Изучение основ рыночной экономики в настоящее время является обязательным компонентом высшего образования в России. Экономика как учебная дисциплина входит в блок социально-гуманитарных дисциплин и преподается студентам педагогических вузов на всех факультетах. Не вызывает сомнения необходимость формирования знаний о принципах функционирования рыночной экономики, развития у студентов экономического мышления, адекватного современным условиям. Вместе с тем, на наш взгляд, содержание преподаваемого курса, заданное государственным стандартом высшего профессионального образования, недостаточно отвечает задаче формирования гражданской позиции учащихся, умения самостоятельно делать осознанный выбор в конкретных ситуациях и нести ответственность за свой выбор.
Закономерно, что с переходом к рыночным принципам хозяйствования дисциплина марксистской политэкономии была заменена отвечающим запросам новой экономической системы курсом экономической теории, основой которого является западная экономикс, ее центральное направление - «мэйнстрим». На наш взгляд, экономикс не отличается философской глубиной познания экономических законов, не рассматривает своеобразие проявления их в хозяйственной жизни различных народов, ограничиваясь математическим моделированием экономических явлений, характерных для стран с развитой рыночной экономикой. Теоретическая экономика должна, прежде всего, опираться на философию, которая призвана обеспечить обучение людей мышлению, технологии принятия решений о качестве тех или иных объектов &#;2, 159&#;</FONT>.<P> Преподаваемый курс экономической теории не предполагает подробное изучение иных, не совпадающих с экономикс точек зрения. Ограничиваясь констатацией их наличия, экономикс предлагает изучение моделей поведения человека экономического, предпринимателя и фирмы с единственной целью – максимизация прибыли. О том, что люди как определенная совокупность, общество, ведут себя несколько иначе, экономикс предпочитает не упоминать – такое поведение не поддается моделированию, а более глубокий анализ экономикс не доступен. Западная мысль изгоняет всякое упоминание о несправедливости современного общества, о существовании социального паразитизма, грабительства, эксплуатации. По мнению А.Г. Войтова, «широкое распространение экономикс свидетельствует не об ее истинности, а о могуществе тех, чьи интересы она защищает. Главная ее идеологическая функция – манипулирование сознанием людей с тем, чтобы они не боролись за свои интересы». Тем самым она выполняет функцию апологетики современного экономического строя <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>2, 148<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>.<P> Традиционная экономическая теория не в состоянии ответить на следующие вопросы: «Почему рыночный механизм не всегда действует в интересах большинства членов общества?», «Как данный механизм используется для достижения целей небольшого числа влиятельных лиц или групп?», «Почему существуют неэффективные экономические системы?». В таких условиях акцент на математическом моделировании вредит пониманию всей экономики. Можно констатировать, что экономикс - не общая теория экономики, а прикладная экономическая наука о наиболее развитой сегодня форме рынка. Существует мнение, что в таком виде она нужна только ограниченному числу профессионалов, а не широкой общественности, «99% экономикс не нужны 99% населения» <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>2, 148<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>.<P> По мнению Автономова В.Г., «главной внутренней причиной, порождающей постоянные кризисы экономической науки, является противоречие между ее притязанием на общественную полезность и абстрактным характером ее построения». <P>Преподавательский опыт показывает, что мышление «человека экономического», понимание своей личной выгоды как единственной цели, предназначения своей жизни формируется достаточно просто. Практические навыки в области предпринимательства, умения просчитать свои доходы и прибыль приобретаются также без особых затруднений. Однако такой подход не располагает к рассуждению о необходимости проявлять поддержку, оказывать помощь слабым, задумываться о судьбе своего народа, анализировать проводимую правительством экономическую политику; не формирует у студентов активной гражданской позиции. <P>А между тем, последствия проводимой сегодня экономической политики, базирующейся на неолиберальных убеждениях, не могут оставить равнодушным настоящего гражданина, патриота своей страны. Ситуация в российской экономике не просто тревожна, под угрозой действительно стоят национальная безопасность страны и само выживание