Библиографическое описание:

Ищук Т. В. Контроль за благотворительной деятельностью и правонарушения в области благотворительной деятельности в Российской Федерации [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 127-129.



 

Актуальность данной темы обусловлена развитием рыночных отношений, в связи с чем именно благотворительность явилась формой общественных отношений, имеющей важное социальное значение. Благотворительность в различных своих формах присутствовала на протяжении всей истории России. Благотворительная деятельность представляет собой один из способов нивелировать разрыв между богатством и бедностью.

По данным Минюста России число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2015 г., составляет: благотворительные общественные организации — 1615 (в том числе зарегистрировано в 2014 г. — 103); благотворительные общественные движения — 11 (том числе зарегистрировано в 2014 г. — 1 ); благотворительные общественные фонды — 1950 (из них зарегистрировано в 2014 г. — 93); благотворительные общественные учреждения — 4.

Благотворительность можно рассматривать не только как механизм для преодоления социального неравенства, но и как внебюджетного финансирования для развития образования, науки, медицины, решения таких острых проблем, как предупреждение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, адресной помощи престарелым, инвалидам и иным категориям нуждающихся [1, с.3].

В ст. 39 Конституции РФ закреплено, что благотворительная деятельность поощряется в Российской Федерации. Кроме этого, развитие благотворительной деятельности среди граждан и организаций в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

Предполагается, что государство должно как стимулировать осуществление благотворительной деятельности, так и контролировать ее оказание. На данный момент контроль государства в данной области связан с возможностью получения благотворителями налоговых льгот и сокращения налогооблагаемой базы по прибыли [1, с.3].

Понятие благотворительной деятельностиопределено в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительной признается деятельность, которая носит целевой и адресный характер, при этом она осуществляется бескорыстно. Для того, чтобы признать деятельность благотворительной она должна соответствовать целям, перечисленным в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». К ним относится:

                   социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

                   подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

                   содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

                   содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

                   содействие защите материнства, детства и отцовства;

                   содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

                   охрану окружающей природной среды и защиты животных;

                   охрану и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

                   социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; и т.д.

На данный момент в Российской Федерации не созданы специальные органы, уполномоченные контролировать оказание благотворительной деятельности. В месте с тем, определенный «косвенный» контроль производится налоговыми органами. Согласно подп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса РФ (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ ( в ред. 30 декабря 2012 г.) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров не подлежат налогообложению. Для подтверждения права на освобождение от уплаты налога благотворитель должен предоставить в налоговые органы определенный перечень документов.

Исходя из выше сказанного следует, что под определенный контроль подпадают только последствия благотворительной деятельности. В следствии этого под видом благотворительной деятельности совершаются различные правонарушения, к примеру недобросовестные представители бизнеса в целях получение налоговых льгот, могут прикрываться благотворительной деятельностью, которая, по своей сути, находится на уровне налогового правонарушения. Так ПРООИ «Благочестие», используя статус общественной организации инвалидов и пользуясь льготой, предусмотренной ст. 149 Налогового Кодекса РФ, по уплате НДС в бюджет, фактически осуществляло не благотворительную, а предпринимательскую деятельность, при этом какой-либо медицинской, социальной и другой помощи инвалидам — членам организации «Благочестие» не оказывало [3].

Вместе с тем, говоря о контроле за последствиями благотворительной деятельности, необходимо учитывать и качество ее оказания, о чем свидетельствуем деятельность правоохранительных органов.Иногда благотворительные акции могут приводить и к неосторожным преступлениям. Данный вид неосторожных преступлений имеет некоторые особенности. Одним из примеров, обосновывающих данный тезис, могут послужить следующие события: В Ивановской области прокуратура проводит проверку по факту гибели 5-летнего мальчика от падения на голову металлических ворот. По предварительным данным было установлено, что в пос. Верхний Ландех летом 2013 года в рамках реализации благотворительной программы построена спортивная площадка для занятий минифутболом и баскетболом. Однако на баланс муниципалитета указанная площадка не принята, приёмка была намечена на 11 августа 2013 года. Вместе с тем строительно-монтажные работы закончены, ограждений, препятствующих доступу на площадку посторонних лиц, сторожевой охраны не имелось. В связи с этим 19 июля 2013 года на площадке свободно играли дети и на ребёнка опрокинулись металлические сварные ворота для игры в минифутбол, вследствие чего, несовершеннолетний получил травму головы, от которой скончался, не приходя в сознание [4].

