Благотворительность в России: прошлое и настоящее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 1468 раз

Библиографическое описание:

Могилевская, Г. И. Благотворительность в России: прошлое и настоящее / Г. И. Могилевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1044-1046. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23566/ (дата обращения: 16.04.2024).



Благотворительность в России: прошлое и настоящее

Могилевская Галина Исаевна, кандидат философских наук, доцент.

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, (г. Шахты, Ростовская область)

 

На современном этапе реформирования российского общества особое внимание уделяется решению социальных проблем. Социальная защита нуждающихся и слабых, развитие образования, здравоохранения, науки, искусства — все это в советский период считалось задачей исключительно государства. Сегодня очевидно, что государство не в состоянии обеспечить выполнение всех социальных программ, охватить своей деятельностью все аспекты помощи нуждающимся. В формирующейся модели социальной защиты государство уже не выступает как один единственный субъект. По мере становления гражданского общества все большую роль в реализации социальных проектов призваны играть негосударственные организации и благотворительная деятельность отдельных людей. Однако призывы к благотворительности, обращенные к состоятельным гражданам и предпринимателям, зачастую не находят отклика, особенно в тех случаях, когда участие в социальных акциях не несет выгоды в виде рекламы или снижения налогов. В разговорах о благотворительности порой забывается смысл этого понятия, которое обозначает безвозмездную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, и имеющую целью общественную пользу. Под видом благотворительных организаций в условиях недостаточного правового контроля, случается, действуют нечестные и отнюдь небескорыстные люди. Все это дискредитирует саму идею благотворительности и способствует формированию негативного образа предпринимателя, как человека в большинстве своем жадного, неотзывчивого и неспособного понять общественные интересы. Такой предпринимательский имидж опасен для общества в период модернизации тем, что он выступает частью более общей проблемы — проблемы легитимации предпринимательской деятельности.

Имидж современного предпринимателя во многом обусловлен его отношением к интересам общества. Формирование положительного образа бизнесмена не вытекает из признания необходимости проведения реформ, тем более встречающих многочисленных противников среди тех слоев общества, которые видят в рыночных преобразованиях только способ обогащения немногих за счет большинства. Да и сам характер проведения реформ, а также их идеологическое обоснование, в рамках которого все население, не проявившее коммерческих и предпринимательских способностей, воспринималось как обезличенный фактор, который можно не принимать в расчет, в конечном счете, привел к тому, что гуманистический смысл рыночной идеологии, связанный с идеями свободы и творчества, был потерян, а образ предпринимателя серьезно дискредитирован.

Имидж современных предпринимателей еще сильнее проигрывает при сравнении с представителями торгово-промышленного сословия дореволюционной России. Многие купцы и промышленники тогда проводили активную благотворительную и меценатскую деятельность, видя в этом не только свой гражданский, но и религиозный долг. Массовая благотворительность не может быть объяснена только какой-то особо тонкой душевной организацией дореволюционного предпринимательства. Мотивы ее самым непосредственным образом зависят от понимания ценности предпринимательской деятельности и от отношения к ее целям. Высокая религиозность русской буржуазии, по мнению многих исследователей, являлась главной причиной благотворительности. Однако по этой проблеме высказываются и иные точки зрения. Например, Ю. Н. Тазьмин считает, что наряду с религиозно-этическими мотивами благотворительности необходимо выделять и социальные. Автор утверждает, что социальная мотивация является преобладающей, поэтому побудительной причиной к благотворительной деятельности может служить эгоистическое стремление к «расточительному потреблению», реализующееся в пожертвованиях на строительство храмов и нужды церкви, а не религиозность как таковая [1, с.95]. На наш взгляд, данная точка зрения, смещая акцент с религиозной мотивации благотворительности на социальную, по сути сводит первую к последней, что явно упрощает проблему. В благотворительности проявляются разные мотивы — религиозные, социальные и личностные. Эти мотивы лежат в плоскости, скорее, не материально-корыстных интересов, а духовно-этических, отвечая заботам о спасении души, о сохранении доброго имени и т. д.

Невозможно рассматривать вопрос о мотивации благотворительности в отрыве от выявления мотивов в целом предпринимательской деятельности. Для многих русских промышленников и купцов возможность приносить пользу обществу и помогать слабым являлась своеобразным религиозно-этическим оправданием их дела. Так, крупный предприниматель П. А. Бурышкин отмечал, что само отношение русской буржуазии к своему делу было «несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою» [2, с. 46]. Таким образом, искать истоки благотворительности более правомерно все же в религии, оказывающей существенное влияние на становление трудовой этики, на отношение к проблеме богатства.

Изучение этики труда и ее влияние на особенности восприятия образа предпринимателя ставит перед исследователем задачу рассмотрения тех базовых ценностей, которые сформированы православием в отношении деятельных, активных людей, составляющих костяк предпринимательства. Если в западной культуре человек выступает как созидатель, преобразователь, борец, проявляющий инициативность, честность, бережливость, то все эти качества превращены католическим и протестантским сознанием в ценности и эталон. Богатство не является греховным, если оно есть результат честного труда человека. Католицизм относит богатство к сфере ценностно — нейтральных феноменов, протестантизм же придает богатству особый смысл, позволяющий увидеть в его обладателе «счастливчика», не оставленного божественным промыслом.

