Риски современного процесса социализации личности на постсоветском пространстве в аспекте психологии
Авторы: Коноплёва Людмила Семёновна, Коноплёв Николай Николаевич
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 27.09.2017
Статья просмотрена: 614 раз
Библиографическое описание:
Коноплёва, Л. С. Риски современного процесса социализации личности на постсоветском пространстве в аспекте психологии / Л. С. Коноплёва, Н. Н. Коноплёв. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 25-31. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12970/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проблема процесса социализации личности на пост советском пространстве в том, что коммунистическая модель образования государства оказалась не жизнеспособной. В связи с политическими реформами, направленные на либерализацию и свободу в гражданском обществе, соответственно изменились и цели государства. При коммунизме девизом было: «Грабить и распределять», в рыночной свободной экономике девизом государства становится: «Созидание и Творчество», где государство помогает личности само реализоваться, поэтому назрела необходимость реформирование процесса социализации личности.
В коммунистической модели готовились винтики для государства, а в новой, возрождающейся Российской Федерации, естественно, нужны свободные и творческие личности. Свободная творческая личность является гарантом свободы и независимости государства как субъекта хозяйственной деятельности. Иначе говоря, современному Российскому государству нужна новая система процесса социализации личности с теми целями и задачами, которые ставят перед собой новая Российская идея построения личностно-ориентированного гражданского общества, где государство нацелено на помощь в самореализации личности.
В связи с процессами глобализации, как в политических, так и в экономических общественных структурах, возникает новая социальная реальность, как ключевая детерминанта социализации современной молодёжи.
Ведущие компании мира работают с рисками, причём, проблема есть свершившийся риск. Создание рисков и управление ими является источником прибыли [3].
Социализация — совокупность взаимосвязанных процессов, усвоение и воспроизводство индивидом социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития свойств личности. Понятие социализации ввёл американский социолог Гиддинкс в конце 19 века. Процесс социализации можно рассматривать как адаптацию к социальной среде индивида.
С точки зрения психоанализа социализация рассматривается как становление внутренней активности личности за счёт сублимации. Акцент делается на мотивационно-потребностной сфере, что является регулятором поведения.
Альтернативный подход — когнитивная концепция. Жан Пиаже процесс социализации связывает с развитием ума и мышления. Чем больше знаний, тем адекватней человек воспринимает себя в мире. Существуют два механизма социализации: внешний (воздействие среды) и внутренний (стремление изнутри). Внутренний механизм выражается в подражании и идентификации, внешний — в руководстве и наставлении (образование и воспитание).
Выготский Л. С. представляет механизм социализации следующим образом: человеку при рождении изначально закладывается генетическая программа, транслируемая каждому индивиду, и выражается в потребности стать личностью (социальная потребность). При этом вводится понятие интериоризации (восприятие, усвоение) и экстериоризация (переработанный опыт восприятия и усвоения возвращается в социум в процессе деятельности).
Предполагается, что при нарушении восприятия культурно-генетического кода (например, пьющие родители) возникает асоциальное поведение личности. Гуманитарное образование позволяет восстанавливать генетический код развития личности.
О воспитании классик мировой психологии Л. С. Выготский высказывался следующим образом: воспитывать — значит всемерно содействовать в организации жизни подрастающего поколения, нельзя воспитывать, нужно создавать условия для воспитания [1].
Факторы социализации можно разделить по двум причинным условиям: 1. Целенаправленная социализация осуществляется социальными институтами. 2. Случайные, стихийные влияния включают в себя общение человека, например, в компании сверстников и т. д.
Новые требования к процессу социализации личности с учётом перехода к свободной модели государства можно выразить в противопоставлении коммунистической и рыночной культур в аспекте воспитываемых типов личностей.