Российской Федерации как суверенного государства: «Перед нами снова угроза оказаться беспомощными свидетелями деградации великой державы. Россия не может позволить себе еще один период безвременья, после которого страна окончательно успокоится на задворках цивилизации…речь идет о самом выживании России, по крайней мере, в ее нынешних геостратегических параметрах…» <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>4, 22<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>. <P>Как известно, заблуждения теоретиков могут иметь крайне негативные последствия в виде результатов проводимой на их основе экономической политики. В начале переходного этапа утверждалось, что экономическая политика, основанная на принципах экономикс, <SPAN LANG="en-US">laissez</SPAN> <SPAN LANG="en-US">fire</SPAN>, обеспечит быстрый подъем и процветание стране, столь долго управляемой на основе иного мировоззрения. Однако за прошедшие почти два десятилетия не удалось добиться каких-либо впечатляющих успехов. Предприниматели, взращенные на почве экономикс, не обеспечивают обещанного экономического процветания. <P>Как справедливо отмечает А.Б. Любинин, очень скоро после старта постсоветских радикальных преобразований обнаружилось, «что без специфических управленческих усилий «федерального центра» становятся невозможными любые формы общенациональной консолидации населения и поддержание хоть какой-либо социальности экономической жизни, неудержимо нарастают тенденции к территориальной дезинтеграции и политическому распаду «нового независимого государства». Изначально ярко проявились также полное отсутствие у доморощенной крупной буржуазии национального самосознания, ее отношение к России исключительно как к своей «экономической (рыночной) родине» <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>4, 23<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>.<P> Даже сторонники либеральных принципов в экономической политике справедливо заключают, что проводимый курс ныне воплотился в ситуации, когда «слишком многое располагает к инерции и загниванию» и «надежд на обновление сейчас, возможно, даже меньше», чем двадцать лет назад <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>4, 23<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>. Действительно, результаты проведенной реформы плачевны: в мировом экономическом пространстве Россия позиционируется исключительно как экспортер сырьевых ресурсов. Экспорт нефти и газа в значительной степени формирует ее ВВП и государственный бюджет. В тоже время до 40% требуемого продовольствия Россия вынуждена ввозить из других стран, между тем, считается, что угрозу экономической безопасности любой страны представляет импорт продовольствия в размере 28% от совокупных потребностей в нем <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>5, 296<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>.<P> Беспрецедентным в 90-х годах и в начале нового десятилетия стало бегство капитала из страны. По разным оценкам, за границу выведено 200-500 млрд. долларов, при этом приток иностранных инвестиций был в 3-4 раза меньше оттока капитала из страны. Практически перестала существовать текстильная промышленность, страна вынуждена закупать продукцию этой отрасли в таких странах, как Беларусь, Италия, Франция и ряде других стран <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>5, 292<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>. <P>Не вызывает сомнений, что в сложившихся условиях первоочередной становится задача смены вектора развития – преодоления избыточной зависимости от экспорта сырья с выходом в экономику знаний, наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций. Надо полагать, что при этом в большей степени экономическая политика будет опираться не на советы западных идеологов, международных финансовых организаций, а строится с учетом специфики экономики России, особенностей ее социально-экономического развития, традиций, менталитета.<P> Политика, основанная на теории радикально-либералистсткого направления научной мысли, не оправдала себя в российских условиях, и прошедшие двадцать лет – срок достаточный для адекватной оценки социально- экономического положения нашей страны, осознания характера ее отвергнутого прошлого и ее «получившегося» настоящего, а главное, для выявления ее реальных перспектив. Однако по-прежнему теоретики свободного рынка позиционируют себя как победители в историческом споре идеологий: «Либеральная идея уже успела материализоваться в нашей стране в виде Конституции РФ и федеральных законов, в виде организации политического процесса, повседневного мироощущения людей и фактической ориентации большинства