В отличие от католика или протестанта, православный стремится выразить себя не во внешнем мире, а в душе. Труд — средство создания материального благополучия — не рассматривается как смысл и предназначение человека в мире. Труд сам по себе еще не обеспечивает очищения и спасения души человека, не служит главным средством утверждения добра в мире. Православие выстраивает жесткую систему ценностей, в которой духовное обусловливает телесное, и которая определяет отношение к трудовой деятельности. Труд как форма осуществления личных, своекорыстных интересов православное сознание бескомпромиссно относит к дьявольскому служению, считает его лишенным духовного начала.

Праздность и леность в православии представляются греховными, ведь бог указывал человеку, что он в поте лица своего будет добывать свой хлеб, поэтому нельзя стыдиться труда. Для православной традиции характерно осуждение праздности, так как не трудиться — значит не понять человеческое предназначение. Однако ценность труда измеряется не самой деятельностью человека, даже не ее полезностью для общества, не утонченным профессионализмом, а только его мотивацией. Истинным, правильным признается лишь труд, совершаемый ради любви к богу, любви к ближнему, направленный на совершенствование и воспитание души. Но если трудовая деятельность преследует другие цели, как: жажду власти, преумножение богатства, самоутверждение, доставление удовольствия самому себе, удовлетворение собственной гордыни, — то такой труд пагубен для человека, для его души, он таит в себе опасность и для окружающих, и для самого работника. «Сама по себе работа, какой бы полезной она ни была, — пишет Т. Б. Коваль, — является действительно благой постольку, поскольку служит высшим целям и не мешает основному делу человека в этой жизни — духовному деланию» [3, с.103]. Важным в российской духовности был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому. Православному сознанию богатство представляется нравственно сомнительным, а обогащение — делом неправедным и греховным. Любое обогащение требовало оправдания в виде милостыни, пожертвования, а со временем и меценатской деятельности. Поэтому ради спасения души бояре завещали монастырям, передавали во владение свою собственность, порой целые деревни, рассматривая акт дарения как форму покаяния в грехах [5, с. 1825].

Столь же грешными чувствовали себя и купцы, так как торговля, целью которой является обогащение, воспринималась в православии как изначально неправедное занятие. Купечество находилось в особо щекотливом положении: оно боялось «царского тягла», разорительной службы на государство, которая отвлекала от торговли. Скрывая свое богатство, многие купцы жили в грязных лачугах, спали на голых скамьях и носили ветхую одежду. Богатство не давало им внутреннего удовлетворения и побуждало к размышлениям о спасении души. Наиболее распространенной формой покаяния в грехах богатства было строительство купцами церквей, особо распространившееся в XVII веке.

Начиная с середины XIX века отчетливо проявляется, интерес российского купечества к благотворительности и меценатству, в основе которого лежало стремление оправдаться перед обществом за свое богатство и проявить себя в наиболее престижных видах деятельности, связанных с нравственными и духовными ценностями. Б. Н. Миронов отмечает, что «именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга» [4, с. 223]. По сути дела, благотворительность и меценатство в России придавали деятельности предпринимателя и торговца социальную значимость через этику служения, а также являлись одним из каналов социальной мобильности, так как открывали доступ к почетному гражданству, иногда к дворянству, обеспечивали престиж и авторитет фамилии. В конце XIX века среди передовых представителей российской торгово-промышленной элиты распространяется концепция хозяйственной деятельности как формы социального служения предпринимательства. Таким образом, культурная традиция благотворительности и меценатства поддерживалась идеей покаяния, признанием отсутствия самодостаточности предпринимательской деятельности и необходимостью ее этического оправдания.

Постсоветские реформы в России, направленные на создание рыночной экономики, невозможны без поиска адекватной духовной основы капиталистического хозяйства, присущего ему типа предпринимательства и определения его статуса в обществе. Решение этих проблем требует обращения к культурным, религиозно-этическим традициям. Изучение опыта становления капитализма в дореволюционной России позволяет глубже понять мотивацию и стимулы предпринимательской деятельности, определить ее допустимые границы, а также выявить возможные основания позитивного отношения к предпринимательству со стороны других членов общества. Социальное признание ценности предпринимательской деятельности способствует формированию в обществе положительного отношения к рыночным преобразованиям.

