Трансфер инноваций в системе туристско-рекреационного комплекса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Айбазова, Ф. М. Трансфер инноваций в системе туристско-рекреационного комплекса / Ф. М. Айбазова, Ф. М. Топсахалова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/2902/ (дата обращения: 17.12.2024).

В последнее время, на пороге информационно­го века, практически все развитые страны начали разработку и реализацию национальных программ по поддержке информационных технологий, раз­витию электронной коммерции, распространению Интернета и увеличению числа его пользователей, а также по внедрению информационных техноло­гий в сферы государственных институтов. Все эти программы в целом и мероприятия, проводимые в рамках этих программ, в частности, направлены на формирование инновационной экономики.[1]

Трансфер инноваций в системе государственной научно-технической политики сегодня рассматривается как одно из основных условий модернизации российской экономики. Большая часть как теоретических, так и эмпирических исследований сфокусирована на том, чтобы объяснить и измерить влияние качественных изменений в технике и технологии на экономические результаты отдельных фирм и развитие национальных экономик в целом. [2]

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Инноваци­онная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики и является сово­купностью взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответ­ствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективной инновационной дея­тельности и реализации инноваций.

В сложившейся в российской экономике практике государственная организационно-финансовая поддержка инновационных проектов, современных информационных технологий ощущается слабо. Государство в большей степени ориентирует субъектов хозяйствования на закупку инновационного продукта за рубежом, чем на создание и применение собственных достижений.

Инструменты регулирования надо сочетать, формируя на их основе комплексные организационно-экономические механизмы государственного управления инновациями в производственно-экономической и социальной сферах, в области управления хозяйственной системой. Отдельные, частные аспекты взаимосвязи научно-технического и технико-технологического процесса с государственной промышленной политикой отражены, упоминаются в ряде научных исследований. Однако целостная, системная концепция государственного управления производственными нововведениями с использованием экономических механизмов и инструментов, современных информационных технологий, методов и средств регулирования рыночных отношений практически отсутствует.

Туристско-рекреационный комплекс играет все более важ­ную роль в экономике значительного числа стран и мира в целом. В процессе развития международной экономической интеграции, дальнейшего углубления международного разделения труда, роста культурных, научных, спортивных и других межгосударственных контактов, стремления народов к общению и использованию опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей, ту­ризм находит свое отражение в деловых и научных контактах. [3] Проблемы совершенствования и развития туризма широко и последовательно рассмотрены в трудах зарубежных ученых Котлера Ф., Боуэна Дж., Мейкенза Дж., Купера. Их труды базируются на мировом опыте развития туристической отрасли, однако этот опыт не совсем приемлем к российскому туристическому сектору в современных условиях хозяйствования. В отечественной же литературе уделяется особое внимание общим проблемам управления, развития и совершенствования сферы туризма России, аспектам совершенствования и развития туристических услуг.

Проблемы совершенствования и развития туризма широко и последовательно рассмотрены в трудах зарубежных ученых Котлера Ф., Боуэна Дж., Мейкенза Дж., Купера. Их труды базируются на мировом опыте развития туристической отрасли, однако этот опыт не совсем приемлем к российскому туристическому сектору в современных условиях хозяйствования. В отечественной же литературе уделяется особое внимание общим проблемам управления, развития и совершенствования сферы туризма России, аспектам совершенствования и развития туристических услуг. Вышел ряд учебных пособий, методический изданий, справочников, статистических сборников, посвященных проблемам экономики туристско-рекреационного хозяйства таких авторов как: Сенин В.С., Квартальнов В.А., Здоров А.Б., Ганапольский В.И., Гуляев В.Г., Биржаков В.Г., Балабанов И.Т., Зорин И.В., Ковальчук А.В., Боголюбов В.С., Орловская В.П., Азар В.И., Криворучко Л.В., Ополченов И.И., Нелюбин В.В., Ирисова Т.С.

В силу своей особой природы и специфики туризм занимает особое место в экономике, что проявляется в ярко выраженной ориентации на особое использование природных ресурсов. При этом в отличие от других отраслей, туристическая деятельность не сопровождается изъятием, «переработкой» и глобальными изменениями их качественных и количественных характеристик. Такой режим потребления туристических ресурсов условно классифицируется как «мягкий». Во многих случаях туризм является катализатором в использовании природных ресурсов, так как он первый вовлекает в экономический оборот ранее не используемые природные комплексы и объекты культурного наследия.

Среди факторов, влияющих на развитие туристической отрасли можно выделить ряд социально-экономических факторов, оказывающих влияние на рост и развитие туристической отрасли, как отдельного региона, так и России в целом. Эти факторы можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран.

Под инновационным комплексом туризма понимается совокупность инноваций, которую необходимо внедрить в ту­ристскую систему для повышения результативности ее деятельности и дос­тижения поставленных целей.

Формирование инновационного комплекса в широком смысле транс­формируется в задачу адаптации системы управления к изменениям конку­рентной среды, к быстрому и точному определению направлений повышения конкурентоспособности туристских организаций. Единожды достигнутые успехи в инновационной деятельности на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы будут через некоторое время аннулированы от­ветными действиями конкурентов. Это обстоятельство определяет необхо­димость формирования такого управления инновациями, которое не только обеспечивало бы процесс адаптации, но и создавало условия для эффектив­ного развития туристской системы на постоянной основе.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные моменты, не может автоматически регулировать инновационную деятельность. Под инновационной политикой государства в области туризма понимается ком­плекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созда­нию благоприятных условий для субъектов хозяйствования с целью оживле­ния инновационной активности, повышения эффективности развития туриз­ма и более полного удовлетворения туристских потребностей населения.

