В статье автор выявляет воспитательный потенциал российских экономических вузов, связанный с развитием различных видов воспитательного процесса у студентов, формированием профессиональной этики экономиста.
Ключевые слова: воспитание, виды воспитания, нравственное состояние, воспитательный потенциал, нравственная экономика, этика экономиста.
Воспитание является одним из главных составляющих целостного педагогического процесса. Известный советский и российский ученый в области педагогики Сластенин В. А. рассматривал воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, т. е. как общество влияет на формирование личности. В данном случае воспитание тесно связано с процессами социализации. Воспитание в узком смысле определяется как социально организованная деятельность педагогов (т. е. воспитательная работа) по отношению к обучающимся для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [1, с.343].
Выделяются следующие виды воспитательного процесса (таблица 1).
Таблица 1
Классификация видов воспитания
Признак |
Виды |
Обобщенная |
- умственное — нравственное — трудовое — физическое |
Различные направления |
- гражданское — политическое — интернациональное — нравственное — эстетическое — трудовое — физическое — правовое — экологическое — экономическое |
Институциональный признак |
- семейное — школьное — внешкольное — конфессиональное (религиозное) — воспитание по месту жительства — воспитание в детских, юношеских организациях — воспитание в специальных образовательных учреждениях |
Стиль отношения между воспитателями и воспитанниками |
- авторитарное — демократическое — либеральное — свободное |
Философская концепция |
- прагматическое — аксиологическое — коллективистское — индивидуалистическое и т. д. |
Источник: составлено автором на основании [1, с. 343]
Согласно проведенным исследованиям по оценке нравственного состояния современного российского общества [2], «для современной российской действительности характерны снижение культурного уровня, моральная деградация и криминализация общества, размытость ценностей и социальных норм». В 2005 и в 2015 г. значительная часть респондентов (57 % и 55 % соответственно) высказались «за» следующую жизненную позицию: «Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные нормы и принципы». Остальные 43 % и 45 % соответственно поддержали формулу: «Современный мир жесток, и для того, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные нормы и принципы», причем, данной точки зрения в основном придерживались молодые люди, что не может не настораживать. «Недостаток нравственного воспитания и образования становится уже не только проблемой образованности и воспитанности, но и формирования новых свойств личности, специфического личностного профиля, психологического механизма, обеспечивающего асоциальное поведение школьника и подростка». Для современной студенческой молодежи такое понятие как «труд» не ассоциируется с долгом человека перед обществом, как это было в советском периоде. Например, по способам зарабатывания денег 12,5 % молодых людей считают вполне этичными предприятия, организованные по типу финансовых пирамид, 15,7 % — гадание, магию, деятельность экстрасенсов, 6,9 % — производство и торговлю вредными для экологии и людей продуктами [2].
В связи с представленными эмпирическими данными оценки нравственности российского общества, в том числе молодежи, можно сделать вывод о значимости повышения воспитательного потенциала в образовательных учреждениях различного уровня, в частности в экономических российских вузах. Именно студенческие годы стоят на пороге взрослой жизни. Несмотря на то, что в этом возрасте у людей уже сформировалось определенное мировоззрение, необходимо обращать их внимание на экологические, правовые, семейные, медицинские, экономические, социальные и другие проблемы современного общества, предлагать различные походы к решению данных вопросов, формировать правильное отношение к ним, поскольку их наличие во многом определено снижением морально-нравственного уровня всего населения. Необходимо пропагандировать среди студентов важность честных отношений, учить их правильно расставлять приоритеты, находить выходы из ситуаций, которые стоят на границе «добра и зла».
Подготавливая студента, необходимо не только обучать его профессиональным навыкам, но и закладывать определенную этику специалиста, прежде всего, как высоконравственного. Отдельно хотелось бы рассмотреть этику экономиста, какой она должна быть и как должна реализовываться на практике. Должность «экономиста» присутствует в современной экономике на предприятиях различных организационно-правовых форм. К тому же в настоящее время имеется довольно много социально-экономических проблем в стране. Поэтому этика работы данных специалистов является значимой для государства в целом.
Как сочетаются такие понятия как «нравственность» и «экономика»? Аргументированный ответ на данный вопрос дает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который справедливо отмечает, что экономика не является сферой исключительно материальных интересов, а безнравственная экономика — это уже не экономика в изначальном смысле слова, так как служит она не созиданию, а разрушению. Первопричина мирового финансово-экономического кризиса видится в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в нивелировании высшей цели экономики — построения процветающего общества. Стремление преумножить личное благосостояние — это не единственный мотив, который должен двигать экономическими отношениями. С точки зрения православной этики другим таким мотивом является стремление помочь ближнему, желание видеть, что результаты труда приносят пользу не только конкретному человеку, но и стране, обществу. Данный критерий, в свою очередь, является определяющим для характеристики нравственной экономики как нового типа хозяйствования, не имеющего ничего общего с «диким капитализмом» [3].
Например, одним из проблемных с позиции нравственности выступает такое экономическое понятие как «предпринимательская деятельность», предполагающая в большинстве случаев конкуренцию. «Конкуренция» в переводе с латинского означает соперничество, а основная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли. Нередко для достижения этой цели используется нечестная конкуренция, обусловленная желанием получить максимально возможную прибыль. В этой «гонке» предприниматель перестает видеть других субъектов экономической деятельности: конкурентов, потребителей, государство и т. д. Важно научить студентов экономических специальностей смотреть шире на ведение предпринимательской деятельности, обращать внимание на морально-нравственные аспекты в данном вопросе, подчеркивать их значимость для всей экономики в целом, и для предпринимателя, в частности. Для предпринимателя важно наличие не только предпринимательских способностей, но и нравственная их реализация: умение признавать кого-то лучшим, умение радоваться за достижения других людей, если они приносят пользу потребителям и т. п. В ответ у предпринимателя появляется возможность альтернативного выбора как в решении вопросов уже в существующем виде деятельности, так и в реализации себя в другой отрасли, т. е. возникает возможность развития и поиска себя. В данной ситуации можно говорить о признаках совершенной конкуренции, когда предприниматель может свободно входить и выходить с рынка. Но совершенная конкуренция, как известно, мало реалистична на практике, поэтому в реализации нравственной экономики важным становится развитие самой личности: ее внутренних качеств, умений, навыков, мировоззрения.
Воспитательный процесс в экономических российских вузах в настоящее время реализуется через общие (непрофильные) дисциплины, такие как философия, психология, правоведение и т. п., и внеучебную деятельность, включающую проведение различных мероприятий: научных, просветительских, культурных и т. д. Изучение непрофильных дисциплин заключается в основном в разборе теоретических положений, основ предметов для всестороннего развития студентов. Развитие организационной формы реализации воспитательного процесса в экономических вузах заключается в том, чтобы выводить эти предметы на уровень практики, делая акцент на знания, которые реально важны для взрослой жизни. Например, занятия по экологии должны мотивировать студентов на природоохранную политику. Психология должна помогать человеку в решении личностных вопросов, семейных отношений, взаимодействию с коллегами и т. д. Именно в вузах должны раскрываться правовые основы государства, должны подниматься и разбираться часто встречающиеся на практике вопросы, связанные с правами и обязанностями граждан, предпринимателей, потребителей и т. д. Оптимальным методом в реализации вышеперечисленных направлений будет использование кейс-технологий.
Также одним из организационных мероприятий может выступить внедрение в вузы, как и в школы, дисциплины «Особенности религиозных культур и светской этики», но на более взрослом уровне — с разбором жизненных ситуаций, с раскрытием смысла жизни и т. д. Подобным образом необходимо организовывать и другие виды воспитательного процесса.
Преподавать данные дисциплины могут не только преподаватели-теоретики, но и специалисты из соответствующих по профилю организаций. При этом каждый педагог должен акцентировать свое внимание на развитие у студентов высоких морально-нравственных качеств.
Преподаватели профильных дисциплин по экономике должны, прежде всего, придерживаться сами экономической этики и воспитывать ее у студентов. Тогда в стране многие социально-экономические проблемы будут постепенно разрешаться.
Не только законодательно необходимо сдерживать коррупцию, развитие теневого сектора экономики и другие подобные экономические явления, но и духовно-нравственно, раскрывая значимость жизни по моральным законам и последствия отступления от этих норм для самого человека и для жизни общества в целом.
Литература:
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- А. В. Юревич. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. — 2018. — № 4. — С. 168–179.
- С. Н. Шишкин, доктор юридических наук, советник судьи Конституционного Суда РФ. Нравственнаяэкономика: проблемы правового обеспечения // Бизнес, менеджмент и право: научно-практический экономико-правовой журнал. URL: http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=962 (дата обращения: 27.02.2020).