Ужесточение государственного контроля представляется целесообразным как в отношении коммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, так некоммерческих организаций. О чем свидетельствует практика правоохранительных органов, а именно установление фактов нецелевого использования выделяемых для некоммерческих организаций средств. К примеру, в 2012 году Санкт-Петербургской благотворительной историко-просветительской правозащитной организацией «Мемориал» из полученных 400 тыс. рублей от иностранных источников на реализацию программы «Забота о стариках», по назначению были использованы только 15 %. Остальные средства израсходованы на аренду занимаемого помещения, зарплату и иные цели [5].

Изучение практики показало и другие нарушения закона, субъектами осуществляющими благотворительную деятельность. Нередко именно под видом благотворительности совершаются мошеннические действия. Так, В Кемеровской области по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий при установлении тарифов на услуги в сфере ЖКХ, в стоимость тарифов вошли и расходы на благотворительность [6].

Под видом благотворительных фондов и организаций создаются различные экстремистские и террористические группировки. О чем подробно раскрывается в отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003 — 2004 гг., в том числе о различных способах отмывания преступных доходов и финансирования терроризма с использованием благотворительных организаций [7]. В 2013 г. ФАТФ разработала концепции, призванные государственным органам максимально эффективно обезопасить неправительственные организации, занимающиеся сбором и распределением денежных ресурсов в благотворительных, образовательных, религиозных, социальных, культурных, целях или занимающиеся другими общественно полезными и благими делами от использования или злоупотребления со стороны людей, финансирующих терроризм [8]. В некоторых случаях благотворительная организация является, по сути, ширмой для того, чтобы под видом легальной деятельности переводить денежные средства террористам. В отчете ФАТФ 2015 г. «Финансирование террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)» в качестве одних из основных источников финансирования называются денежные переводов из благотворительных организаций в зоны конфликта или регионы, где ведет свою деятельность ИГИЛ. При этом отмечаются такие прецеденты какпожертвования на иностранное усыновление и отвод средств агентами через НКО [9].

В данной работе освещены лишь некоторые виды правонарушений, совершаемых под видом благотворительности. Как было показано, они могут быть разными как по форме вины, так и по объекту посягательства.Данные преступления имеют свою специфику и многообразие форм нарушения законодательства, преследующие такие цели, как обогащения, уклонения от налогов и иные цели не соответствующие целям благотворительной деятельности, обозначенных законодателем. Стоит согласиться с тем, что «динамично развивающаяся в России сфера благотворительности должна рассматриваться не только как категория экономическая, но и криминологическая» [1, с. 4]. Выявленные нарушения, на наш взгляд, в значительной степени обусловлены отсутствием надлежащего государственного контроля за благотворительной деятельностью, именно усиление контроля со стороны государственных органов способны снизить и искоренить преступность в сфере благотворительности. Необходимость защиты интересов как благотворителей, так и благополучателей особенно актуально в современный период общей экономической нестабильности, в условиях финансово-экономического кризиса, тяжелой политической ситуации в мире

 

Литература:

 

  1.              Жердева Н.И. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере благотворительности: вопросы теории и практики: автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2006.
  2.              Гусев И. Благие дела под контролем // Юридическая газета. 2011. № 12.
  3.              См.: Новости Следственного комитета Российской Федерации // URL: http://www.sledcom.ru/news/330243.html?sphrase_id=288788 (дата обращения: 18.01.2016).
  4.              См.: Новости Генеральной прокуратуры России // URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-83748/ (дата обращения: 18.01.2016).
  5.              См.: Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 10 июля 2013 // URL: http://genproc.gov.ru/smi/ news/genproc/news-83567/ (дата обращения: 18.01.2016).
  6.              См.: Новости Генеральной прокуратуры России // URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-82708/ (дата обращения: 18.01.2016).
  7.              См.: Письмо Банка России от 17.08.2004 N 100-Т «Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003 — 2004 гг.» // «Вестник Банка России», N 51, 25 августа 2004.
  8.              См.: Международный передовой опыт — Противодействие использованию некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма (Рекомендация 8) . 2013 г. // URL: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/_peredovoj_opyt_rek_8.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
  9.              Отчет ФАТФ — Финансирование террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) 2015г. // URL: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/IGIL.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): благотворительной деятельности, Российской Федерации, «О благотворительной деятельности, благотворительной деятельностью, благотворительных организациях», отмывания преступных доходов, благотворительные общественные, финансирования терроризма,                    содействие, отчете ФАТФ, области благотворительной деятельности, осуществление благотворительной деятельности, видом благотворительной деятельности, оказание благотворительной деятельности, развитие благотворительной деятельности, деятельность благотворительной, последствия благотворительной деятельности, рамках благотворительной деятельности, последствиями благотворительной деятельности, целям благотворительной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос