«Экономический патриотизм» в Российской Федерации: формирование гражданской позиции молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кобылянская, М. С. «Экономический патриотизм» в Российской Федерации: формирование гражданской позиции молодежи / М. С. Кобылянская, Е. А. Матушевская, И. В. Березина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33541/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается понятие «экономический патриотизм», взаимосвязь категорий «экономика», «экономический патриотизм», и «любовь к Родине». Приведены доказательства необходимости популяризации в обществе, особенно среди молодежи экономического патриотизма. Предложен в рамках формирования гражданской позиции молодежи мультидисциплинарный курс «Экономический патриотизм молодежи», обозначены его цель, задачи и блоки для обучения.

Ключевые слова: «экономический патриотизм», импортозамещение, молодежь, мультидисциплинарный курс.

Формирование стратегии РФ, ориентированного на производство продукции и товаров внутри страны – импортозамещение – важная составляющая экономического развития и безопасности [1, с.42] государства в настоящем и будущем. В тоже время достижение программы импортозамещения невозможно в условиях низкой ориентации потребителей на отечественные продукты, ведь если в условиях невозможности покупки зарубежного товара приобретают отечественный вынужденно, то психологический аспект запрета чего-либо может влиять на личность и социальные слои, вызывая недовольства групп граждан, порождая конфликты в обществе. Эффективное решение указанной проблемы возможно в рамках концепции «экономического патриотизма».

Концепции экономического патриотизма и ее элементам посвящены работы: Карейона Б. [2]., Клиновой М.В. [3,4], Вербицкой Н.О., Орининой Л.В. [5], Карнышева А. Д. [6] и др. Однако в данных работах не раскрываются аспекты: сущности категории, уровни, формы, методы управления и пр.

Целью данной статья является раскрытие взаимосвязи элементов категории «любовь к Родине» с их экономической составляющей, образующих сущностное поле дефиниции «экономический патриотизм» для обоснования базовой части мультидисциплинарного курса «Экономический патриотизм молодежи».

Для достижения цели необходимо решить ряд задач: раскрытие элементов категории «Любовь к Родине»; установление взаимосвязи элементов категории «Любовь к Родине» с экономикой; разработка основных элементов мультидисциплинарного курса «Экономический патриотизм молодежи».

Анализ последних публикаций. Категория «экономический патриотизм» была введена в 2003 году депутатом национального собрания Франции Б. Карейоном. [2]. Термин обычно используют на уровне международных отношений и взаимодействия регионального бизнеса с транснациональными корпорациями и/или поведением покупателей, предпочитающих исключительно национальные товары.

В диссертации на тему «Теория и практика партнерства государства и частного капитала в европейских странах» Климова М.В. использует понятие «экономический патриотизм» в контексте хозяйственной безопасности, разделяя его на конструктивные и деструктивные формы [3, с. 40; 4, с. 35].

Основная часть. Этап 1. Любовь к Родине является дискуссионной категорией, состоящей из множества элементов. Для нашего исследования важно, что данная категория, в том числе, включает в себя синергию укрупненных элементов понимания личностью: человека и общества, их базовых потребностей и деструкций, с ними связанных; природы и ее базовых потребностей, деструкций в природе; науки и техники и их базовых потребностей и деструкций, с ними связанных.

Это графически представлено в виде кругов Элера-Винна на рисунке 1.

Рис. 1. Схема взаимодействия составляющих любви к Родине при помощи кругов Элера-Винна

1 – подмножество составляющих понимания и приятия личностью общества и других личностей;

2 - подмножество составляющих понимания и приятия личностью природы;

3 - подмножество составляющих понимания и приятия личностью науки, техники и др. сфер человеческой деятельности

4 – множество «Любовь к Родине»

Этап 2. Наложение экономики как научно-прикладной сферы интересов человечества на элементы составляющих жизненного пространства человека усложняет схему 1 до графической формы, отраженной на рисунке 2.

Рис. 2. Схема взаимодействия составляющих любви к Родине с экономикой при помощи кругов Элера-Винна

1 – 4 тоже (см. рис.1);

5 – подмножество составляющих экономики как сферы деятельности человека.

Таким образом, экономика взаимодействует со всеми элементами Любви к Родине, на уровне понимания и приятия, что обеспечивает определенные личностные поведенческие характеристики индивида, что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Эффекты взаимодействия элементов любви к Родине с экономикой

Укрупненный элемент «Любви к Родине»

Трансформация элемента под действием принципов экономики

положительный эффект

отрицательный эффект

Понимание человека и общества, их базовых потребностей и деструкций, с ними связанных

Возможность формирования процессов с учетом экономической и социальной эффективности, что позволяет экономить ресурсы и использовать их рационально и эффективно. Грамотная и эффективная минимизация деструкций

Перекос интересов личности в строну Эго, отказ от концепции любви с преобладанием интересов коммерциализации в ущерб другим людям и обществу

Понимание природы и ее базовых потребностей, деструкций в природе

Возможность гармоничного сожительства с природой на принципах сочетания экономической и экологической эффективности. Грамотная и эффективная минимизация деструкций

Отход личности от интересов Природы, отказ от концепции любви к Природе с преобладанием интересов коммерциализации в ущерб экологии

Понимание науки и техники и их базовых потребностей и деструкций, с ними связанных.

Возможность гармоничного развития научно-технического прогресса на принципах сочетания экономической и научно-технической эффективности. Грамотная и эффективная минимизация деструкций

Отход личности от комплексного и системного развития научно-технического прогресса, развитие коммерчески выгодных «быстрых» технологий при отставании в развитии фундаментальной науки

Анализ таблицы 1 показывает, что экономическая составляющая в крайних своих эффектах при наложении на любовь к родине человека усложняет поведенческие особенности личности, позволяя ей раскрыться как в позитивную, так и в деструктивную сторону. Трансформация личности, проявляясь во всех сферах деятельности отдельного человека: личные интересы, семья, работа, хобби и т.д., формирует единичное поведенческое поле, оказывающее влияние на государство в целом.

Интересно, что исследования, проведенные в РФ в молодежной среде, раскрывают неплохую осведомленность о категории «экономический патриотизм» среди студенчества, но сами респонденты оценивают свой уровень экономического патриотизма невысоко [5].

Следовательно, решая задачи безопасности государства на перспективу формирование экономического патриотизма, в том числе среди молодежи является драйвером государства. Программы по воспитанию экономического патриотизма в среде молодежи обеспечивают не только «форму», но и является базой «содержания» будущего страны. Ведь реализуя принципы экономического патриотизма во всех сферах жизни, человек будет реализовывать свои высшие потребности в пирамиде Маслоу, обеспечивая достойную жизнь себе и окружающим.

Этап 3. Мультидисциплинарный курс «Экономический патриотизм молодежи» является синтезом дисциплин: экономика, социология, психология, педагогика, экология, философия и т.д. Цель курса «Экономический патриотизм молодежи»: заложить основы экономического склада ума, основанные на любви к Родине.

Блоки для обучения по курсу «Экономический патриотизм молодежи»:

  1. Малая и большая Родина: экономическая география, социальный уклад и этносы.
  2. Память и достижения героев прошлого малой Родины.
  3. Передовые наработки современной науки, техники, медицины и т.д.
  4. Базовая экономическая грамотность.
  5. Экономическая порядочность: за и против.
  6. Психология успеха: личность и ее становление.
  7. Социальная и экономическая эффективность: союз "и"/"или"?
  8. Экономика и экология: сочетать или противопоставить?
  9. Кто Я? Чего я хочу? Каким я это вижу? Моя мечта о будущем Родины - какая она?
  10. Ограничения моей мечты: экономические, социальные, экологические, технические
  11. Как решить вопросы с ограничениями мечты?
  12. Моя любовь к себе и Родине - крылья в достижении заветной мечты.
  13. Осторожно: ложный экономический патриотизм как способ манипуляции обществом.
  14. Уголовные преступления в экономике - обратная сторона экономического патриотизма.
  15. Кто они - экономические патриоты: примеры в личной жизни, бизнесе, государственном управлении.

Вывод: в условиях глобализации и давления на Россию со стороны западных государств становится важным воспитание у молодежи «экономического патриотизма». Дальнейшие исследования авторов будут направлены на развитие категории «экономический патриотизм» в части системного раскрытия его уровней, форм и методов управления.

Литература:

  1. Березина И.В. Становление понятия «экономическая безопасность» в России [Текст] / И.В. Березина, Ю.С. Гиржева // Новая наука: современное состояние и пути развития: по итогам Международной научно-практической конференции (09 декабря 2015 г.). – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. – С. 42-44.
  2. Carayon B. Intelligence économique, compétitivité et cohésion sociale: Rapport au Premier Ministre. Paris: La Documentation Française, 2003. – P. 11.
  3. Клинова М.В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое? // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 4. С. 32-41.
  4. Клинова М.В. Теория и практика партнерства государства и частного капитала в европейских странах: Автореферат, д.э.н. - М., 2014. - 48 с.
  5. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России. Системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2248-2252;
    URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39912 (дата обращения: 31.08.2016).
  6. Карнышев А. Д. Экономический патриотизм: государственные, этнорегиональные и личностные аспекты / А. Д. Карнышев // Известия Ир- кутской государственной экономической акаде- мии. — 2016. — Т. 26, № 3. — С. 509–517. — DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).509-517.
Основные термины (генерируются автоматически): экономический патриотизм, Родина, любовь, подмножество составляющих понимания, приятие личностью, эффективная минимизация деструкций, концепция любви, метод управления, моя мечта, научно-технический прогресс.


Ключевые слова

молодежь, импортозамещение, «экономический патриотизм», мультидисциплинарный курс

Похожие статьи

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации

В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников

В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи

В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...

Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения в условиях современной глобализации

В данной статье рассматриваются технологии воспитания патриотизма в рамках основных проблем человека и человечества в целом. Акцент сделан на современных средствах, направленных на воспитания чувства патриотизма, а также на том, что в качестве иннова...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идее российского общества

В статье сделана попытка анализа разных подходов к проблеме патриотизма в виде объединяющей идеи российского общества. В результате сделан вывод о том, что необходимо противостояние проявлениям экстремизма через патриотическое воспитание в вузах и шк...

Политические аспекты государственной поддержки научно-технического творчества молодежи

В современной России научно-техническое творчество молодежи находится на стадии вымирания. Главные причины — отсутствие политики его государственной поддержки, а также колоссальный отрыв системы российского образования от общемировых процессов. Автор...

Похожие статьи

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации

В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников

В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи

В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...

Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения в условиях современной глобализации

В данной статье рассматриваются технологии воспитания патриотизма в рамках основных проблем человека и человечества в целом. Акцент сделан на современных средствах, направленных на воспитания чувства патриотизма, а также на том, что в качестве иннова...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идее российского общества

В статье сделана попытка анализа разных подходов к проблеме патриотизма в виде объединяющей идеи российского общества. В результате сделан вывод о том, что необходимо противостояние проявлениям экстремизма через патриотическое воспитание в вузах и шк...

Политические аспекты государственной поддержки научно-технического творчества молодежи

В современной России научно-техническое творчество молодежи находится на стадии вымирания. Главные причины — отсутствие политики его государственной поддержки, а также колоссальный отрыв системы российского образования от общемировых процессов. Автор...

Задать вопрос