Проблемы развития логистики в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Осипов, В. А. Проблемы развития логистики в России / В. А. Осипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.1 (117.1). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/117/28947/ (дата обращения: 16.11.2024).



Постановка научной проблемы

Одной из приоритетных задач экономики России, на сегодняшний день, является развитие логистики, уровень которой значительно отстает от большинства развитых стран. Данный факт можно проследить, изучив отчет Всемирного банка построенного на основе специально разработанного показателя логистики, из данных которого видно, что Россия в 2015 году заняла 95 место из 160 обследуемых стран. Так же по пятибалльной шкале была оценена деятельность таможни в 2.7 балла, правовое обеспечение логистической деятельности в 2.6 балла, бесперебойность поставок в 3.16 балла, развитие инфраструктуры в 2,2 балла, организация международных перевозок в 2,6 балла, транспортировки в 2,9 балла. Для сравнения, у лидера рейтинга, место которого занимает Германия, данные показатели равны 4,1; 3,75; 4,3; 4,1; 4,4; 4,2; 4,1 баллов соответственно. По данным отчета, специалисты в области логистики полагают, что отставание России от стран Западной Европы в уровне развития рынка логистических услуг составляет примерно от восьми до десяти лет, а с уровнем Восточной Европы от трех до четырех лет.

Говоря о темпах развития логистики, следует отметить, что в России эта отрасль развивается не так стремительно, как в других странах. Острая необходимость в логистических методах появилась в переходный период, что подтвердило гипотезу о взаимосвязи нововведений с конкретными событиями или условиями, например, с политической обстановкой, уровнем технологического развития, состоянием рыночных систем и. т.д.

Если не углубляться в экономический анализ, то можно определить сложности, стоящие на пути динамичного развития логистики в России.

— Непростое общеэкономическое положение.

— Социальная напряженность отдельных общественных слоев.

— Недооценивание системы обращения.

— Отставание в формировании транспортной инфраструктуры.

— Недостаточный уровень производственно-технологической базы.

— Слабое развитие промышленности по производству тары, упаковки и т. д.

Данные сложности — частные случаи, но самой большой проблемой (по мнению консалтинговых компаний) является отсутствие проектов, в которых были бы четко обозначены функции каждого отдела фирмы. Отсутствие разделения обязанностей ведет к тому, что один человек выполняет разные виды деятельности. Это может явиться поводом для сговора снабженцев с заказчиками и поставщиками.

Однако имеются и положительные предпосылки развития логистики в России. Термин «логистика» стал использоваться сравнительно недавно, однако основы были изучены в составе экономических дисциплин ранее (управление запасами, организация складской деятельности, нормирование материальных ресурсов, организация снабжения и сбыта).

Научно-технологические предпосылки связаны с совершенствованием систем управления материальными ресурсами, в частности с автоматизированием контроля за внутрипроизводственными процессами. Эффективная работа по данным направлениям ведется, а значит, механизм развития логистики набирает обороты.

Среди главных проблем развития логистики в России можно выделить отсталость развития сообщения в регионах. В данной статье я хочу более подробно рассмотреть эту проблему и найти пути её решения.

Изложение основного материала

В современной России логистика приобретает важнейшее значение, что в первую очередь связано с особенностью географии страны, большими расстояниями между регионами, а также в значительном различии потребностей, ассортимента и предпочтениях потребителей в разных регионах.

Данные по исследованиям состояния современной логистической системы Российской Федерации дает возможность разглядеть несколько причин такого отставания. В первую очередь, это связано с несовершенством организации и контроля над транспортно-логистическим и складским комплексом. На данный момент, из-за этого, многие российские компании несут значительные издержки, предпочитая самостоятельно заниматься транспортировкой и хранением грузов. На современном этапе ведения бизнеса приведенная схема не всегда себя оправдывает с точки зрения экономической эффективности. Зачастую для предприятия выгоднее избежать издержек на оплату труда водителей, кладовщиков, обслуживание машин, помещений и т. д. и воспользоваться услугами профессиональных транспортно-экспедиционных компаний или воспользоваться услугами по договору аутсорсинга. В настоящий момент, наиболее востребованный логистический процесс, который отдается российскими предприятиями на аутсорсинг, — использование складов сторонних организаций. Но осуществление данной услуги в регионах затруднено, так как организации, которые имеют возможность предоставлять большой спектр услуг логистики находятся в крупных городах, при этом, не имея развитой филиальной сети.

Особую роль в процессе распространения концепции логистики играет транспорту. Исследования, проведенные в США, показывают, что на стоимость транспортной составляющей в процессе производства и распределения продукции приходится до 1/3 цены конечного продукта. Исходя из этого, можно утверждать, что эффективное транспортное обеспечение распределения товаров является одним из важнейших резервов экономии ресурсов.

В нашей стране проблема транспортировки грузов усугубляется низким уровнем качества автомобильных дорог, недостатком железнодорожных путей, неудовлетворительным состоянием автопарка, технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств которого значительно отстают от мирового уровня. Так же важной проблемой является высокая степень износа средств в целом, которая достигает 70 %.

На современном этапе развития можно отметить положительные перспективы в данной сфере. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России» (2010–2020 годы) в 2014 году «Росавтодором» планируется строительство и реконструкция 84 участков федеральных автомобильных дорог общего пользования, их протяженность составляет 534 км, стоимость 142 млрд. руб.