На постсоветском пространстве существует особый тип личности, сформированной идеологией коммунистов — «гомо советикус». Сознание «гомо советикуса» воспитывала советская педагогика с её общественным типом образования. В понятии тип образования указывается доминирующий признак, отражающий социальные ориентиры, запрос общества. В настоящий момент существует два типа образования: 1) общественно-ориентированный; 2) личностно-ориентированный. Общественно-ориентированный тип характеризуется признаком внешнего воздействия на учащегося. В основе личностно-ориентированного образования лежит иной доминирующий признак, как обеспечение саморазвития личности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. В соответствии с указанными выше подходами человек понимается как: 1. «Человек — глина». Это образ формирующей педагогики. Человек в данном случае как бы не имеет своей изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы с ним. 2. «Человек — семя», имеющее генетическую программу развития. Общественно-ориентированное образование идеологизировало сознание (кодировало) в соответствие с политическими идеями коммунизма. Большую роль в воспитании предпринимательской способности детей играют родители. Е. С. Рапацевич в современной энциклопедии по педагогике даёт следующие рекомендации родителям: не выдавайте свои интересы и цели за интересы и цели ребенка; приучайте его самого принимать решения, доверяйте и не заставляйте делать так, как вам хочется; дайте детям возможность добиваться успеха, а потом признайте его и похвалите их усилия; независимость также можно воспитывать, поощряя подростка выражать свои взгляды; если вы хотите, чтобы ваши дети были независимы, учите их работать, состязаться друг с другом и добиваться поставленных целей; привлекайте детей к ведению семейного бюджета; детям следует учиться проводить время, полагаясь на собственное воображение и активность [5].
В рыночной культуре возрастает спрос на высоко — квалифицированный труд. Между профессиями стираются границы. Рынок персонализирует человека. Знакомство трансформирует в рекомендацию. В клановой организационной культуре на первом месте личные отношения по вертикали и горизонтали, поэтому конкурентоспособность организации, как субъекта хозяйствования мирового экономического пространства снижается. Коллектив проигрывает команде, т. к. в команде главенствуют служебные отношения с персональной ответственностью. Предпринимательству невозможно научить, потому что связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствует. В начале какое — либо дела, приходит понимание, что полученные ранее знания практически бесполезны. Главные качества предпринимателя выражаются в таких выражениях, как умение бать самим собой. Принимать самостоятельно решения в условиях неопределённости. Вера в реализацию своих идей. Не браться за работу в ущерб своим морально-этическим и экономическим интересами. Умение предвидеть результат своим действиям. Способность эффективно управлять социально-психологическими рисками в принятии как стратегических, так и тактических решений в процессе ведения бизнеса. В подборе кадров более полагаться на интуицию, чутьё. При управлении персоналом отдаёт предпочтение служебным отношениям, соблюдает субординацию и требует от подчинённых приоритета служебных, а не личных отношений с коллегами и подчинёнными по работе.
Процесс перехода от личности «гомо-советикус» к свободной личности напрямую связан с либерализацией экономических отношений между субъектами хозяйствования. Процесс либерализации должен проходить постепенно, естественно, и связан исторически со сменой поколений. Иначе говоря, с функционированием традиционных форм субъектов хозяйствования экономики постепенно должны создаваться субъекты хозяйствования, ориентированные на культурно-исторические традиции, характерные рыночным отношениям, работе в команде и персональная ответственность, ориентированная на развитии личности человека. Самое большое влияние на государственное устройство оказывают политические процессы, проходящие в любой стране мира и приводящие к власти группу людей, объединённых одной идеей [2].
Проблема человека является стержнем проблем России. Для придания чрезвычайного значения качеству человека граждане России именуются человеческим капиталом. Мы стремимся доказать, что человеческого капитала, адекватного глобализации, в России нет, и, что хуже всего, никто в России не знает параметров имеющегося человеческого капитала и никто не хочет этого знать. Между тем параметры человеческого капитала страны более важны, чем параметры финансового капитала, и более объективны при измерении, оценке, учете, чем финансовый капитал. Объясняется это очень просто: человек является носителем картины мира, образа жизни, жизненной позиции и мировоззрения, которые могут быть более или менее адекватны глобализации. Например, если государство производит человеческий капитал с картиной мира далекого прошлого, то, естественно, такие люди не могут быть успешно адаптированы в настоящем по действующим проектам будущего. Не будет у России человеческого капитала, опережающего действующие проекты будущего, не будет страны, несмотря на несметные природные богатства, которые достанутся зарубежным переселенцам. Попытки активизировать отечественную экономику не удаются из-за дефицита трудовых ресурсов, отсутствия у собственных граждан достаточной мотивации работать и неспособности работать на современном уровне, когда удается создать мотивацию [4].