Ры­чагами влияния государства на инновационную деятельность туристских ор­ганизаций являются: предоставление налоговых льгот инновационно актив­ным организациям, осуществление специальных научно-технической, нало­говой и кредитно-финансовой политик, создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую от­расль, совершенствование амортизационной политики, установления при­оритетных направлений развития науки. Активизации этих рычагов в необ­ходимом сочетании и направлении способствует технологический подход.

Концепция туристской политики региона должна содержать следующие составляющие ее научно-методического обеспечения:

  • научную концепцию развития ТРК региона на перспективу, в основе которой закладывается система приоритетов развития ТРК и структурной политики по отношению к нему в регионе;

  • основные направления туристской политики региона, выступающие в качестве условий, обеспечивающих реализацию концепции. На их основе разрабатываются конкретные предложения по активизации туристской дея­тельности в регионе.

Практическими формами реализаций концепции туристской политики в регионе являются: Федеральная комплексная программа развития ТРК региона, другие федеральные и региональные целевые программы, инвестиционные конкурсы по проектам ТРК и др.

Важным условием обеспечения завершенности процесса стратегического управления региональным ТРК выступает постоянный анализ и оценка эффективности процесса, складывающаяся из экономической, социальной и бюджетной составляющих.

Туризм - это одна из уникальных отраслей современной эко­номики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей, по­вышение качества жизни населения защиту окружающей среды и культурного наследия. При этом человеческая деятельность не приводит к истощению природных и культурных ресурсов.

Туризм в России, в частности, в Карачаево-Черкесской республике, должен стать важной составной частью экономического и социального развития. Стратегия развития туризма должна определяться необходимостью форми­рования собственного туристского продукта Карачаево-Черке­сской республики и обеспечением комплекса мер для выхода этого продукта на внутренний и внешний рынки.

Говоря о перспективах развития туризма, нельзя не обратить внимание и на такой ресурсный потенциал туризма Карачаево- Черкесии, как ее национальные особенности. Этот ресурс целена­правленно в республике практически не используется. Между тем в развитых туристских странах и центрах национальный колорит, элементы национальной культуры и быта выступают необходи­мым атрибутом туристского обслуживания. Для КЧР исполь­зование данного потенциала развития туризма особенно важно, учитывая богатство и яркую индивидуальность национальных традиций и обычаев народов республики.

Для успешного развития туризма в республике в рамках рыночных условий необходима координация деятель­ности туристских фирм, региональных и муниципальных органов управления. Трансфер инноваций в системе государственной научно-технической политики туризм в Карачаево-Черкесской республике рассматривается как отрасль способная создать мультипликативный эффект в развитии региональной индустрии гостеприимства, а в отдельных районах стать основой в плане социально-экономического развития.


Литература:

  1. Галиева Г.Ф. Экономические проблемы развития инновационной экономики. //Финансы и кредит. №23(407)-2010.

  2. Калачева О.С. Особенности инновационного развития российской экономики на макро-и микроуровнях.// Региональная экономика: теория и практика. №6(189) – 2011.

  3. Ф.М.-Г. Топсахалова, З.Н. Теунаева, Ф.М. Айбазова. Стратегическое управление формированием и развитием регионального туристско-рекреационного комплекса в условиях социально-экономической трансформации./ Монография.-2012г.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, туристическая отрасль, Карачаево-Черкесская республика, развитие, государственная научно-техническая политика, государственное управление, инновационная инфраструктура, инновационная экономика, культурное наследие, особое внимание.

Похожие статьи

Формирование адаптивной маркетинговой стратегии для развития туристской фирмы

Перспективы развития туристических центров в составе туристско-рекреационного кластера на полуострове Таймыр

Ценообразование, как фактор развития девелоперской деятельности коммерческой недвижимости в инвестиционно-строительной сфере

Развитие инновационного кластера, как ключевого инструмента, повышения конкурентоспособности индустрии туризма

Формирование экосистемы лояльности клиентов: инновационные инструменты социально-ориентированного маркетинга в банковской сфере

Формирование системы консалтинга в сфере агроинноваций

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Тематические блоги как средство повышения конкурентоспособности в деятельности туристских предприятий в России

Возможности создания туристского кластера в Самаркандской области

Страховые услуги как фактор поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, модель управления рисками

Похожие статьи

Формирование адаптивной маркетинговой стратегии для развития туристской фирмы

Перспективы развития туристических центров в составе туристско-рекреационного кластера на полуострове Таймыр

Ценообразование, как фактор развития девелоперской деятельности коммерческой недвижимости в инвестиционно-строительной сфере

Развитие инновационного кластера, как ключевого инструмента, повышения конкурентоспособности индустрии туризма

Формирование экосистемы лояльности клиентов: инновационные инструменты социально-ориентированного маркетинга в банковской сфере

Формирование системы консалтинга в сфере агроинноваций

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Тематические блоги как средство повышения конкурентоспособности в деятельности туристских предприятий в России

Возможности создания туристского кластера в Самаркандской области

Страховые услуги как фактор поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, модель управления рисками