, решая свои важнейшие проблемы, вынуждена учитывать человеческий фактор. Особую значимость в общественной практике приобретает психологическое знание, перед которым стоит ряд задач:
- Повышение качества труда и продукции.
Экономические модели развитых стран включают в себя триаду приоритетов: «человек — финансы — технология». На первом месте — человеческий фактор. Одна минута конфликта на производстве имеет своими последствиями 20 мин. переживаний и снижение производительности труда на 25 %.
- Совершенствование управления экономикой страны. Здесь исследуются проблемы работоспособности, безопасности и мотивации труда. Управлять можно лишь экономическими интересами человека, но не экономикой. Мысль о приоритете человеческого фактора в управлении прекрасно выразил Антуан де Сент- Экзюпери: «Если хочешь построить корабль, то не собирай мужчин для того, чтобы приобрести древесину, подготовить инструмент, распределить работу или распределить задачи, а учи их тоске по просторам моря — любить свою профессию. Философия успешно функционирующих структур самого различного назначения и уровня в центр внимания всех проблем ставит Человека как наивысшую ценность.
- Совершенствование сферы обслуживания. Повышение психологической грамотности торговых работников всего лишь на 10 % ведет к повышению объема продаж до 50 %.
- Обучение и воспитание. Например, предварительная оценка профессиональной склонности к обучению той или иной профессии позволяет экономить средства на обучение в десятки раз. Известно также, что один доллар, вложенный в повышение квалификации работников, дает эффект прибыли в 4–8 долларов.
- Охрана здоровья и обеспечение работоспособности. Лечить, как известно, надо не болезнь, а человека. При лечении требуется учет индивидуально-личностных характеристик человека. Стрессы обходятся американской казне ежегодно в 150 млрд. долларов. Истинные причины всех этих недугов — в психике людей.
- Проектирование, разработка и эксплуатация техники. Около 40 % недостатков, обнаруженных в сложных системах, обусловлено слабыми навыками принятия групповых решений на этапах их проектирования [2].
Назрела необходимость в социально-психологических практиках воспроизводить смысл жизни. Новая психология, которую пророчили многие авторитетные мыслители, нуждается в новой экономике — экономике мировой и мирной, аналогично тому, как душа нуждается в «теле» и выращивает его словно плод, так «социальная душа» нуждается в экономике, как о социальной реальности. Смысл жизни личности являет собой самореализацию в социуме, является опорой на себя. В экономике не считается достаточным работать с проблемами. Ведущие компании работают с рисками. Проблема — есть свершившийся риск. Управление риском — источник прибыли. В нынешнем обществе психология должна объединить науку, искусство и религию в систему с социальной практикой по управлению психологическими рисками [3].
Экономика — это, прежде всего, люди с их умениями и навыками. Вне человека, семьи, общества в целом нет, и не может быть никакой экономики. Экономические законы трудно поддаются математической формализации, поскольку любое экономическое явление, а тем более экономика страны в целом представляют собой сложнейший механизм [1].
Согласно экономической теории уровень жизни определяется историко-социально-культурными традициями, в которых развивались отношения между рабочими и работодателями. Сколько денег должно быть в государстве, определяющий экономический уровень жизни населения? Существуют формулы в экономических науках, обеспечивающие определение количества наличных денег для обеспечения конкретной обоснованной суммы, «ВВП» Страны. Но саму сумму ВВП, возможно, изменить в сторону увеличения, например, верхнего предела уровня заработной платы не существует, и это увеличение напрямую зависит от морально-этических качеств личностей субъектов хозяйствования определённого государства. Развитие экономики является лишь последствием того, что созданы условия для развития личности человека, которые выражаются в его экономической деятельности. Если в государстве создаются условия для развития личности человека, то государство позитивно развивается. Поэтому вопросы социализации личности должны быть приоритетом в государственной идеологии, стремящейся быть первой среди других Государств.
Понятие личности включает в себя понятие социальных потребностей. Каковы потребности в социальном государстве, таковы и приоритеты личности. Переход к рыночной экономике требует изменения мировоззрения всех субъектов хозяйственной и управленческой деятельности государства. Государство выступает как сдерживающий фактор развития новых экономических отношений с точки зрения консерватизма — это оправдано, так как резкие перемены в правилах взаимодействия субъектов хозяйствования негативно отражаются на психоэмоциональном состоянии граждан.
Современные тенденции в образовании — гуманистическая модель образования, его информатизация тем или иным образом делают своим фокусом внимания именно личность получающего образование. Приучаясь рассчитывать только на себя, на свои силы, человеку поневоле приходится больше внимания уделять раскрытию своих способностей, в том числе коммуникативных, от которых в немалой степени зависит успех в жизни.
Процесс перехода от личности «гомо-советикус» к свободной личности напрямую связан с либерализацией экономических отношений между субъектами хозяйствования. Процесс либерализации должен проходить постепенно, естественно, и связан исторически со сменой поколений. Иначе говоря, с функционированием традиционных форм субъектов хозяйствования экономики постепенно должны создаваться субъекты хозяйствования, ориентированные на культурно-исторические традиции, характерные рыночным отношениям, работе в команде и персональная ответственность, ориентированная на развитии личности человека. Самое большое влияние на государственное устройство оказывают политические процессы, проходящие в любой стране мира и приводящие к власти группу людей, объединённых одной идеей. Экономическая психология призвана интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. Поведения человека в сфере экономических отношений и выработка успешной экономической политики невозможны без понимания психологических особенностей субъекта этих отношений.
Литература:
- Кажуро Н. Я. Основы экономической теории: Учебн. пособие. — Мн., ООО «ФУАинформ», ООО «Мисанта», 2005. — 672 с.
- Козубовский В. М. Общаяпсихология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие. — 2-е изд., пере- раб. и доп. — Мн.: Амалфея, 2005. — 256 с.
- Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. — М.: Смысл, 2009. — 231 с.
- Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А. И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. — 512 с.
- Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию: учебное пособие для вузов. — Минск: АСАР, 2005. — 768 с.