Проблема поиска положительного образа предпринимателя стоит перед возникающим российским капитализмом весьма остро, ибо, если формы предпринимательской деятельности вступают в противоречие с системой базовых ценностей данного общества, то это приводит к усилению деструктивных тенденций. Алгоритмы предпринимательской деятельности исторически складывались под влиянием религиозных идеалов и нравственных ценностей общества, благодаря чему этой деятельности придается положительный смысл. Без понимания отношения православного сознания к проблеме труда, его значимости в деле спасения души, к проблеме богатства невозможно моделировать развитие предпринимательства, а в более общем смысле и успех рыночных преобразований в целом. В русском сознании богатство, тем более выставляемое напоказ, воспринимается как неправедное. Благотворительность же, служение обществу рассматриваются в этой связи как способ искупления греха богатства. Конечно, некорректным было бы не замечать исторических изменений в менталитете народа и пытаться непосредственно усмотреть этот мотив «оправдания богатства» в благотворительных акциях современных российских предпринимателей. Очевидно, однако, что стимулировать развитие благотворительной деятельности сегодня невозможно только экономическими, государственно-правовыми методами, необходимо прежде всего прилагать усилия к возрождению духовной атмосферы в обществе.

 

Литература:

 

  1. Тазьмин Ю. Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях//Социологические исследования. — 2002.- № 2..
  2. Бурышкин П. А. Москва купеческая. — М: Высшая школа. — 1991.
  3. Коваль Т. Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа — М.: РАН. Институт этнографии и антропологии.- 1994.
  4. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.). В 2 т. — СПб, 2000.
  5. Могилевская Г. И. Богатство и бедность как социокультурные феномены в контексте русской духовности// Молодой ученый.- 2015.- № 11
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, благотворительность, богатство, общество, православное сознание, Россия, спасение души, благотворительная деятельность, дореволюционная Россия, меценатская деятельность.


Похожие статьи

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности. Важной чертой делового мира России конца XIX — начала ХХ стала идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Эта традиция была продолжена и в ХХI веке.

Благотворительная деятельность в современной России как...

Иметь деньги совершенно необходимо. Но нельзя забывать, что цель денег — не безделье, а приумножение средств для служения людям. Генри Форд. Благотворительность — это сфера возможностей реализации важных социально-экономических функций личности и общества...

Благотворительность как компонент социокультурной...

социальный институт, социокультурная деятельность, материальная помощь, социальный институт благотворительности, Якутск, семья, проект, Россия, благотворительность, благотворительная деятельность.

Возрождение благотворительности в системе образования и её...

К таким относится, в частности, благотворительная деятельность в сфере образования в российском обществе или «образовательная благотворительность», как определяет в своем исследовании Л. Я. Лаврененко [ 3, с.129].

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси.

Благодаря меценатской деятельности вышеперечисленных особ, в России был открыт ряд таких образовательных учреждений, как Воспитательное общество...

Исторические предпосылки формирования понятий...

благотворительная деятельность, благотворительность, социальная помощь, россия, профессиональная деятельность, современное общество, Европа, государственное призрение, государственный уровень...

Становление и развитие отечественной парадигмы социальной...

На протяжении многих веков в России складывались традиции милосердия и благотворительности, основывавшие гуманистические парадигмы

В русской истории огромное количество примеров связанных с благотворительной деятельностью князей.

Легализация денежных средств через благотворительные фонды.

россия, фонд, Российская Федерация, отмывание денег, благотворительная деятельность, легализация денег, благотворительный фонд, Запад, близкий родственник, Российское законодательство.

Контроль за благотворительной деятельностью...

Благотворительность в различных своих формах присутствовала на протяжении всей истории России. Благотворительная деятельность представляет собой один из способов нивелировать разрыв между богатством и бедностью.

Похожие статьи

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности. Важной чертой делового мира России конца XIX — начала ХХ стала идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Эта традиция была продолжена и в ХХI веке.

Благотворительная деятельность в современной России как...

Иметь деньги совершенно необходимо. Но нельзя забывать, что цель денег — не безделье, а приумножение средств для служения людям. Генри Форд. Благотворительность — это сфера возможностей реализации важных социально-экономических функций личности и общества...

Благотворительность как компонент социокультурной...

социальный институт, социокультурная деятельность, материальная помощь, социальный институт благотворительности, Якутск, семья, проект, Россия, благотворительность, благотворительная деятельность.

Возрождение благотворительности в системе образования и её...

К таким относится, в частности, благотворительная деятельность в сфере образования в российском обществе или «образовательная благотворительность», как определяет в своем исследовании Л. Я. Лаврененко [ 3, с.129].

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси.

Благодаря меценатской деятельности вышеперечисленных особ, в России был открыт ряд таких образовательных учреждений, как Воспитательное общество...

Исторические предпосылки формирования понятий...

благотворительная деятельность, благотворительность, социальная помощь, россия, профессиональная деятельность, современное общество, Европа, государственное призрение, государственный уровень...

Становление и развитие отечественной парадигмы социальной...

На протяжении многих веков в России складывались традиции милосердия и благотворительности, основывавшие гуманистические парадигмы

В русской истории огромное количество примеров связанных с благотворительной деятельностью князей.

Легализация денежных средств через благотворительные фонды.

россия, фонд, Российская Федерация, отмывание денег, благотворительная деятельность, легализация денег, благотворительный фонд, Запад, близкий родственник, Российское законодательство.

Контроль за благотворительной деятельностью...

Благотворительность в различных своих формах присутствовала на протяжении всей истории России. Благотворительная деятельность представляет собой один из способов нивелировать разрыв между богатством и бедностью.

Задать вопрос