Если привести данные финансирования, то оно выглядит следующим образом:

11 412 млрд. руб. — общий объем финансирования мероприятий программы, в том числе:

5430 млрд. руб. — средства федерального бюджета;

60 млрд. руб. — средства бюджетов субъектов РФ;

5922,4 млрд. руб. — средства внебюджетных фондов.

Государственная дорожная политика должна быть реализована благодаря:

приоритетному финансированию улучшения и модернизации опорной дорожной сети, ремонта и содержания дорог;

— совершенствованию и развитию сети местных дорог;

— повышению ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов;

— повышению качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, в т. ч. с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности.

При этом очень важным фактором является логистический подход к ресурсному обеспечению дорожно-транспортного комплекса.

Одной из основных тенденция в развитии современного общества и экономики является повсеместная интеграция разрозненных процессов в единую систему, с целью повышения эффективности взаимодействия, с широким использованием достижений научно-технического прогресса. Данная систематизация позволяет улучшить обмен информацией между различными отделами и участниками логистической цепи, увеличить скорость обработки и выполнения заказов. В рамках данного направления в России с каждым годом разрабатывается и совершенствуется огромное количество программ и моделей управления процессами. Однако на данный момент организации лицом к лицу встречаются с рядом проблем, связанных с внедрением этого принципа. Это вызывается рядом причин. Во-первых, не все организации могут себе позволить должный уровень технического обеспечения. Во-вторых, у многих из них часто возникают сложности при внедрении разработанных программ в существующую информационную систему. В-третьих, в силу не отлаженности работы или низкой квалификации персонала, часто возникают различные ошибки, что приводит к информационному застою в системе. Но с каждым годом все большее число компаний прибегают к принципу интеграции, уделяя значительное внимание взаимодействию между отделами логистики и маркетинга. Это связано с тем, что оба эти области занимают важное место в структуре организации, поскольку напрямую связаны с товародвижением, однако преследуют разные цели при осуществлении своей деятельности.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что основными проблемами на пути развития логистики в России являются:

нерациональное развитие системы распределения товаров и услуг (отсутствие общей стратегии развития систем распределения и недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

— низкий уровень развития современных систем коммуникации;

— устаревшая инфраструктура транспорта, прежде дорог, а также недостаток грузовых терминалов и их технико-технологическая отсталость;

— высокая степень физического и морального износа подвижного состава.

Но, несмотря на явное отставание развития логистики в нашей стране, в последнее время наблюдаются положительные подвижки в данной сфере. Логистические услуги становятся более востребованными, что стимулирует развитие логистических компаний и качества предоставляемых услуг. Причем немаловажным фактом является повсеместный характер данной тенденции. Особенно активный рост наблюдается в сегменте компаний, предоставляющих комплексные услуги по доставке грузов, складскому обслуживанию и т. д. Так же одной из приоритетных задач стало строительство современных терминалов, не только в центральном регионе, но и в остальных частях страны. И нельзя не отметить, что большинство задач, поставленных по улучшению данной области, эффективно реализуются.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что логистическая система в Российской Федерации находится в процессе развития. И хотя тенденции этого развития положительные и обнадеживающие, все же на его пути встречается немало проблем. Наряду с реконструкцией старой и созданием новой транспортной инфраструктуры, расширением и ростом числа логистических компания, увеличением объемов складского строительства и прочими положительными тенденциями, мы можем наблюдать такие проблемы, как низкое качество путей сообщения, высокий уровень износа основных транспортных фондов, отсталость в развитии информационных технологий и т. п. Учитывая все вышеперечисленные проблемы, достижения и факт того, что в современном мире логистика занимает одно из важнейших мест в системе народного хозяйства, решение данных проблем должно являться одной из самых приоритетных задач развития и совершенствования современной экономической системы России.

Развитию логистической отрасли будут способствоватьсовершенствование законодательной базы в области транспортно-экспедиторской деятельности, таможенных процедур, более активное участие государства как инвестора и как регулятора в строительстве капиталоемких объектов транспортной инфраструктуры, снижение уровня бюрократизации регулирующих и контролирующих организаций. В завершение можно сказать, что, судя по данным различных исследований, две трети респондентов характеризуют нынешнюю ситуацию с логистикой в России как положительную, что вселяет оптимизм в тех, кто занимается этой сферой деятельности, однако и не снимает с них ответственности.

Литература:

  1. Logistics Performance Index. International LPI // World Bank official site. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lpi.worldbank.org/international
  2. Воронов В. И. «Основные аспекты логистического консалтинга» / В. И. Воронов, А. С. Пичейкина // Вестник университета № 1(19)/2007. — М.: «Государственный университет управления», 2007.
  3. Воронов В. И. «Системный анализ в логистике «УМКД для студентов заочной формы обучения специальности «Логистика и управление цепями поставок» 080506. М.: ГУУ сайт, 2010 г.
  4. Кизим А. А., Сердюк А. А. «Транспортно-логистическая система как фактор устойчивого развития региона. Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность». — 2013. — № 1–2 (13–14). — С. 80–91.
  5. Старкова Н. О., Успенский А. В., статья «Проблемы и перспективы современной российской логистики», [Электронный ресурс] URL:http://sibac.info/15009
  6. Старкова Н. О., Саввиди С. М., Сафонова М. В. «Тенденции развития логистических услуг на современном мировом рынке». Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — № 85. — С. 480–490.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, данные, проблема, транспортная инфраструктура, услуга, балл, компания, млрд, научно-технический прогресс, Российская Федерация.


Задать вопрос