СМИ» <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>4, 21<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>. Для преодоления нависших угроз по-прежнему предлагается старый рецепт: минимизация роли государства в экономике, которое объявляется «главным ограничителем развития». Хотя «его стимулирующие действия могут быть локально полезными, - пишут авторы доклада Института современного развития «Россия <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT> века: образ желаемого завтра» о роли государства, - в целом это попытка форсировать мотор при заблокированных тормозах». Очевидно, что такой подход, не отличается новизной и, к сожалению, теоретически не только не отвергается действующими федеральными властями, но и в большей мере соответствует их мировоззренческим устоям <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>4, 22<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>.<P> Безусловно, для изменения курса экономической политики необходимо его глубокое теоретическое обоснование с привлечением экономистов различных взглядов. Вместе с тем, не менее важно и экономическое просвещение граждан, которые должны уметь сделать самостоятельный грамотный выбор в пользу того или иного варианта экономического развития. Еще в 18 веке министр финансов Ж.Тюрго писал о необходимости образования широких народных масс, ибо незнание ведет к косности и сопротивлению «даже таким переменам, которые направлены на улучшение их жизни» <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>2, 66<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>.<P> Исследователи социально-экономических процессов в России отмечают, что пока еще, полагаясь на своих руководителей, народ до сих пор не задумался с должной мерой серьезности над проблемой настоящего и будущего «либеральной России». В массовом сознании конфликтно переплетаются как «пережитки социализма», так и появившиеся «нажитки капитализма». По образному выражению одного из известных рок-музыкантов, «Россия - это не географическое понятие, а черная дыра, где гуляют по кругу все времена и все эпохи: в людях, в экономике, человеческих отношениях» <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>4, 39.<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT><P> Очевидно, насколько значима и ответственна в таких условиях роль экономического образования. Особенно для студентов педагогических вузов, которые сами в недалеком будущем будут учить школьников умению анализировать события и явления в экономике и принимать самостоятельные решения, воспитывать мыслящих людей, без которых невозможно гражданское общество. <P>В условиях определенных требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами к содержанию дисциплины и ограниченности лекционных часов, особенно остро ощущается необходимость в новых качественных учебниках по экономической теории, в которых нашлось бы место не только западной экономикс, но и другим имеющимся в настоящее время подходам к экономическим проблемам. Однако «смутное время» вызывает и смуту в умах ученых-обществоведов, во многих современных учебниках «философы и экономисты живут как будто на различных планетах». В результате, по признанию М.Блауга, экономисты нередко похожи на «лживых пастырей» <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>2,168<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>. <P>Существенно раздвинуть содержательные и временные рамки учебников, развить самостоятельность и активизировать мышление студентов, воспитать в них вкус и умение работать с информацией помогают учебная исследовательская (научная) работа, защита рефератов по выбранной теме, подготовка и дискуссионные обсуждения подготовленных сообщений по актуальным темам мировой и российской экономики.<P> <BR /> <DL> <DT>Литература:</DL> <OL> <LI><P> Будахина Н.Л. Актуальные проблемы повышения эффективности преподавания экономических дисциплин в переходный период//Экономика в школе. – 2008. -№1/2. <LI><P>Войтов А.Г. История экономических учений - 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К<SUP>о</SUP>», 2008. – 200с.<LI><P> Ковынева Л.А. О воспитании экономического мышления школьников // Экономика в школе. – 2006. - №4.<LI><P> Любинин А.Б. Какие времена – такие и прогнозы (о докладе Института современного развития «Россия <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT> века: образ желаемого завтра» и статье В.Н.Лексина Либеральная Россия как реальность и как перспектива»)//Российский экономический журнал. – 2010. - №3. – С.21 <LI><P>Международные экономические отношения. Международный бизнес: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 571 с. – (Высшее образование)</OL>