Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скрипаль, А. С. Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края) / А. С. Скрипаль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47354/ (дата обращения: 24.12.2024).



Темпы развития логистики в России значительно уступают странам Европы и США. Так, по итогам 2016 года Российская Федерация заняла 99 место [1] среди 160 стран мира в рейтинге Всемирного банка по уровню эффективности логистики (рис. 1).

Рис. 1. Рейтинг Всемирного банка по Индексу эффективности логистики, 2016 г. [2]

Наиболее проблемными направлениями развития логистики остаются таможенное оформление и состояние транспортно-логистической инфраструктуры (рис. 2).

Таможенный контроль характеризуется низким уровнем автоматизации, превалированием физического досмотра грузов, а также недостаточной эффективностью контрольных ветеринарных и фитосанитарных органов.

Рис. 2. Критерии России в индексе эффективности логистики, 2007 – 2016 гг. [1]

Что касается уровня развития инфраструктуры, то сегмент комплексных логистических услуг по складированию и дистрибуции составляет лишь 7 % в структуре отечественного рынка транспортно-логистических услуг. Причем основная доля сделок по аренде и покупке складских площадей (82,7 %) [3] приходится на гг. Москва, Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области.

В регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока практически отсутствует предложение складских помещений класса А+, А и В (современные складские здания с регулируемым температурным режимом, наличием погрузочно-разгрузочных площадок, площадок для большегрузных автомобилей, железнодорожной ветки и офисных помещений). Данные тенденции обусловлены структурой грузопотока, в которой преобладают сырьевые ресурсы и полуфабрикаты.

В тоже время, региональная экспансия и изменение формата международных и российских розничных сетей, а также опережающие темпы развития рынка интернет-торговли опосредуют спрос, как со стороны дистрибьюторов, так и ритейлеров на современную складскую инфраструктуру и комплексные логистические услуги в регионах.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы формирования оптимальной сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей в области логистики не позволил выявить единый подход к трактовке термина «транспортно-логистический центр». В этой связи, предлагаем под ТЛЦ понимать комплекс свободных площадей транспортно-складской инфраструктуры, предназначенный для обеспечения мультимодальных перевозок, обработки различных категорий грузов, и имеющий для этих целей необходимое оборудование, специализированные площадки для осуществления погрузо-разгрузочных работ, для стоянки подвижного состава, операторами которых являются провайдеры логистических услуг, предоставляющие комплексный и/или интегрированный логистический аутсорсинг и использующие единую виртуальную платформу для решения логистических задач.

С целью определения территориального месторасположения ТЛЦ, был рассчитан индекс концентрации грузопотоков для 92 крупнейших городов России по объему грузоперевозок. Затем с помощью эконометрического моделирования были исследованы факторы, влияющие на вероятность «появления» ТЛЦ (среднегодовой объем перевозок, плотность сети автомобильных и железнодорожных путей сообщения в регионе, близость к морскому порту, численность населения и уровень ВРП). Экстраполяция полученных коэффициентов зависимостей на альтернативную выборку из городов, с наибольшим грузопотоком, позволила определить целесообразность создания ТЛЦ в каждом городе, также классифицировать их по 3 уровням.

Федеральные ТЛЦ будут располагаться в крупных городах, с численностью населения более 600 тыс. чел. и уровнем ВРП на душу населения более 300 тыс. р., характеризующихся наибольшей концентрацией грузопотоков – более 75 млн. т в год, а также значительным количеством направлений их распределения. Региональные ТЛЦ будут обеспечивать дальнейшее распределение федеральных грузопотоков в рамках зоны притяжения функционирования центра, в городах с численностью населения – от 350 до 600 тыс. чел., уровнем ВРП на душу населения от 200 до 300 тыс. р. и объемом грузопотоков – от 40 до 75 млн. т в год. Территориальные ТЛЦ будут обеспечивать распределение грузопотоков на локальной территории, с объем не более 40млн. т в год.

Учитывая приоритеты проводимой государственной политики по развитию российского Дальнего Востока (создание территорий опережающего социально-экономического развития, распространение режима свободного порта и т.д.), именно в данных направлениях прогнозируется увеличение грузопотока, что, как следствие, скажется на уровне загруженности объектов транспортно-логистической инфраструктуры. В этой связи предлагаем рассмотреть создание ТЛЦ на примере г. Хабаровска. Создаваемый объект будет относиться к классу "федеральных". Исходя из объемов и структуры существующих грузопотоков, предлагается выделение следующих функциональных зон: складские отапливаемые и холодные помещения, открытые складские площади, а также офисные помещения для размещения компаний-резидентов.

Основные параметры экономической эффективности реализации проекта представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели экономической эффективности проекта

В результате проведенных расчетов дисконтированный срок окупаемости проекта составил 4,96 года.

Учитывая высокие капитальные затраты, наиболее оптимальным вариантом реализации проекта является применение механизма государственно-частного партнерства (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые участники реализации проекта и их функциональная роль

Участники проекта

Роль в проекте

Государство (Правительство РФ, органы исполнительной власти)

Лицензирование, государственные гарантии, контроль на протяжении срока реализации проекта, инвестирование

Резиденты (экспедиторы, транспортные и стивидорные компании, складские операторы, отделы логистики производственных компаний, логистические провайдеры)

Грузоперевозки, складирование, консолидация грузов, организация доставки по системе «от двери до двери», разработка оптимальных маршрутов движения, комплексные логистические услуги

Управляющая компания ТЛЦ

Предоставление в аренду территории, привлечение инвесторов, проектирование и развитие ТЛЦ, обеспечение безопасности, организация операционной деятельности, поддержание инфраструктуры

Транспортная инфраструктура (портовые компании, контейнерные терминалы, телематическая платформа, сервисные компании, таможенные органы)

Предоставление открытого доступа к транспортной и сервисной инфраструктуре

Таким образом, создание транспортно-логистического центра в городе Хабаровск будет способствовать снижению логистических издержек производителей товаров, повышению качества оказываемых услуг за счет концентрации грузопотоков и организации их равномерного распределения, расширению номенклатуры логистических услуг, а также привлечению новых грузоотправителей и, в результате, повышению конкурентоспособности дальневосточного рынка транспортно-логистических услуг.

Литература:

  1. Logistics Performance Index // The world Bank. URL: http://lpi.worldbank.org/international/global/2016 (дата обращения: 25.04.2017).
  2. Richer Countries Score Better on Logistics // datawrapper.dwcdn.net. URL: https://datawrapper.dwcdn.net/6XK7o/5/ (дата обращения: 29.04.2017).
  3. Складская недвижимость России 2016 // kfcontent.blob.core.windows.net. URL: https://kfcontent.blob.core.windows.net/research/856/documents/ru/warehouse-market-reportregionsrus-short-4038.pdf (дата обращения: 02.05.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, численность населения, Всемирный банк, город, индекс эффективности логистики, транспортно-логистическая инфраструктура, Хабаровск.


Похожие статьи

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Разработка организационно-экономического механизма функционирования регионального банковского кластера (на примере Алтайского края)

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности региона (на примере Белгородской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Развитие методов формирования территориальных рынков доступного жилья на основе ипотечно-инвестиционных систем на примере Пензенской области

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Похожие статьи

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Разработка организационно-экономического механизма функционирования регионального банковского кластера (на примере Алтайского края)

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности региона (на примере Белгородской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Развитие методов формирования территориальных рынков доступного жилья на основе ипотечно-инвестиционных систем на примере Пензенской области

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Задать вопрос