Переход от социалистического к рыночному укладу жизни объективно влечет за собой снижение степени персональной защиты личности со стороны социальных институтов государства и общества. Принцип патернализма, выступавший при социализме в качестве одного из ключевых механизмов регуляции взаимодействия в диаде «общество–личность», фактически, утратил свою актуальную значимость. Новый характер складывающихся ныне общественных отношений ориентирован на инициативу и активность самой личности, ее способность и готовность самостоятельно, то есть индивидуально принимать решения, выстраивать персональную стратегию собственной жизни. Идеал успешной личности современной молодёжи соответствует следующим представлениям: человек сделал себя сам, который устремлен рассчитывать в первую очередь на себя и который располагает для этого реальными личностными ресурсами и возможностями для их полноценной реализации [6].
Основной суммарный эффект воздействия высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие системы стандартов и качеств, присущих выпускникам. Воздействие образовательного учреждения заключается в том, чтобы социализировать индивида, усовершенствовать, отшлифовать, «приспособить» его ценности так, чтобы он мог быть полноценным «гражданином» определённой социокультурной среды определённого государства.
Идеологическое смешивание понятия воспитания и образования приводит к зомбированию, кодированию личности. Необходимо условно разграничить эти два понятия для понимания сути процесса воспитания и образования. Познание личностью как субъекта, физического, материального мира в процессе социализации формируется образованием через интеллект (мышление, память, визуализация и т. д.). Познание и восприятие невидимого мира духовной сферы личности, включающую в себя чувство, эмоции, мораль, этику, в сумме, создающей в личности ощущение совести, проявляющейся через стыд, формируется воспитанием через интуицию (опора на себя).
Психологические качества ребёнка способного к предпринимательской деятельности: инициативность в общении; проигрыш в игре стимулирует; практичность и реалистичность в выборе увлечений и друзей; прямолинейность, откровенность, напористость в сочетании с гибкостью, умением приспособиться к обстоятельствам и людям; интерес к коммерции и торговле, к семейному бюджету, умение толково распорядиться выдаваемыми ему карманными деньгами; аналитический склад ума, способность добраться до сути проблемы и решить ее; творческий подход к делу, умение «из ничего» извлечь пользу и выгоду для себя; умение учиться на собственных ошибках. При активизации мотивов нельзя опираться на финансовые стимулы. Материальное достижение для предпринимателя является следствием, а не результатом его деятельности. Предпринимателю нравится процесс, а не результат. Предпринимателю не нужна социальная поддержка в принятии решений. Крупные компании на постсоветском пространстве заинтересованы в том, чтобы их персонал обладал качествами свободной личности, которая в своей деятельности руководствуется совестью — за этим будущее. Тот, кто живёт за страх — это прошлое. Такие люди никогда не смогут быть конкурентно способными в современном обществе. Процесс социализации личности должен реформироваться. Приоритет процесса социализации необходимо отдавать свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за них, при этом, руководствоваться своей совестью, опираться на себя. Так же как телесной оболочке нужен чистый (свободный) воздух, так же для личности нужна чистая социальная среда без кодирования и регламентирования, свобода для творчества с целью самореализации.
Литература:
- Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.
- Коноплёв Н. Н., Коноплёва Л. С. Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 9–12.
- Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. — М.: Смысл, 2009. — 231 с.
- Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А. И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. — 512 с.
- Рапацевич Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск: Современная школа, 2010. — 720 с.
- Шумская Л. И., Бабосов Е. М. Актуальные проблемы обеспечения молодежной политики союзного государства // Учёные записки. — № 2, 2011. — С. 31–34.